Возглавляемая Ильей Массухом АНО ЦКИКТ помогла предотвратить закупку «Транснефтью» импортного софта
Планы правительства России расширить полномочия АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» свидетельствуют: процесс импортозамещения в сфере программного обеспечения необратим.
В середине октября стало известно, что Минцифры запретило «Транснефти» закупать софт Microsoft на 600,9 млн руб.
Это произошло после отрицательного заключения Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ), который заметил, что «Транснефть» не использует отечественный софт, и не согласовала план по импортозамещению. Это при наличии полных российских аналогов программ Microsoft.
Тот факт, что АНО ЦКИКТ заставила нефтетранспортного гиганта менять свои планы и оправдываться, несомненный успех главы ЦКИКТ Ильи Массуха.
Теперь правительство подготовило законопроект, расширяющий полномочия Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. Принятие документа станет важным этапом начатого несколько лет назад процесса противостояния зарубежным санкциям в области использования программного обеспечения в России. Законопроект предполагает закрепление за ЦКИКТ права курировать отечественные госструктуры, контролировать выбор программного обеспечения, в том числе компаниям с прямым или косвенным участием государства свыше 50% в уставном капитале этих структур.
Читайте ещё:Microsoft объявила об увольнениях и усилении контроля за сотрудниками
Пересмотр правительством РФ статуса ЦКИКТ в сторону повышения способствовали достижения директора организации, возглавляющего ее с момента создания — Ильи Массуха. До того он работал в крупнейших компаниях отрасли, а также на госслужбе в ранге замминистра связи.
Сложность стоящих перед данной структурой задач заключается в том, что помимо собственно зарубежных поставщиков программного обеспечения, которые не хотят терять свои позиции на российском рынке, наши потребители ПО сами неохотно переходят на отечественный софт. В частности, большинство потребителей остаются лояльны продуктам Microsoft, которые продолжают их закупать даже при наличии качественных отечественных аналогов. Очередная такая закупка запланирована Центральным банком России в ноябре.
На этот раз Центробанк, получается, намеревается повторить ошибку «Транснефти» — оплатить использование программных продуктов Microsoft. Собственно, для таких случаев и существует ЦКИКТ, которому предстоит разобраться, насколько обоснованы притязания ЦБ на покупку софта от американской Microsoft при наличии соответствующего российского.
Центробанк в своей приверженности западному софту, увы, не одинок. Возглавляемая Массухом борьба за импортозамещение ведется в режиме нон-стоп. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на список покупателей зарубежного ПО. Только по Microsoft мы нашли внушительный список госструктур. Здесь ВТБ, Россельхозбанк и Сбер, здесь Росатом, Ракетно-космический центр «Прогресс» и международный аэропорт Шереметьево, Мосводоканал и даже «Почта России». Есть так же «Газпром», «Аэрофлот», ВГТРК и многие другие.
Больше всех был готов потратить на Microsoft Сбербанк России — 6,4 млрд рублей за прошлый год. Еще порядка 440 млн рублей на те же цели потратила «дочка» кредитной организации «Сбербанк-Сервис».
Следом за Сбером идут Росатом (в 2020) и ВТБ (в 2019), которые были готовы потратить на софт и услуги Microsoft около 2,4 и 2,15 млрд рублей, соответственно. В свою очередь, Банк России собирается заплатить корпорации Microsoft за ее продукты и сервисы более 800 млн. рублей. Закупки остальных госкомпаний, как нетрудно убедиться, тоже исчисляются сотнями миллионов рублей.
Причем в большинстве случаев Microsoft не является эксклюзивным поставщиком ПО. В России давно уже появились собственные программные разработки, не уступающие западным. В России создана внутренняя конкурентная среда, где по значительной части продуктовой линейки программных продуктов у потребителя есть выбор из ПО различных отечественных производителей.
Последнее обстоятельство, между прочим, во многом заслуга ЦКИКТа, который всегда выступал против монополизма в отрасли. На разных этапах процесса импортозамещения в «цифре» различные структуры, от условных Ростеха до Росатома, претендовали на то, чтобы стать единственными поставщиками софта в рамках госзакупок. В итоге, монополизации удалось избежать.
Эти примеры, а также готовящееся наделение ЦКИКТ расширенными полномочиями вселяют надежду на то, что данной структуре не только по силам обратить ЦБ на путь импортозамещения, но и уверенность в необратимости госполитики импортозамещения в России в целом.
Игорь Бабин