Что чистит владелец «Тринфико» Олег Белай в интернете с помощью скандального агентства Еliminalia
Изучая деятельность некоего Олега Белая, поневоле вспоминаешь несколько перефразированные слова поэта – раз интернет чистят, значит, кому-то это надо.
Потому что с одной стороны поисковик выдает биографию успешного предпринимателя, который создал сам себя:
А с другой стороны – следы зачистки материалов в интернете:
Читайте ещё:Библиотеки по стране закупили эротические рассказы Симоньян
Что же такое чистит о себе человек, который является одним из самых известных бизнесменов России, Генеральный директор АО «ТРИНФИКО Холдингс» и мажоритарный акционер инвестиционной группы «Тринфико» Олег Викторович Белай? Ответ долго искать не приходится:
Жалуется Олег Белай на материал «Мастер откатов Олег Белай». Причем здесь важен не столько сам материал и его содержимое, сколько причина, по которой он просит его удалить из выдачи ГУГЛа – «Нарушены мои авторские права на публикацию».
Нарушение авторских прав – одна из немногих причин, по которым ГУГЛ немедленно удаляет из выдачи материалы, на которые жалуется правообладатель. Но наши аферисты и люди, занимающееся профессиональной чисткой интернета, моментально сообразили, как использовать это правило для себя.
Работает это следующим образом. Настоящий материал копируется на сайт поддельных материалов (в нашем случае это rf-news.link), датируется задним числом, после чего подается жалоба в соответствии с Законом США об авторском праве в цифровую эпоху.
Цель такой тактики — заставить Google и другие поисковые системы удалить подлинные статьи из результатов поиска. После этого удаляется и фальшивая, и материал исчезает навсегда. Это – одна из самых простых и эффективный тактик по удалению нежелательного контента из Сети.
И наиболее часто прибегает к ней испанец Диего Хименес Санчес, чье агентство по управлению репутацией Еliminalia засветилось в целом ряде скандалов, вызванных чисткой интернета от материалов, неугодных заказчику. Основной метод работы Санчеса – именно жалобы на нарушение авторских прав, на основании чего нежелательный материал удаляется из Интернета.
Однако Eliminalia использует и другие приемы: запугивание журналистов и владельцев ресурсов, разместивших нежелательный контент, клонирование целевой истории и удаление имени их клиента, а также создание положительных или нейтральных фальшивых историй с упоминанием их клиента в надежде, что поисковые системы будут индексировать их выше законных. Это последнее мы видим и в случае Олега Белая.
Методы у Санчеса разные, но тот факт, что Белай обратился к услугам «мойщика репутации» Санчеса, говорит о многом. В первую очередь о том, что для Белая чрезвычайно важно сохранить «чистую» репутацию. Это понятно, исходя из того, что ценник Санчеса стартует от цифр с пятью нулями, причем речь идет не о рублях. Так что человек, готовый выложить такие деньги, явно понимает, зачем он это делает.
Кроме того, глядя на список клиентов Санчеса, понимаешь, что только фейковыми материалами, которые датируются задним числом, чистка не ограничится. Впереди – нелегкие времена для журналистов, пишущих об Олеге Белае, и для изданий, эти материалы размещающих.
Среди наиболее известных клиентов Eliminalia фигурируют Малхас Тетруашвили, отмывавший деньги босса российско-грузинской мафии Тариела Ониани; Хосе Местре Фернандес, который был осужден за руководство сетью по торговле кокаином в Барселоне. Eliminalia также была привлечена для представления интересов OneCoin, мошеннической схемы криптовалюты, которая украла миллиарды долларов у инвесторов.
Среди российских клиентов Санчеса – Алексей Крапивин, для которого Санчес пытался удалить результаты расследования OCCRP о том, что на счета банка CBH поступило 277 миллионов долларов из офшорных компаний, связанных с российским «королем госзаказов» Алексеем Крапивиным.
Так что обращение к мойщику репутаций Диего Хименесу Санчесу – шаг серьезный, и вызван он обычно не менее серьезными причинами. Потому возникает вопрос – что же побудило Олега Викторовича Белая, вполне, казалось бы, респектабельного бизнесмена, обратиться в столь сомнительную контору со столь высокими ценами?
