Антимафия — мы все про вас знаем!

«Сибантрацит» «под Поляковым»

Просмотры: 833     Комментарии: 0
«Сибантрацит» «под Поляковым»
«Сибантрацит» «под Поляковым»

Совладелец «Петона» примеряет «корону» «угольного короля»?

Группа «Сибантрацит», созданная погибшим в 2020 году миллиардером Дмитрием Босовым, в очередной раз сменила собственника: ее новым владельцем стал «Башкирский промышленный холдинг» (ООО «БПХ»), принадлежащий Олегу Полякову, Ванику Ванунцу и Алле Зотовой.
 
Через год после странной смерти Босова, его наследники продали «Сибантрацит» за 1 млрд рублей компании «Сибан холдинг» Альберта Авдоляна и Максима Барского. Позже в числе бенефициаров группы побывали сооснователь компании «Yota» Сергей Адоньев и бывший деловой партнер, а затем конкурент Босова Александр Исаев. Известно, что предыдущие владельцы БПХ Александр и Елена Орловы планировали инвестировать 668 млн рублей в строительство в Благовещенске завода по производству полуфабрикатов, служащих основой для изготовления кабельно-проводниковой продукции.
 
Кроме того, холдинг включен федеральным Минэкономразвития в реестр резидентов ТОСЭР Благовещенска, что подразумевает налоговые льготы и бюджетные преференции. Соучредитель БПХ Олег Поляков – известный башкирский бизнесмен. Ему и Игорю Мнушкину принадлежит НИИ нефти и газа «Петон», в число совладельцев которого до сентября прошлого года входил бывший руководитель московского управления РосгвардииАндрей Гранкин. В свое время «Петон» являлся одним из крупных подрядчиков «Газпрома» и занимал первую строчку рейтинга «Forbes» «Короли госзаказа» с объемом контрактов 176 млрд рублей.
 
В то же время с предприятием связывали ряд сомнительных историй криминального характера. Якобы «Петон» мог быть замешан в «схеме» небезызвестного экс-полковника Дмитрия Захарченко по выводу 26 млн рублей из «Нота-банка». Одним из бенефициаров «Петона» называли зятя Мнушкина Эдуарда Гасанова – «пробивного переговорщика», в 2000-х отбывавшего тюремный срок за мошенничество. Также семейству Поляковых принадлежит компания «Медтехника», получающая миллионные контракты и «засветившаяся» в скандале с закупкой для медучреждений Башкирии аппаратов УЗИ, якобы оказавшихся контрафактными.
 

«Сибантрацит» переходит в «башкирские» руки

Новым собственником структур «Сибантрацита» стал «Башкирский промышленный холдинг» (ООО «БПХ»). В официальном сообщении на сайте Группы говорится, что БПХ
«выступает в качестве долгосрочного стратегического инвестора», в то время как «руководство угольной компании передано прежней команде топ-менеджеров во главе с генеральным директором Сергеем Мельниковым».

«Коммерсант» пишет о решении совладельцев компании «ЭЛСИ», управляющей «Сибантрацитом», сосредоточиться на развитии Эльгинского угольного комплекса – добыче и переработке высококачественного премиального коксующего угля. Издание подчеркивает, что продажа предприятий сибирского дивизиона позволит увеличить ежегодную пропускную способность Тихоокеанской железной дороги с 30 млн до 50 млн тонн угля и увеличить до 50 млн тонн в год перевалочные мощности порта «Эльга».

Группа «Сибантрацит» – крупнейший российский производитель металлургических углей. Ей принадлежат разрезы «Колыванский» и «Восточный» в Новосибирской области, а также «Кийзасский» и «Верхнетешский» в Кемеровской области. В минувшем сентябре «ЭЛСИ» приобрела еще два кемеровских разреза – «Кузнецкий Южный» и «Малиновский». По итогам прошлого года объем добычи «Сибантрацита» составил 24,55 млн тонн, выручка – 345,83 млрд рублей.

Основатель группы Дмитрий Босов ушел из жизни в мае 2020 года при довольно загадочных обстоятельствах, согласно официальной версии он застрелился. В октябре 2021 года наследники погибшего миллиардера продали «Сибантрацит» компании «Сибан холдинг», принадлежащей бизнесменам Альберту Авдоляну и Максиму Барскому. Стоимость сделки не озвучивалась, но эксперты РБК оценивали ее в 1 млрд долларов.

В июле прошлого года стало известно, что компания Авдоляна «А-Проперти» консолидировала 100% «Сибантрацита», получив долю Барского. В августе управление угольными активами было передано УК «Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ), пост гендиректора которой занял Александр Исаев – бывший деловой партнер Босова, после конфликта с последним лишившийся занимаемых им постов в «Востокугле» и «Сибантраците».

