"На посошок" с Усмановым
Ранее уличенный в мошенничестве с налогами Григорий Федюков мог выводить деньги из "Волковского спиртзавода" не без осведомленности Алишера Усманова.
Федеральная налоговая служба России (ФНС) подала в арбитражный суд Тамбовской области заявление о признании банкротом ЗАО "Волковский спиртзавод". Сумма требований - свыше 214 млн рублей. Единственным собственником предприятия является ныне ликвидированное ООО "Белстаринвест" бизнесмена из Воронежа Григория Федякова.
В прошлом господин Федюков уже имел проблемы с налоговой с уголовным подтекстом, поэтому деньги с предприятия могли просто вывести.
Между тем у Федюкова в прошлом есть интересный партнер Алишер Усманов, с которым Федюков работал еще в нулевых годах.
"Волковский спиртзавод" уже давно мог быть признан несостоятельным. Претензии ему предъявляли еще в 2021 году, но в 2022 году он сумел выплыть: внезапно часть его долгов перед ООО "Фреш" (11,5 млн), "Экспобанка" (32,9 млн) и ФНС (144 млн рублей) выкупила строительная компания "Тавбостарстрой".
Читайте ещё:Умер первый чернокожий депутат России, скончавшийся в декабре от инсульта
Причиной стали обещания менеджмента "Волковского спиртзавода" (читай - самого Федякова), что на площадях застройщика развернут новое, крайне выгодное производство - чистой воды и антисептиков, а также вновь запустят линейку по производству алкогольных напитков, самым известным из которых является водка марки "Тамбовский волк".
Однако прошел год, и, судя по всему, дело не пошло - остатки денег могли просто вывести с предприятия. Финансовой информации по итогам 2022 года еще нет, но в 2021 году прибыль завода, итак балансировавшего на грани рентабельности, резко упала - на 6 млн процентов, с 2 тыс. рублей до убытка в 125 млн рублей. Стоимость активов снизилась сразу на 30%.
Такое ощущение, что, получив отсрочку от ФНС и наобещав золотые горы "Тавбовстарстрою", менеджмент предприятия выиграл время, за которое мог реализовать все ликвидные активы завода.
Налоги не для всех
История эта веет криминальным душком, особенно, если учесть прошлые "подвиги" Григория Федякова. Ранее, в период его руководства агрохолдингом "Белстар-агро" в Воронежской области, он был признан виновным в налоговом мошенничестве.
Махинации совершались при закупках сельхозпродукции на Комбинате хлебопродуктов "Калачеевский" (КХК, входил в "Белстар-агро"). В качестве поставщиков выступали "компании-однодневки" ООО "АгроТрейд", ООО "Агроимпульс", ООО "ВАПК "Дарт", ООО "Флора" и ООО "ТК "Злата".
Однако истинные закупки производились у компаний, находящихся на упрощенной системе налогообложения и освобожденных от НДС. При помощи подложных деклараций в 2015-2016 годах Григорий Федяков с подельниками сумели незаконно возместить 26,4 млн рублей.
Возможно, Федякову удалось бы уйти от ответственности, если бы не один из участников схемы - гендиректор КХК Павел Тафинцев, который был пойман за руку и пошел на сделку со следствием. В итоге же вину признал и Федяков, и при этом получил крайне мягкое наказание - всего три года лишения свободы условно.
Григорий Федяков. Фото: Олег Харсеев/"Коммерсант"
А ведь ранее Федяков был уважаемым членом общества. Проблемы у Григория Федякова начались в 2012 году, когда все крупные предприятия холдинга одно за другим ушли в банкротство из-за долгов перед банками. Куда делись деньги - непонятно до сих пор, но в итоге и сам Федяков был признан банкротом.
При этом бизнесмен даже в период банкротства основных юрлиц холдинга мог пытаться "мухлевать". Как утверждали "Четыре пера", имущество основных юрлиц холдинга было передано одноименным ООО, аффилированным с самим Федяковым. В ряде случаев оно могло продаваться по сильно заниженной цене, тогда как общая сумма задолженности составляла более 11 млрд рублей. В том числе и перед бюджетом.
При этом впоследствии деятельность "Белстар-агро" обернулась возбуждением еще нескольких уголовных дел, связанных, прежде всего, с незаконным получением кредитов. Поэтому можно предположить, что господин Федяков еще очень легко отделался.
Сегодня он все еще указан, как учредитель сразу 18 организаций, среди которых "живыми" остаются общественная организация ВРОО "ГС "Лидер" и компании АО "Белстар-Фарм", ЗАО "Инвестрегион-в" и упомянутый "Волковский спиртзавод".
Фото: Rusprofile.ru
Из них особое внимание привлекает ЗАО "Инвестрегион-в", которое занимается переработкой мяса и консервированных продуктов. Собственно, эта компания может быть пустышкой, где гипотетически могли оказаться и деньги спиртзавода.
Последняя финансовая информация по компании доступна за 2015 год. При нулевой выручке и прибыли (т.е. финансовую деятельность не ведет) у структуры нашлось активов на общую сумму 300 млн рублей. Почему, в таком случае, Федяков не расплатится этими активами по долгам "Волковского спиртзавода"?
Фото: Rusprofile.ru
Вполне возможно, что предприятие это, как и "Волковский спиртзавод", принадлежит Григорию Федякову лишь частично. Делов в том, что ранее Федяков работал в команде, Алишера Усманова как раз в то время, когда шел скандал с недружественным поглощением "Тяжмехпресса". Эта компания выпускает тяжелые прессы.
Под прессом Усманова
В 2003 году разгорелся скандал. Несколько акционеров, представляющие 13% капитала структуру "Тяжмехпресса", заявили, что, по их мнению, "Металлоинвест" получил компанию незаконно - так как не было соблюдено право преимущественной продажи акций акционерам общества.
По сути, представителей "Металлоинвест" и топ-менеджмент ЗАО обвинили в воровстве и бандитизме. Миноритарии требовали, чтобы перед ними отчитались, кто и сколько из топ-менеджеров заработал на продаже их завода "Металлоинвесту", писал "Коммерсант".
История была типична для 90-х годов. А одним из топ-менеджеров компании, выступавшем на стороне Алишера Усманова, в те годы был как раз Григорий Федяков, гендиректор ЗАО "Тяжмехпресс".
В итоге же представители "Металлоинвеста" решили учесть пожелания только самого крупного миноритария - ЗАО "Торговый дом Тяжмехпресс". Представителей компании заверили, что ТД будет участвовать в реализации продукции завода на эксклюзивных условиях. Остальных миноритариев, по сути, оставили с носом, не пустив в Совет директоров.
При этом именно Григорий Федяков изо всех сил пытался убедить миноритариев, что завод приобретен "Металлоинвестом" на законных основаниях. Складывается впечатление, что он мог быть "засланным казачком" Алишера Усманова, в результате действий которого тот получил контроль над еще одним крупным предприятием.
За ситуацией с "Волковским спиртзаводом" могут крыться интересы Алишера Усманова? Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Учитывая прошлые заслуги и связь с "Металлоинвестом" Усманова, легко предположить, что и в ситуации с "Волковским спиртзаводом" немудрено предположить наличие следа последнего. Тем более сам он нынче предпочитает не светиться из-за целой серии наложенных на него перекрестных санкций.
Если это предположение правдиво, то следов спиртзавода, как и самого спирта найти будет сложно.
Ольга Васильева