Должник родины
В Петербург возвращаются бойцы, отдавшие свой воинский долг. Среди них есть очень непростые участники. Так, родные Невские берега теперь ждут Александра Суетова, осужденного руководителя банды грабителей ювелирных салонов «585», «Золотой» и помилованного за боевые заслуги участника ЧВК «Вагнер».
Грабительский Петербург
Преступных группировок, специализирующихся на ограблениях ювелирных в Питере, было не так уж и много. Самые известные с середины 2000-х это банда Переверзева, банда Киселева и банда – Александра Суетова. В некотором роде они «переняли» эстафету у группы Киселева. Последняя орудовала в Петербурге и области с 2011 по 2017 годы. В суде было доказано 14 налетов. Банда Суетова начала орудовать с января 2017 года, когда группу Киселева уже «закрыли»
Как говорят, полиция даже думала, что на свободе остался кто-то непойманный из «переверзевских». Но практика показала, что почерк у новых грабителей другой. И в отличии от тертых Переверзева или Киселева, банда Суетова долго не продержалась. Налетчики были пойманы через 9 месяцев, во время последнего ограбления.
Следствие отмечало, что Суетов и его подельник из грузинской диаспоры Нодар Тухиашвили, обладали и организаторскими способностями, и лидерскими качествами. Были они знакомы довольно давно. При каких обстоятельствах состоялось это знакомство, история умалчивает. Но архивы Петродворцового района Петербурга хранят еще одно уголовное дело в отношении некоего Александра Суетова, который в 2011 году был задержан полицией, за избиение своей сожительницы.
Вот об этом инциденте писала пресса: «Ранее судимый Александр Суетов встретил любовницу у дома 9 на улице Гоголя в Стрельне Петродворцового района Петербурга. Начав ссориться с женщиной, Суетов начал угрожать ей убийством. Доказывая серьезность намерений убить женщину, Суетов ударил любовницу бейсбольной битой по левой ноге. После того как женщина закричала от боли, Суетов схватил ее за шею и начал душить…».
Утверждать, что указанный Александр Суетов и свежепомилованный участник ЧВК «Вагнера»? одно и тоже лицо, мы не можем. Однако, подозрения о том, что с Тухиашвили Суетов, эпохи ограбления ювелирных, мог познакомится в местах не столь отдаленных, все же оставим. Ведь самые крепкие подельники сплачиваются, как правило, в колониях
Что же нам известно достоверно? А известно следующее, что приятели Тухиашвили и Суетов, как записано в приговоре, «не работая и не имея намерения трудоустраиваться, но, желая быстрого и стабильного обогащения преступным путем, для достижения названной цели, не позднее 11.01.2017, совместно решили создать и возглавить организованную группу, куда со временем вовлекли остальных соучастников, для систематического совершения разбойных нападений».
Через некоторое время в группу влились Ян Неустроев, Александр Истранин, Александр Степанов, Алексей Стреляев и Николай Елисеев.
Доля налетчика
За свой недолгий срок существования, за несколько месяцев, тем не менее, банда Суетова успела совершить 6 крупных налетов. Представить размах нападений в общем не трудно, если бы банда осталась «на плаву». Ведь, напомним, «золотая» банда Киселева совершила 14 нападений за 7 лет (с 2011 по 2017 год). Работали налетчики несколько грубее чем группы Переверзева и Киселева, долго вокруг магазинов не ходили. Подъезжали на автомобиле, пускали кого-то в магазин для изучения обстановки. Затем вечером следующего дня грабили. Маскировка была обычная. Шапки-маски, шарфы, перчатки. Наличие посетителей не смущало. Их клали на пол угрожая пистолетом. Захваченными с собой молотками Суетов и его подельники разбивали витрины и уносили все что можно было унести. Нападениям подверглись несколько магазинов ювелирных компаний «585» и «Золотой». Сумма похищенных драгоценностей оставила около 7 миллионов рублей. На суде представители ювелирных фирм оценили ущерб от украденного как «значительный».
Награбленное добро участники налетов делили между собой, а часть сбывали через цыганские ломбарды, где, как известно, мало кто спрашивает происхождение золота. До суда дело дошло только осенью 2019 года. Ещё через год им вынесли приговор: Суетов и Тухиашвили, как организаторы и идейные вдохновители, получили по 10 лет колонии строгого режима. Сидел Александр Суетов недалеко от дома, в колонии строгого режима «Яблоневка», что неподалеку от Ладожского вокзала в Петербурге. Здесь когда-то в конце 50-х были тюремные деревянные бараки, потом женская колония. В 1961 году, приказом МВД РСФСР №042 организована ныне действующая мужская исправительная колония №7. Обитающие здесь зеки в те годы построили асфальтобетонный завод (ныне АБЗ «Магистраль»). В общем и целом, не самое худшее и не самое отдаленное пенитенциарное подразделение Петербурга и Ленобласти.
По всем расчетам Суетов должен был освободиться не раньше осени 2027 года. Даже подача документов на условно-досрочное была от него далека и могла произойти только в 2024 году, после того, как он отсидел бы по закону положенные две трети срока.
После объявления руководства ЧВК «Вагнер», что вот они, отдавшие свой долг родине и соответственно искупившие кровью свои преступления и грехи, в сети появились фамилии и имена. Среди них была и фамилия Суетова. Так как указанная частная военная компания часто подвергается критике, а некоторые и вовсе воспринимают в штыки детище бизнесмена Пригожина, то публичное озвучание имен зеков-«вольноотпущенников» - отличная рекламная компания. Не верили в помилование за службу Родине? Вот она.
Среди других наемников из колоний есть еще и другие осужденные персонажи из Ленинградской области. Но не у всех у них, как у Суетова, столь примечательная уголовная история. Тем не менее, общественность очень волнует, каким образом новоиспеченные воины-защитники с таким портфолио будут снова адаптироваться среди добропорядочной публики. Ведь приговор суда гарантировал этой самой общественности, что она будет избавлена от присутствия граждан подобных Суетову еще надолго.
Читайте ещё:Аптекари Шаврин и Годовалов кинули налоговую на миллиарды
Не смотря на гарантии государства, о снисхождении к участникам СВО, у тех, кто живет простой гражданской жизнью, совершенно нет никаких гарантий, что через некоторое время помилованные снова не вернутся к привычным для них занятиям. Для кого история получит счастливое, а для кого преступное продолжение, мы узнаем в ближайшее время.
Игорь Бабин