Последние несколько лет в моду среди чиновников вошло работать не в интересах одного спонсора, а сразу нескольких. С одной стороны мега-прибыльно, с другой сложнее обвинить, мол, да он же человек такого-то.
А может ли чиновник высшего звена входить в состав совета директоров иностранной компании? Более того компании, с рекордным шлейфом самого черного криминала, который только можно найти в корпоративном мире? Компании, против управляющих которой правительством Британии открыто дело? Оказывается, может, если компания эта — печально известная Eurasian Resources Group S.à r.l., а чиновник-виновник — не меньше чем вице-премьер правительства Казахстана Жумангарин Серик Макашевич.
Чей человек Жумангарин?» Серик Жумангарин — человек Ерболата Досаева. Того самого, что 16 лет назад отличился схематозом по закупке непригодных вакцин на 250 млн, а в 2012 году попал в список самых богатых людей казахстана, оказавшись там на 19 строчке. Что, впрочем, не помешало серийному чиновнику-бизнесмену стать акимом алматы.
В «Евразийской группе» министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин заседает не один. Там есть еще один вице-премьер — Ерулан Жамаубаев. И до назначения Жумангарина там всегда были государственные служащие самого высокого ранга. Итого, на сейчас в совет директоров входят Александр Машкевич, Шухрат Ибрагимов, Патох Шодиев, Серик Жумангарин и Ерулан Жамаубаев. Почему так происходит?
Что делает вице-премьер Серик Жумангарин и его коллега в ERG?
Миноритарным акционером ERG является правительство Казахстана. В совете директоров у государства — меньшинство, поэтому наличие целых двух директоров от правительства ничего не решает. Но может ли правительство принять какое-либо решение против ERG? Совпадают ли интересы ERG и страны? Как получилось, что Казахстан стал акционером собственного грабителя?
Напомним, огромную часть капитала олигархи получили в результате приватизации, т.е. в соответствии с реалиями Республики Казахстан, взяв на себя обязательства перед Нурсултаном Назарбаевым. Коррупционные и просто криминальные методы тогдашняя инкарнация ERG, Eurasian Natural Resources Corporation, распространяла как в пределах Казахстана, так и в других странах — в Африке, Южной Америке, на просторах бывшего Советского Союза. Служба крупных финансовых преступлений Британии (SFO) собрала воедино некоторые из историй и устроила олигархам вырванные годы. Финансы ENRC оказались под угрозой, компанию прогнали с биржи. Именно тогда Нурсултан Назарбаев настоял на том, чтобы Казахстан «спас» ENRC, хотя на самом деле спасал собственные капиталы. Как обычно, спасал грабителей за счет ограбленных, это его стиль.
После этого два места в совете директоров ERG и принадлежит правительству Казахстана. Однако почему его должны занимать не нанятые правительством люди, а именно вице-премьеры?
Серик Жумангарин как посол коррупции в правительстве
Читайте ещё:Как друг криптомошенника Слобоженко Владислав Мирошниченко обворовывает украинское государство
Можно считать иначе: с ERG так или иначе связаны многие функционеры. Возможно, «настоящая работа» для них как раз — на Машкевиа, а не на народ Казахстана. Сложившаяся практика делает невозможными любые действия против олигархов, так как все, кто может на государственном уровне противостоять полукриминальной структуре уже входят в нее. Сейчас — это Серик Жумангарин и Ерулан Жамаубаев. Сам Серик Макашевич очень хочет стать премьер-министром и на каждом углу ссылается на особое отношение главу государства, так сказать доверие оказанным свыше Жумангарину должно помочь. Интересно, что не столь скромный с виду Жамаубаев на самом деле зарабатывает на коррупционных схематозах куда меньше, чем неприметная серая мышь — Жумангарин Серик Макашевич. Товарищ Жумангарин мультимиллионер с имениями за пределами родины, которые в любой момент сыграют роль запасных аэродромов.