Газпромовский след в монгольской степи

Олег Титаренко, в свое время засветился в истории со скандально известным экс-владельцем монгольской золотодобывающей компании "Золотой Восток — Монголия" Сергеем Паушком. Последний, в январе 2019 года подал иск в верховный суд штата Нью-Йорк. Иск Паушка был направлен против "Газпромбанка", а также зампреда правления банка Александра Муранова, отвечавшего за рынок драгметаллов, начальника департамента по работе с проблемными активами "Газпромбанка" Олега Титаренко, а также сотрудника департамента по работе с проблемными активами Владимира.

В иске, принятом верховным судом штата, бывший золотодобытчик требовал с ответчиков по меньшей мере $2,25 млрд за присвоение мошенническим путем "миллиардов долларов по рыночной стоимости", взыскание "несуществующего долга", ограничения в передвижении и моральный ущерб.

История судебных разбирательств между "Газпромбанком" и Сергеем Паушком корнями уходит в 2006 год, когда Монголия ввела налог на сверхприбыль золотодобывающих компаний. Под этот налог попала и компания "Золотой Восток — Монголия", которой на тот момент владел господин Паушок, как иностранный инвестор.

Через год российский бизнесмен подал в Гаагский суд, посчитав, что решение властей Монголии обернулось для него потерей $1,6 млрд. Монголия в свою очередь арестовала счета и имущество золотодобывающей компании, в результате чего Паушок был вынужден продать свой бизнес компании Phoenix Sino Limited за $23 млн. При этом "Золотой Восток — Монголия" уже имела кредит "Газпромбанка", выданный в 2006 году, на $30 млн. Кредит был выдан под поручительство Паушка, а также российской компании ООО "Золотой Восток — Сибирь".

В 2011 году банк направил в российские суды иски о взыскании задолженности, а также неустойки в размере $22,7 млн, и выиграл дело. В 2015 году "Газпромбанк" обратился в верховный суд штата Нью-Йорк, ходатайствуя об исполнении решения московского суда. Тогда же он передал права по этому делу монгольской компании Batbrothers.

Сам Паушок уже в 2019 году объяснял позицию по собственному иску тем, что представители "Газпромбанка" "не приняли участие в сохранении залогов в виде оборудования и операционных лицензий" после введения властями Монголии налога на сверхприбыль. По его словам, представители "Газпромбанка" (а значит, надо полагать, и Титаренко, против которого подан иск) "вступили в сговор с владельцем Phoenix Sino Limited Т. Гамболдом и мошенническим путем пытались получить с бизнесмена более $25 млн".

Для этого банк, по словам экс-золотодобытчика, использовал "подставную компанию" Batbrothers, которая выкупила у "Газпромбанка" права требования долгов "Золотого Востока", а Batbrothers пытался совместно с "Газпромбанком" реализовать это право в суде. По словам Паушка "собраны все доказательства, что за монгольской компанией BatBrothers стоит "Газпромбанк", и мы предоставим их суду"

Деятельность Паушка, в прямом и переносном смысле "озолотившегося" в Монголии, в этой стране началась тоже с "Газпрома": в начале нулевых через знакомого, работавшего начальником управделами в "Газпроме", тогда еще у Рема Вяхирева, Паушок сумел выбить кредит у компании "Итера" выдавшей принадлежащей Паушку золотодобывающей артели "Памир" $25 млн за 60% компании. Сотрудничать с корпорацией Паушок продолжал и дальше: так пожелав построить в Монголии нефтеперерабатывающий завод Паушок арендовал еще в 2000 году арендовал для него площадку, организовав совместно с "Газпромом" компанию "Востокнефтегаз". С приходом Алексея Миллера на пост главы "Газпрома" монгольский проект был заморожен, и Паушок решил продвигать его сам, отсудив долю у "Газпрома".

Читайте ещё:Джорджа Мелони заявила, что Илон Маск не угрожает демократии, в отличие от Джорджа Сороса

Как мы видим след "Газпрома" прослеживается во всей монгольской эпопеи Паушка от начала и до конца. Надо полагать, что Олег Титаренко не стоял у истоков все этой запутанной истории, однако, судя по тому, что он стал одним из ответчиков паушковского иска, он принял не последнее участие в ее скандальном завершении. Не стоит исключать участие в этом и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера, с которым, судя по приостановке проекта НПЗ в Монголии, у Паушка явно не сложились отношения. Возможно, что именно с распоряжения Миллера Олег Титаренко, так же, как и другие топ-менеджеры "Газпрома", сыграли ту роль, в которой обвиняет их Паушок, в потере им монгольских активов.

Под крылом "Сороки"

В "Газпромбанке" Олег Титаренко одно время работал в команде председателя правления "Газпромбанка" Андрея Акимова. Заместителем последнего примерно в то же время, работал и Тигран Хачутуров. Как утверждают авторы сайта "Компромат1", якобы его и ещё несколько менеджеров характеризовали как "специалистов по выводу средств, сокрытию активов должников банка, обналичке, занижению при продаже стоимости залогового имущества и т.д., чья главная задача якобы "осуществлять внутри банка проекты для личного обогащения самого Хачатурова".

Как пишет "Момент Истины", самым большим своим успехом Хачатуров считает историю с домом бизнесмена Дмитрия Якубовского. Строение, расположенное по адресу Барвиха дом 77, бизнесмен строил на кредитные деньги в 50 миллионов евро, выданные под залог самого особняка и земли под ним. В итоге Якубовский не смог расплатиться по долгам, вот только имущество бизнесмена перешло не "Газпромбанку", а сторонней фирме - дом был продан Хачатуровым своему знакомому. Возможно, что по аналогичному сценарию готовится работа с имуществом других должников кредитного учреждения: средства от продажи залогового имущества должны поступать Хачатурову, а не банку.

Что до его помощников, то Григорий Юсуфов, в феврале 2020 года он был арестован в рамках расследования уголовного дела о хищении 3,2 млрд рублей в "Инвестбанке", где ранее занимал пост вице-президента. На момент задержания он занимал должность советника Тиграна Хачатурова.

Олег Предтеченский по слухам пренебрежительно именовавший Хачатурова, "Сорокой", за его любовь к показухе и красивой жизни) в "Газпромбанке" отвечал за поиск имущества (в том числе, зарубежного) обанкротившихся должников. Иначе говоря, за работу с проблемными активами. То есть занимался примерно тем же, что и сам Олег Титаренко: последний, в частности, участвовал в требованиях экстрадиции экс-акционеров Северо-Западной лесопромышленной компании Игоря и Ирины Битковых, задержанных в Гватемале с поддельными документами и крупной суммой денег. Не исключено, что по линии "проблемных активов" Титаренко приходилось пересекаться с командой "Сороки", а может и с ним самим.

Всех вышеназванных товарищей объединяет одно – их связывают с фигурой председателя правления "Газпромбанк" Андрея Акимова, который, как сообщает Forbes "свои первые миллионы заработал на торговле долгами". Похожий стиль ведения дел демонстрируют и его подчиненные, – что Хачатуров, что Титаренко, - и плохо верится, что они действовали отдельно друг от друга и своего начальства.

Сам Олег Титаренко уже покинул "Газпромбанк", хотя и вряд ли оборвал все имеющиеся там связи. Не исключено, что и банкротная "Клиника-М", приобретенная им непонятно на какие средства, в результате попадет в те же руки, которые отсчитывают деньги кому-то из нечистоплотных менеджеров "Газпромбанка".