Спустя всего несколько месяцев, в октябре 2022-го, в число учредителей «А-Проперти Развитие» (головной структуры «Сибантрацита») вошли Исаев (31,66%) и один из основателей телекоммуникационной компании «Yota» Сергей Адоньев (31,67%).

Впрочем, уже в феврале 2023 года Адоньев, после включения в санкционный список США, продал принадлежавшую ему долю в «АП Развитие» и покинул угольный проект, совладельцами которого на паритетных началах стали Авдолян и Исаев. И вот теперь «Сибантрацит» в очередной раз сменил собственника.
 

Олег Поляков и миллиарды «Петона»

Ставший новым владельцем угольных активов «Башкирский промышленный холдинг» ранее мало упоминался в прессе и это не удивительно: предприятие было зарегистрировано в октябре 2021 года, его основной вид деятельности – «производство меди». В прошлом году при отсутствии выручки убытки холдинга составили почти 11 млн рублей. Кроме того, с 10 ноября 2023 года доли учредителей БПХ находятся в залоге у Мособлбанка, средства которого могли использоваться при покупке «Сибантрацита».

До минувшего июля учредителями БПХ выступали Александр и Елена Орловы, с большой долей вероятности, бывшие всего лишь номинальными владельцами. Кстати, еще в декабре 2021 года СМИ писали о планах холдинга инвестировать 668 млн рублей в строительство в башкирском Благовещенске завода по производству полуфабрикатов, служащих основой для изготовления кабельно-проводниковой продукции. Кроме того сообщалось, что Минэкономразвития РФ включил БПХ в реестр резиденто в территории опережающего социально-экономического развития Благовещенска, а это подразумевает налоговое льготы и преференции.

Впрочем, вкладываться в благовещенский завод предстоит уже новым собственникам холдинга, каковыми являются с июля – Олег Поляков (71%), а с октября – Ваник Ванунц (20%) и Алла Зотова (9%). На госпожу Зотову никаких активов, кроме доли в БПХ, не зарегистрировано. Что касается Ваника Ванунца, то по информации «Коммерсанта», он был деловым партнером Альберта Авдоляна и входил в число учредителей подконтрольного тому до февраля 2022 года предприятия «Алмаз удобрения».

Олег Поляков – достаточно известный башкирский бизнесмен, выступавший учредителем более десятка коммерческих структур самого разного направления деятельности – от торговли топливом до девелопмента. Среди связанных с ним предприятий особого внимания заслуживает Научно-исследовательский институт нефти и газа «Петон» (ООО «НИПИ НГ «Петон»), которым Поляков владеет совместно с Игорем Мнушкиным. До 30 сентября прошлого года в число совладельцев «Петона» входил Андрей Гранкин – бывший руководитель московского управления Росгвардии, недавно ставший деловым партнером девелоперской группы «Гранель», принадлежащей семейству башкирского премьера Андрея Назарова.

В 2017 году «Петон» возглавил рейтинг «Forbes» «Короли госзаказа» с объемом госконтрактов 176 млрд рублей. Среди его крупнейших подрядов – полученный без проведения конкурса заказ на строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленобласти стоимостью 126,7 млрд рублей и контракт на возведение установки стабилизации конденсата ачимовских залежей на Ямале за 47,7 миллиарда.

Правда, с тех пор финансовые показатели «Петона» значительно снизились: если, например, в 2018 году при выручке в 81,1 млрд рублей предприятие принесло прибыль в 1,1 миллиарда, то в 2022-м выручка составила 26,5 миллиарда, прибыль – 932,3 миллиона.

Тем не менее, «Петон» годами оставался крупным подрядчиком структур «Газпрома»: на сегодняшний день портфель полученных им контрактов превышает 29,2 млрд рублей.
 

Башкирский «след» экс-полковника Захарченко

В разное время СМИ публиковали весьма интересные материалы, посвященные «Петону». Например, издание «Медиакорсеть» называло одним из бенефициаров института Эдуарда Гасанова – зятя Игоря Мнушкина. Вот что писал о Гасанове «Forbes»:
«Знакомые характеризуют его как жесткого и «пробивного» переговорщика. В «Петоне» он отвечает за «связи и контакты». Переговорческие навыки Гасанова так беспокоили конкурентов, что в 2012 году… он столкнулся с «прослушкой» своих телефонных переговоров с «дочкой» «Башнефти» «Уфанефтехимом».
Ознакомившись с публикацией на портале «Русский криминал», можно узнать и другие любопытные детали из биографии «пробивного переговорщика». Оказывается, в 2000 году Гасанов был осужден за мошенничество в крупном размере, совершенное с использованием служебного положения и четыре года провел «в местах, не столь отдаленных». Кстати, «Медиакорсеть» уточняет: судили Гасанова за хищение кальцинированной соды с крупнейшего российского профильного предприятия-производителя – АО «Сода».

