Инвестиции с Грабаром: Ladoga собирает Клебанову на "виллу в Испании"?
"Группа Ладога" Вениамина Грабара, за которым может стоять могущественный экс-полпред Илья Клебанов, предлагает инвесторам вложиться в уже однажды обанкроченное производство, деньги из которого могли выводиться в офшоры?
Алкогольный импортёр Ladoga (выпускает водку "Царская", "Императорская коллекция" и др.) Вениамина Грабара собирается в 2025 году выйти на IPO. Буквально на днях она стала эксклюзивным дистрибутором бренда Porto Cruz, который последние два года официально не присутствовал в России.
Возможно, что за счёт в том числе приобретённой "монополии" на поставку Porto Cruz, компания рассчитывает усилить свои позиции к IPO. В то же время, вкладываться в Ladoga может оказаться совсем не так выгодно, как кажется на первый взгляд.
А налоги-то мы и забыли!
В 2017 году налоговая в суде добилась ареста имущества Грабара по долгам предшественницы "Группы Ладоги" - ПГ "Ладога". Напомним, компания обанкротилась с долгами в 1,19 млрд рублей перед УФНС.
Читайте ещё:С Блиновской списали долг в 1,1 миллиарда рублей по налогам
УФНС тогда заявила, что Грабар и его коллега Андрей Купоросов контролируют "Ладогу" через иностранные компании. В итоге суд наложил "вето" на пользование имуществом, стоимостью в 3,5 млрд рублей! Примерно столько и составляла сумма общего долга перед кредиторами. То есть, пока компания банкротилась, Грабар и Купоросов преспокойно рассекали по своим личным угодьям, стоимость которых могла бы покрыть все долги фирмы?
А ведь это была лишь часть их имущества…с учётом наличия в структуре компании иностранных офшоров, легко предположить, что использоваться они могли как раз для перегонки денег на личное благополучие соучредителей компании. Отметим, что на банкротство ПГ "Ладога" подала сама, судя по всему, потому что налоговики обнаружили "недостачу", хотя как будто внешне ничто и не предвещало беды. Так не случится ли того же самого с новым юрлицом и стоит ли вкладываться в фирму, которая может в один момент схлопнуться?
До недавнего времени в структуре компании были сплошь офшоры. Фото: Руспрофайл
Отметим, что Грабар всячески пытался отрицать свою связь с "Ладогой" в качестве собственника. Видимо, чтобы не платить по долгам. А теперь, когда всё доказано, выступает этаким заправским бизнесменом, объявляющем о выходе на IPO своего детища. Кстати, как Грабару досталась "Ладога" и всё ли в этой истории однозначно – тоже отдельная тема, к ней мы ещё вернёмся.
Вместо обанкроченной фирмы была образована "РВ-Промалко", в состав её учредителей на короткий срок вошёл офшор "ЯКОБС МАРКЕТИНГ КОРПОРЭЙШН", далее "РВ-Промалко" ликвидировали и предали её мощности и полномочия уже нынешней "Группе Ладога". Для чего всё это делалось – остаётся только догадываться. Но иногда такие действия означают проведение сомнительных операций по перегонке денег "в тёмную".
Политика, преступность, Клебанов
На данный момент "Группа Ладога" контролируется семью физическими лицами, среди которых Грабар Светлана Анатольевна, чья доля под обременением у Белоус Любви Алексеевны. Это - дочь бывшего вице-спикера Законодательного собрания Ленобласти Алексея Белоуса. В парламенте Ленобласти её называют доверенным лицом бывшего полпреда президента по СЗФО Ильи Клебанова. Белоус была совладелицей "Компании ЛКТ", где учредителем числился и Илья Клебанов.
Любовь Белоус и Илья Клебанов. Фото: РИА "Новости"
Здесь стоит отметить, что сам Грабар в начале 2000-х был помощником тогдашнего вице-губернатора Санкт-Петербурга Илья Клебанова. Отвечал Грабар как раз за алкогольный рынок. И, кстати, был в 1999 году арестован по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением.
