Время идёт, а дело нет. Как поживает мусорная концессия?
19 октября 2023 года исполнялось семь месяцев со дня подписания конкурсного протокола по мусорным концессиям в Новосибирске.
Победитель должен построить и ввести в эксплуатацию мусороперерабатывающий завод в Верх-Туле. Кто выиграл конкурс и по какой причине затягиваются сроки?
Протоколы есть, а соглашения нет
Тему мусорной концессии подняли сами депутаты Новосибирска. Их переживание вполне оправдано: конкурсные протоколы давно утверждены, а подписание соглашения с победителем затягивается. Семь месяцев назад прошёл конкурс, в котором одержала победу компания МУП «САХ» (ОГРН 1025401312287). Она должна построить мусороперерабатывающий завод, который будет обслуживать левобережную часть Новосибирска.
Читайте ещё:Антимонопольная служба обвинила "Метро МиР" и "СпецТрансСтрой" в сговоре
Компания вызвалась построить за 24 месяца предприятие мощностью не менее 280 тысяч тонн твёрдых бытовых отходов в год. Объём инвестиций составил 3,2 миллиарда рублей. При этом «САХ» отказался от бюджетных гарантий. Концессионер обещает, что 78% отходов будет перерабатываться и лишь 22% будут отправляться на захоронение.
Через два месяца после громких заявлений по левобережной части «САХ» выиграл и другой конкурс — на объект, обслуживающий правобережную часть агломерации. Только здесь компания пообещала всё закончить уже за 21 месяц. Свои прежние установки касаемо бюджетных гарантий «САХ» оставил, а вот долю захоронений решил снизить до 17,85%. Прям рекордсменка какая-то, а не компания. Интересно знать, чем все эти громкие слова закончатся.
А когда работа-то начата будет?
11 октября у депутата Дмитрия Козловского возник вполне логичный вопрос: «Когда же всё начнётся?». Министр ЖКХ Денис Архипов был готов к такому вопросу и уверенно сказал, что на данный момент уже проведены переговоры с банком, который и выделит деньги на реализацию двух объектов.
«Мы добились того, чтобы принципиальные вещи, прописанные в соглашении, в том числе по инициативе депутатов, были оставлены. В настоящее время проект соглашения находится на согласовании в Минюсте. После будет рассмотрен на заседании правительства и потом подписан», — рассказал Денис Архипов (цитируется по ЦДЖ).
Хм, интересно. Мало того, что концессионер очень уж сильно поверил в себя, ведь отгрохать такой объект в столь короткие сроки весьма непросто. Так «САХ» ещё и пообещал снизить уровень захоронения до непривычно низких объёмов. Министры, конечно, говорят, что по бумагам вся ответственность концессионера прописана, ведь именно это в случае неисправности и нарушения сроков потом хоть как-то сможет контролировать ситуацию. Но время идёт, а строительство до сих пор ещё не начато. Вы всерьёз хотите отгрохать два завода, по сути, за год? Не слишком серьёзное заявление?
Страхи беспочвенны?
На лицах некоторых министров читается страх, и он вполне оправдан. Чётких сроков реализации проекта пока что нет. Так ещё и имеется прошлый опыт с «Экология-Новосибирск» когда соглашение было, а работы так и не начались. С 2016 по 2022 тянули концессию и пытались хоть как-то начать двигаться ленивую компанию, но результат и так всем ясен. Сейчас же все понимают, что мусорные полигоны Новосибирска продержатся ещё совсем недолго и завод в столице Сибири катастрофически необходим.
Удивляет то, что даже в нынешней концессии уже имеются просрочки. По закону соглашение должно быть подписано не позднее 90 дней после публикации результатов конкурса. Но по обоим объектам эти сроки уже давно вышли. Все прекрасно понимают, что «САХ» предложил очень выгодные условия, от которых было сложно отказаться. Но дёшево — не равно качественно.
Читайте ещё:На Новосибирск обрушились снегопад и штормовой ветер
Несмотря на полное спокойствие строительного комитета, на заседании возникает внутренне беспокойство. Проект с мусорными концессиями правительство затягивало давно. Почему сейчас что-то будет иначе? Почему на сегодняшний день имеются проблемы с подписанием соглашения? Если правительство продолжит позволять себе промедление в данном деле, градус в Новосибирске станет необычайно высок.
Виктория Яновская