Клячину до "Азимута" не дотянуть: арестованные активы олигарха тянут на статью
Девелопер Александр Клячин пытается сохранить нажитое "непосильным трудом" при помощи подставных лиц?
Торги по продаже объектов, принадлежащих структурам экс-банкира Алексея Хотина, отменены, поскольку по иску Генпрокуратуры к нефтяной компании "Русь-ойл" на них наложен арест.
Владельцами последней, как определил суд, являлись бывший миллиардер Хотин и миллиардер пока еще действующий Александр Клячин. У Клячина арестовали несколько компаний и обратили взыскание на Azimut Hotels. Всё потому, что удалось доказать уклонение от уплаты НДПИ и НДС структурами, входящими в "Русь-ойл". Ущерб оценивается примерно в 200 млрд рублей. По данным Forbes, состояние бизнесмена – $1,2 млрд. Таким образом, требуемые средства составляют около одной шестой доли состояния Клячина.
Дело рассматривается в каком-то строжайшем секрете. На сайте Мосгорсуда ни одного опубликованного документа.
Представители Клячина отрицают его связь с "Русь-ойл". Однако, согласно имеющимся данным, в 2013 г. 27% в Exillon Energy (структура, которая принадлежала Хотину и осуществляла добычу в Ханты-Мансийском автономном округе и Республике Коми) выкупила Sinclare Holdings Limited, которую связывали с Клячиным. Exillon Energy прокуратура, судя по всему, считает холдинговой компанией "Русь-ойл".
Читайте ещё:Экс-прокурор Москвы Денис Попов стал заместителем главы МЧС
Как удалось выяснить корреспонденту The Moscow Post, чтобы не лишиться своих активов, Клячин может продавать их и вкладываться в другие проекты, на которые невозможно будет наложить арест в связи с тем, что формально они с девелопером не связаны.
Везде свои
Есть такая фирма Zont Hotel Group. Сейчас она планирует заниматься управлением будущего отеля на 300 номеров в составе комплекса "Аквапарадайз" на острове Русский во Владивостоке. Финансировать проект, судя по всему, будут из государственного кармана. Ведь застройщик объекта - ООО "Истерн Аква Парадайз", на 25% принадлежит госкорпорации "Туризм.РФ".
Zont Hotel Group управляет целой сетью отелей. А самой структурой руководят Николай Филатов и Александр Гендельсман. Эти господа ранее занимали топовые позиции в клячинской "Азимут", а потом пошли делать свой бизнес. Который успешно развивается, и палки в колёса ему никто не ставит. Между тем многие считают, что на деле этот бизнес принадлежит Клячину.
Недавно корреспонденту удалось обнаружить другую любопытную ниточку, которая потенциально может вести к бизнесмену. Дело в том, что его "Азимут" собрался переформатировать Морской вокзал в Петербурге под гостиницу, получил территорию и приступил к использованию. А буквально рядом - на ул. Опочинина 2 начали строить ещё один объект для гостиничного использования. Только вот загвоздка – согласно ответу госорганов местному депутату, на застройку этого участка разрешение не выдавалось.
Фото: Архив редакции
Фото с места предполагаемой застройки. Фото: панорама сервиса "Яндекс Карты"
Территория с незапамятных времен принадлежит семейству Горбенко, недавно была переоформлена на Абдулмаликова Магомеда Алиевича и ему же принадлежащее ООО "СК "Качество". Кажется, номинально. Горбенко же был и остаётся собственником нескольких аграрных активов – в основном в Краснодарском крае, где крупные интересы есть у Клячина. Вот и возникает вопрос – а не его ли это человек. Посудите сами: строится рядом с клячинским отелем именно в тот период, когда владелец "Азимута" развивает свой бизнес. Причём строится, судя по всему, незаконно. Составляет компанию Клячину в Краснодарском крае. И не наталкивается на сопротивление такого крупного игрока.
Вполне возможно, что за Горбенко стоит Клячин, и через него ведёт свои дела. А участок на Васильевском острове лакомый. И когда Морской порт вновь начнёт принимать гостей из других стран, возможно, государству понадобятся обратно помещения, которыми сейчас заправляет девелопер. В перспективе отель Горбенко может стать отличной альтернативой для прибывающих туристов – и для кошелька Клячина.