Поводом для ареста послужили заявления в прокуратуру от директоров крупных водочных заводов "Ливиз" и "Нива". Те обвиняли Грабара в том, что он лоббировал интересы компаний "Ладога" и "Росалко-Нева", акционером которых уже тогда являлся. Об этом писал "Коммерсант". А ещё директора заводов заявили, что Грабар вымогал у них взятки за выдачу различных согласований комитета по экономике и промышленной политике.
Через две недели после ареста неизвестные преступники обстреляли из автомата квартиру Антона Хохлова, одного из заявителей по делу Грабара. А в защиту своего подчинённого выступил лично Клебанов, заявив, что промышленники недовольны желанием Грабара ввести для всех одни правила. Интересно, он имел ввиду правила "давать на лапу" чиновникам или какие-то другие?
Примерно тогда же неизвестные избили и ограбили Татьяну Лобанову, директора водочного завода АФБ-2, также входящего в группу "Альянс", и членов ее семьи. Неужели чиновник Смольного, коим тогда был Грабар, решился использовать бандитские методы для устранения конкурентов? А вышестоящие решили его прикрыть? Тогда нападение на дом Хохлова в Смольном назвали инсценировкой, хотя предприниматель пострадал, а то, что случилось с Лобановой – обычным разбоем.
Закончилась история тем, что Грабара потаскали по судам и изоляторам, и вскоре выпустили по распоряжению прокуратуры. Злые языки поговаривают, что здесь не обошлось без личного участия Клебанова-заступника. И после этого Грабар как раз и ушёл из чиновников и стал развивать "Ладогу", где стал сначала гендиректором, а затем и полноправным собственником.
Империя полпреда
И здесь мы возвращаемся к вопросу того, как случилось, что крупнейший алкоимпортёр вдруг оказался в собственности бывшего чиновника. История это очень мутная. В официальных источниках отсутствуют упоминания того, кем была изначально основана группа. Хотя, вполне возможно, что они подтёрты в угоду г-ну Грабару, который не хотел светиться. Авторы сайта Compromat.t30 утверждают, якобы "Ладога" им и основана. Сам Грабар также не называл, кто является конечным бенефициаром, когда пытался доказать, что "с него взятки гладки".
Вениамин Грабар. Фото: Ваганов Антон/ https://www.dp.ru/a/2018/04/23/Veniamin_Grabar_predprinja
Мы знаем, что коллега Грабара, которому тоже предъявили долги "Ладоги", Андрей Купоросов, ещё в 1996 был заместителем гендиректора ЗАО "Русский водочный торговый дом "Росалко-Нева". "Деловой Петербург" писал, что Клебанов имел с ним общие интересы. И "Ладога" была связана с "Росалко-Невой" общим капиталом.
Поэтому, можно предположить, что на предприятии изначально рулили люди Клебанова, а затем он поставил Грабара на свои "заводики". Так что последний может на самом деле действовать в интересах бывшего полпреда. И не потому ли Клебанов так "тащил" Грабара, будучи на должности вице-губернатора Петербурга? И не потому ли молчал Грабар о реальном собственнике "Ладоги", когда пытался от неё отмежеваться?
Недавно г-жа Белоус вложилась в Русско–Высоцкую птицефабрику и инвестировала в предприятие более 3 млрд рублей. Думается, финансовые резервы Клебанова слегка опустели. Почему бы не пополнить их за счёт доверчивых инвесторов? Да и мало ли, что ещё нужно бывшему полпреду. Все мы мечтаем о вилле в Испании…
Таким образом, вырисовывается прелюбопытнейшая картина: предположительно клебановский бизнес годами делает очень хорошие деньги, часть из которых может скрываться от государства и уходить в иностранные офшоры. И в такую компанию инвесторам в скорости предлагают вложиться. Тогда как, кажется, если бы не связи Грабара, его дело могло бы звучать сегодня наравне с делами известного питерского "авторитета" Владимира Барсукова-Кумарина…
Геннадий Самохвалов