Медиа-«ЗОНА» топ-менеджеров ТВ
По 6 лет лишения свободы грозит топ-менеджерам «Телекомпании «Стрим» Зяблицкому и Лаврову.
Обвинение обоим уже предъявлено в Лефортовском суде Москвы. Поводом для столь немалых тюремных сроков двум топ-менеджерам медиасферы стали выводы обвинения в нанесении компании «Контент Юнион» (в которую входит группа из десятков коммерческих телеканалов) ущерба в 3,5 миллиарда рублей.
По версии следствия, глава совета директоров «Контент Юнион» Анатолий Зяблицкий и гендиректор Александр Лавров в 2017 году путём комбинаций с кредитом от ВТБ и акциями медиахолдинга незаконно завладели всеми активами холдинга – деньгами, ценными бумагами, а также зданием с уникальным технологическим аппаратным комплексом. Что это было: схема по завладению телекомпанией «Стрим» (входит в «Контент Юнион») или выяснение отношений с последующим выдавливанием из бизнеса ещё одних интересантов – руководства компании «Сервинком»?
Средства массовой информации (СМИ) – это всегда лакомый актив, с какой стороны ни посмотри. С конца 1990-х–начала 2000-х годов политические партии и крупные бизнесмены стали скупать СМИ различных форматов. Их далеко не всегда интересовало, будет ли подконтрольное им СМИ приносить прибыль – это был рычаг влияния на массы по продвижению своих идей. А если тот же ТВ-канал или информагентство уже неплохо раскручены, то и заработать можно тоже неплохо. В случае с телекомпанией «Стрим» это как раз второй вариант. В пакете компании десяток ТВ-каналов, среди которых популярные «Охота и рыбалка», «Русский иллюзион», «Еврокино» и «Авто24».
«Система» партнёрства
Возможно, Анатолий Зяблицкий смотрел далеко вперёд и решил пойти по пути, проторённому много раньше в Европе и США. Этот подход подразумевает раскрутку телеканалов до уровня кабельных «гигантов», и именно на них аудитория ждёт и смотрит свежие премьеры новых передач и сериалов. С пакетом ТВ-каналов «Стрима» это была бы вполне осуществимая задача, тем более что некоторые каналы из пакета уже имели выход на международное вещание.
«Сервинком» против учредителя
Бизнес-центр на ул. Рижской на момент сдачи в залог принадлежал АО «Сервинком», учрежденному в 2003 году Анатолием Зяблицким и Анжеликой Чок. Информации о полном составе акционеров нет. Но уже в начале 2019 года отдавшие свои доли в бизнесе партнёры заподозрили неладное. Разобраться с разногласиями они решили через суд.
«Сервинком» обвинил «Контент Юнион» и лично Анатолия Зяблицкого в недобросовестности с требованием отменить договор об ипотеке бизнес-центра. Как следует из материалов суда, компания лишилась здания: в июле 2017 года «Стрим», «Контент Юнион» и ВТБ подписали соглашение, по которому «Стрим» погасил кредит за «Контент Юнион», выплатив 668,6 миллиона рублей (сам бизнес-центр в договоре об ипотеке между «Сервинкомом» и ВТБ оценен в 234,7 млниллиона) и получив права на здание и землю под ним. Таким образом, кредит был возвращен ВТБ менее чем через полгода вместо предполагавшихся четырех лет и девяти месяцев.
Читайте ещё:Жену ведущего Юрия Николаева экстренно госпитализировали в Москве
Более того, в «Сервинкоме» недвусмысленно полагают, что реальной целью оформления кредита изначально было завладеть заложенным имуществом. Обеспечение кредита и без ипотеки кратно превышало его размер, а «Контент Юнион» и господин Зяблицкий «предоставляли недостоверную информацию об условиях кредитования с целью предоставления истцом в залог его ценного актива», указывала в суде «Сервинком». Как утверждает истец, реальная стоимость здания бизнес-центра и земли составляла 1,07 миллиарда рублей с учетом НДС. «Сервинком» подавал иск и к ВТБ, но суд отказал в двух инстанциях.
Николай Лукьянцев и Анатолий Сосновский со своей стороны подали иск к «Контент Юниону» с требованием оспорить договор залога своих долей 43,76% и 4,01%, соответственно.
