«ИрАэро»: а может, летать бортами «РЖД»?
Аттракцион невиданной жадности демонстрирует «ИрАэро». Запустив с конца апреля прямые рейсы из Иркутска в Улан-Батор, авиакомпания дерет за один перелет от 12 до 21 тысячи рублей. За час пути до Иркутска или 55 минут до Улан-Батора.
Вот, к примеру, надо кому-то слетать из Монголии в Иркутск и обратно 3 и 5 июня.
Выложить за это придется больше 36 тысяч рублей.
То есть на те же деньги можно слетать из Иркутска до Петербурга туда-сюда-туда и почти на сюда еще может остаться. И это по шесть часов в одну сторону.
Читайте ещё:Минобрнауки: как новые нормативы изменят жизнь студентов к 2026 году
И ведь никто «ИрАэро» в ее чудовищном ценообразовании не указ. Уж не говорим про грозного губернатора Игоря Кобзева, а и ФАС – не указ. Некоторое время назад Федеральная антимонопольная служба уже отвечала на докучливые вопросы насчет сногсшибательной разницы в цене между некоторыми региональными и магистральными направлениями авиаперевозок. Общий смысл ответа – «ну, бог так дал, а мы не вмешиваемся». Мол, средняя себестоимость авиаперевозок в расчете на пассажиро-километр на региональных авиалиниях вчетверо превышает аналогичный показатель на магистральных линиях. Но даже при этом появление на ранее монопольном маршруте хотя бы еще одного перевозчика снижает стоимость билетов на 30 процентов (то есть и такое снижение не дает убытка, поскольку ж первый перевозчик тоже продолжает летать).
А «ИрАэро» все-таки – единственная отечественная авиакомпания, которая в 2023 году возобновила рейсы в Улан-Батор. Могут себе позволить. К слову, поездка стараниями «ИрАэро» во Вьетнам, куда авиакомпания начнет летать с июня, тоже вылетит в копеечку (а по времени лететь примерно как до Москвы или Питера).
Заметим, что по железной дороге ехать до Улан-Батора придется почти сутки, а заплатить – примерно столько же. Так что на борты «РЖД» в рассуждении экономии тоже надежды нет.
К тому же «ИрАэро» можно понять – хлопот у нее с самолетами «Суперджет-100», которые работают на линии до Монголии и будут летать до Ханоя, – не оберешься. Так, например, на них больше не меняют грязные топливные фильтры на новые – их повторно используют после промывки. Как сообщил ТГ-канал «Авиаторщина», новых оригинальных французских топливных фильтров нет с осени. Запасные давно кончились, а альтернативные импортозаместить пока не смогли.
Фильтры являются расходным материалом, они нужны, чтоб механические примеси, частицы льда и ненужная жидкость (например, масло) не попадали вместе с топливом из баков в камеру сгорания в двигателях.
За 2022 год только у трех крупнейших авиакомпаний-обладателей «Суперджетов» сигнализация о засорении фильтров сработала 124 раза. При этом Росавиация классифицировала как инцидент только шесть событий.
Входящая в Ростех Объединенная двигателестроительная корпорация «ОДК-Сатурн» обещала завершить разработку «альтернативного» фильтра и начать его изготавливать еще в августе. Но процесс сертификации затягивается. И вот в качестве временной меры фильтры стали промывать и ставить назад. Правда, срок эксплуатации их слишком маленький – всего несколько дней. В трети случаев они засоряются в течение 40 часов.
А ведь и оригинальные фильтры приходилось менять на новые в среднем уже после 2-2,5 тысячи часов. Перевозчики жаловались. И вот на этом фоне ими теперь можно пользоваться (с промывкой) сколько хочешь, сделав, считай, бессмертными... Сейчас если срабатывает сигнализация о засорении фильтра на одном двигателе, то борт продолжает полет, если сразу на двух – возвращается на аэродром вылета или садится на запасной.
В начале декабря 2022-го родственник губернатора Калужской области Владислава Шапши вылетал на «Суперджете» из Калуги в Питер, но после взлета самолет вернулся в аэропорт по причине засорения в обоих двигателях топливных фильтров (они были установлены двумя днями ранее как раз после промывки).
Шапша и обратился к министру транспорта Виталию Савельеву, а тот поручил Ространснадзору разобраться. Ространснадзор, соответственно, попытался провести внеплановую проверку производителя самолетов, который обязан поддерживать их безопасность (то есть корпорацию «Иркут»). Только вот «Иркут» к себе инспекторов не пустил. Мол, он не относится к гражданской авиации, поэтому и не является объектом такого госконтроля. Правда, хоть на стороне «Иркута» и были Росавиация и Минпромторг, мировой суд в районе Аэропорт города Москвы все-таки привлек к ответственности сразу двух топ-менеджеров «Иркута», которые как раз и препятствовали проверке. Так, исполнительному директору корпорации Василию Прутковскому выписали штраф в семь тысяч рублей.
Мыть фильтры будут еще минимум полгода. И это – только часть трудностей перевоза. Так что платим и летим, граждане. Входим в положение.