Сегодня Эдуард Гасанов является одним из деловых партнеров Олега Полякова. В частности, им принадлежаткомпании «Петон Констракшн» (специализируется на строительстве инженерных сооружений) и «Инвест Технолоджи» (занимается научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук). По итогам прошлого года «Петон Констракшн» при колоссальной выручке в 14,1 млрд рублей задекларировал весьма скромную прибыль в 2,9 миллиона. С научными разработками у «Инвест Технолоджи» дела идут, видимо, совсем плохо: в 2021-2022 гг. компания отчитывалась о нулевых финансовых показателях, зато в 2020-м при отсутствии выручки принесла прибыль в размере 556,6 млн рублей.

Возвращаясь к НИПИ НГ «Петон», стоит упомянуть и о возможных связях его бенефициаров с небезызвестным экс-полковником МВД Дмитрием Захарченко, о которых писало издание «Наша Версия». Оказывается, осужденный на 16 лет колонии строгого режима по делу о миллиардной взятке и «крышевании» обнальной площадки бывший полицейский мог быть причастен к хищению 26 млн рублей у вкладчиков «Нота-банка». В мошеннической схеме якобы был задействован и «Петон», однако никаких санкций в отношении башкирского предприятия не последовало. Здесь стоит еще раз напомнить о входившем в число его совладельцев отставном генерал-майоре полиции Андрее Гранкине.

«Медтехника» с коррупционным «оттенком»?

Другим крупным активом семейства Поляковых является ООО «Медтехника» Республики Башкортостан» – бывший ГУП, выкупленный в 2017 году за 186,66 млн рублей компанией «Медэкспосервис». «Медтехника» занимала более 35% регионального рынка ремонта и обслуживания медоборудования, то есть, фактически была монополистом. Официальными учредителями ставшего ее новым владельцем «Медэкспосервиса» выступают брат Олега Полякова Дмитрий Поляков и Наталья Полякова. Кстати, именно Дмитрий Поляков в минувшем октябре занял должность гендиректора «Башкирского промышленного холдинга».

«Медэкспосервис», специализирующийся на торговле медицинскими изделиями, плотно «сидит» на госконтрактах: объем полученных им подрядов превышает 422 млн рублей, а в число заказчиков входят более 90 бюджетных учреждений Башкирии, преимущественно подконтрольных республиканскому Минздраву. В прошлом году выручка предприятия составила 18,2 млн рублей, прибыль – 110,7 миллиона (именно так: выручка более чем в шесть раз превысила прибыль). Годом ранее при выручке в 33,5 млн рублей была задекларирована прибыль в размере 327,3 миллиона.

У «Медтехники» Республики Башкортостан» финансовые показатели выглядят еще более впечатляющими: прошлогодняя выручка – 3,5 млрд рублей, прибыль – 611 миллионов.Для сравнения: выручка в 2021 году – 2,1 миллиарда, прибыль – 315,4 миллиона. Компания активнейшим образом «осваивает» региональный бюджет, выступая поставщиком более чем в 3,6 тыс. контрактах общей стоимостью свыше 13 млрд рублей.

Но даже при таких, казалось бы, максимально благоприятных раскладах, без скандала не обошлось. В минувшем январе СМИ сообщили о задержании сотрудниками ФСБ гендиректора «Медтехники» Рустама Аминева и начальника республиканского «Управления капитального строительства» Инны Иксановой. Оперативные мероприятия связывали с закупкой для региональных медучреждений аппаратов УЗИ, якобы оказавшихся контрафактными и запрещенными к использованию приказом Росздравнадзора. Источник «Коммерсанта» высказывал мнение, что через заказчиков и поставщиков медоборудования силовики ищут выход на курирующих закупки чиновников.

Позже в комментарии изданию «UFA1.Ru» Рустам Аминев категорически опровергал информацию о своем задержании. Вот только бывает ли дым без огня? Как бы то ни было, но семейство Поляковых и его деловые партнеры активно инвестирую средства в самые разные направления бизнеса. Теперь компаньонам предстоит развивать «Сибантрацит» и можно не сомневаться для этого у них есть все необходимое, включая связи, финансы и даже «пробивных переговорщиков» с криминальным прошлым.
 
Михаил Романовский

Страница для печати


Комментарии:

comments powered by Disqus