Дела судебные
Уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по ч.4 статьи 159 УК РФ в отношении Зяблицкого и Лаврова ГСУ СКР по Москве возбудило в конце 2020 года. Осенью 2021 года фигуранты дела были арестованы и отправлены под домашний арест. Лаврова весной 2022 года и вовсе поместили в СИЗО, 60-летнего Зяблицкого «из-за плохого состояния здоровья» оставили «дома». Хотя оба задержанных свою вину отрицают.
Судебные заседания по этому делу идут с октября 2022 года, но тогда решения суд не принял. Последнее заседание суда прошло 15 марта 2023. «Мы считаем, что вина подсудимых полностью доказана» – заявил один из адвокатов потерпевших. И добавил: есть мнение, что, возможно, не все преступные деяния подсудимых нашли отражение в материалах СКР и идущего сейчас процесса.
Для Анатолия Зяблицкого не впервой оказываться под следствием.
Ранее господин Зяблицкий уже оказывался на скамье подсудимых, причём уголовное дело о злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ) также касалось «Стрима». В частности, якобы ущерб понесла компания ООО «Норд», куда по материалам дела экс-чиновник выводил его акции.
Но тогда сначала Мещанский райсуд вернул материалы дела в прокуратуру для устранения нарушений УПК, а потом на повторном процессе рассмотрение дела и вовсе прекратили, поскольку прокуратура отказалась от обвинений. Представители «Норда» обратились во Второй кассационный суд общей юрисдикции. Но и там их не поддержали. С другой стороны вопрос, кто и где поддерживает Зяблицкого, позволяя выходить «сухим из воды»? И что будет на этот раз?
Сядут или нет?
Напомним, прокуратура настаивает на лишении свободы и Аналотия Зяблицкого и Александра Лаврова – по 6 лет колонии общего режима. Ущерб от завладения зданием с уникальным технологическим аппаратным комплексом медиахолдинга «Контент Юнион» («Стрим») оценён в 3,5 миллиарда рублей.
Читайте ещё:«Прожарка» по-Котюковски: кто стоит за защитой администрации?
Стоит учесть, что дело ведёт одна из самых принципиальных судей Лефортовского райсуда Елена Канева. В середине 2000-х она, не побоявшись возможного давления на неё, вынесла приговор по одному из эпизодов «дела ЮКОСа», назначив 14 лет колонии строгого режима бывшему исполняющему обязанности управляющего делами компании «ЮКОС-Москва» Алексею Курцину.
Видимо, и у нынешних её «клиентов» нет шансов уйти от ответственности. Если всё будет доказано…
Конфликт берёт истоки ещё в 2016 году. Тогда «Контент Юнион» собрался выкупить АО «Телекомпания «Стрим» у прежнего владельца – АФК «Система». Пакет вещания состоял из 9 платных телеканалов «Стрим» – «Охота и рыбалка», «Усадьба», «Драйв», «Здоровое ТВ», «Ретро», «Домашние животные», «Психология21», «Вопросы и ответы», «Рыбалка и охота» (международная версия канала «Охота и рыбалка»). На эти каналы в 2016 году были подписаны около 12 миллионов человек при полном охвате в 32 миллиона россиян, как сообщали в самой АФК «Система». Самыми успешными считались «Охота и рыбалка», «Усадьба», «Драйв.
Для этих целей «Контент Юнион» получил от ВТБ кредит в 672 миллиона рублей. В будущем следователи посчитали, что вариант завладения полным контролем над всеми активами холдинга у председателя совета директоров Зяблицкого забрезжил именно тогда. Он в паре с генеральным директором Александром Лавровым убедили основного совладельца компании Николая Лукьянцева и других акционеров, что в качестве залога необходимо предоставить их пакеты акций.
ВТБ выдал кредит под залог 80,01% акций ООО «Контент Юнион», принадлежащих Анатолию Сосновскому, Николаю Лукьянцеву и Анатолию Зяблицкому, 100% акций АО «Телекомпания «Стрим» стоимостью около 900 миллионов рублей, векселя на 372 миллиона рублей, а также шестиэтажного бизнес-центра площадью почти 5 тысяч «квадратов» в районе метро «Алексеевская», где арендует площади «Контент Юнион». В результате этих финансовых операций Лукьянцев и Сосновский отдали свой совокупный пакет акций в 47,8%, доверившись давним партнёрам.