Ответ прост – уголовное дело, открытое против него в конце декабря Следкомом. Сам факт возбуждения уголовного дела тщательно скрывается вот уже полгода. Если со стороны Белая такая скрытность понятна, то вот почему молчат в СКР – варианты разнятся. По одним данным, чтобы не вызывать панику среди инвесторов группы ТРИНФИКО, которую возглавляет Белай, по другим – чтобы не спугнуть более крупную рыбу, стоящую за фигурой Белая.
Читайте ещё:Суд смягчил меры ареста топ-менеджерам «Русских фондов»
Как бы там ни было, но Олег Белай явно не заинтересован в публичном скандале – он «замутил» новую аферу:
И излишняя публичность ему ни к чему, тем более что СКР расследует его старые дела и проблем и так хватает. Претензии к группе ТРИНФИКО и Олегу Белаю копились давно. Одна из последних связана с негосударственным пенсионным фондом «Аквилон», которым управляла одна из структур группы Олега Белая – УК «Тринфико». В связке с Сериком Рахметовым они создали схему, позволившую вывести из фонда 57 миллионов рублей путем фиктивной перепродажи активов.
По заявлению Центробанка, сделки с «признаками предварительного соглашения» совершались на Московской бирже с 10 марта по 22 декабря 2015 года. Всего таких сделок насчитали более 600. Участниками схемы были АО «УК Тринфико», которое управляло пенсионными накоплениями НПФ «Аквилон», и ООО «КИТ Финанс Трейд», через которое и выводились деньги.
Именно по факту проверки Центробанка и было возбуждено уголовное дело, а Олег Белай кинулся срочно распродавать активы и «уходить в нал»: он явно собирался сбежать, но не успел – СКР отобрал у него загранпаспорт и запретил покидать пределы России.
Но этим неприятности, естественно, не ограничились. СКР заинтересовался также странной историей ТРИНФИКО с инвестициями в кубанские виноградники, которые за восемь лет не принесли ни копейки прибыли. Возможно, секрет в том, что таким образом из компаний группы просто выводятся деньги?
Основной актив Белая сегодня – это АО «Тринфико холдингс». Результат работы за прошлый год – убыток в 98 миллионов. У ООО «Тринфико групп», где партнерами Белая выступают Виталий Беланович и Андрей Марсий, и вовсе нет никакой выручки, убыток в 125 млн рублей и минусовая стоимость активов.
Впрочем, это официальные данные, предназначенные для налоговой отчетности. Истинные же доходы Олега Белая «размазаны» в предприятиях, структура владельцев которых спрятана за многочисленными ООО и АО. И предназначены эти ширмы для того, чтобы прикрыть владельца от ответственности в случае, если паче чаяния, его деятельностью заинтересуются правоохранители.
А они взяли и заинтересовались. И все прокладки между Белаем и его бизнесами, призванные спасти афериста от интереса правоохранительных органов, не сработали – подставные «фунты» явно не горят желанием «гореть» за копейки, которые им платил Белай. Но пока дело о многомиллионном выводе средств из России не стало публичным, а тихо расследуется в недрах СКР, у Олега Белая есть шанс все решить «по-тихому», пусть и немного полиняв на деньги, зато оставшись на свободе. Да и все деньги не отберут – все это прекрасно понимают.
И вроде как договоренность уже была достигнута, как внезапно скандал перешел в публичную плоскость – об аферах Олега Белая и уголовном деле, в котором он является основным фигурантом, начали писать в прессе. И случились две вещи – уголовное дело не успели похоронить тихо. И – сильно возрос ценник, поскольку публичный скандал такие вещи сильно подымает в цене.
Кто «подсуетил» Олегу Белаю такую подлость, когда все уже было практически решено – неизвестно. Но факт остается фактом: вопрос с уголовным делом завис, а скандальные публикации, мешающие решению этого вопроса, пришлось чистить. Что довольно непросто в определенных случаях. Вот и пришлось подключать к делу Санчеса и отваливать ему весьма немаленькие деньги. Результат – в выдаче Гугла стали появляться сообщения об удалении материалов об Олеге Белае в связи с «нарушением авторских прав». Но пока что это помогает слабо – слишком много надо чистить, а в СКР ведь тоже не все готовы уладить дело миром. Так что события пока в динамике.
Григорий Дудник