Читайте ещё:Бывший заключённый, убивший вдову ветерана, попытался совершить суицид в армии
Санаторно-курортный роман
То, как Клячин рьяно открещивается от того, что имел отношение к "Русь-ойл", навевает воспоминания о деле с приватизацией санаториев в Ставропольском крае. В 2020 году клячинская "Азимут" приобрела за 6,6 млрд рублей контрольный пакет "РЖД-Здоровье", управлявшего санаториями. Причём цена, по информации СМИ, была минимальная.
Впоследствии Генпрокуратура признала незаконной приватизацию более 1500 пансионатов в Ставрополье. Судебные разбирательства продолжаются до сих пор, и неясно, заберут ли у бизнесмена активы. При этом, как говорил губернатор Ставрополья, "Я буду биться за то, чтобы владельцы санаторно-курортных комплексов, которые вложили в них деньги и добросовестно управляли ими, продолжили владеть здравницами". Намекает на то, что у кого-то объекты останутся в пользовании?
Надо сказать, что Клячин, судя по всему, старается "не высовываться" в этой истории. По крайней мере, никаких комментариев, равно как и подтверждений владения спорными объектами, он не предоставляет. С 2022 года собственник компании-владельца санаториев "РЖД-Здоровье" скрыт, но гендиректором компании является глава структуры Клячина "Эрув" Максим Бродовский. Так что, похоже, актив всё её в руках Клячина.
Кстати, о том, как Клячин "вкладывается" в приобретения, можно писать отдельную статью. Многие помнят вопиющую историю с вырубкой заповедного леса у Истринского водохранилища, которой предшествовала скупка этих земель компанией "Вектор Инвестментс", которая может входить в контур интересов Клячина. Причём, есть вопросы к её (скупки) законности – по сути, это природоохранная зона и строиться там нельзя.
Около десяти лет компания оставалась собственником, а потом вдруг стала раздавать землю сторонним компаниям, передав в итоге примерно 156,3 гектаров. Это случилось на фон протестов против возведения трассы. Предположительно, чтобы создать видимость приостановки проекта. По факту же у фирм, которым передали участки, есть признаки аффилированности с "Вектор Инвестментс". Подробно о каждом писали журналисты "Версии".
Рейдерские замашки
Многие до сих пор вспоминают скандал с землями IKEA, когда Клячин пытался через суд доказать, что гипермаркет находится на них незаконно. Представители компании тогда называли происходящее не иначе, как попыткой рейдерского захвата.
А по информации издания "Совершенно секретно", в начале десятых он на пару с основателем стройкорпорации "ПИК" Сергеем Гордеевым получил контроль над активом Вячеслава Рудникова: и для этого сговорился с двоюродным братом предпринимателя Василием Васиным, вошел в бизнес, "выдавил" из него прежнего владельца, а потом якобы вывел активы конторы.
Использование "подставных" лиц может быть одной из фишек предпринимателя. Именно Клячин мог стоять за странным "взлётом" неизвестного бизнесмена из Нигерии, который в 2019 году внезапно стал владельцем московской недвижимости стоимостью в 2 млрд рублей. После того, как настоящий владелец недвижимости завил о рейдерском захвате, на него завели уголовное дело.
По словам пострадавшего предпринимателя Рудникова, за посыпавшимися исками якобы стоял именно Александр Клячин, правда "работал" он через Игоря Сундукова, Адетунжи Бамгбалу (нигерийский партнер Рудникова) и Василия Васина (еще один партнер).
Методы старые, но рабочие
На самого бизнесмена оформлены ООО "Эрув", принадлежащая по большей части кипрской "КАНЕО ЛИМИТЕД", доли которой находятся в залоге у британской "ТРЕНД САКСЕСС ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД", как и доля Клячина.
Фото: Руспрофайл
Может ли эта контора использоваться как кубышка для вывода средств за границу? Выручка компании равна нулю, прибыль – отрицательная.
Есть у Клячина ещё "Вектор Селигер", владение которой замыкается на бизнесмене. Доли компании в залоге у "Кредит Европа Банка". Фирма тоже показывает странные финансовые результаты. По последним данным, её прибыль за год выросла с минусового показателя до 1,1 млрд рублей. Не удивимся, если этих денег в следующем отчётном периоде у фирмы уже не будет.
Девелоперу принадлежали доли ещё в 19 компаниях, но из всех них он вышел в 2021-2022 годах. Решил также уберечь их от приставов? Фирмы зарабатывают неплохие средств и даже получают госконтракты.
В общем, от как надо "работать" с госактивами надо идти Клячину.