Почему швейцарская разведка «слила» двойного агента Андрея Мельниченко?
Российский предприниматель, основной владелец угледобывающей компании СУЭК, химического концерна "ЕвроХим" и Сибирской генерирующей компании, миллиардер, состояние которого оценивается в 15-19 миллиардов долларов, входящий в десятку самых богатых людей России, Андрей Игоревич Мельниченко еще до недавнего времени был не очень известной личностью.
Всемирную славу он получил после того, как с помощью примитивного трюка вышел из-под действия швейцарских санкций, введенных против него в начале марта. Швейцария повторила действия Европейского союза, который 9 марта утвердил четвертый пакет санкций в отношении России и Белоруссии. В тот день в список персональных санкций добавили 160 лиц, в том числе 14 бизнесменов за «их участие во встрече с президентом Владимиром Путиным 24 февраля, после начала спецоперации. Не последнее место в этом списке занимает Андрей Игоревич: «Мельниченко принадлежит к наиболее влиятельному кругу российских предпринимателей, имеющих тесные связи с российским правительством», — говорилось в обосновании.
Швейцария продублировала действия ЕС, однако уже 30 марта швейцарские санкции с Андрея Мельниченко были сняты. Для этого он провернул нехитрый и весьма примитивный трюк, на который почему-то «повелись» швейцарские власти – Мельниченко вышел из совета директоров «Еврохима», штаб-квартира которого находится в швейцарском Цуге, и переписал компанию на свою жену Сандру. Этого было достаточно, чтобы швейцарский Государственный секретариат по экономическим вопросам (SECO) одобрил снятие санкций с «Еврохима».
Немедленно после этого решения поднялась волна возмущения и SECO просто завалили неудобными вопросами по поводу его неоднозначного решения. Причем делала это не украинская, как следовало бы ожидать, сторона, а представители швейцарских деловых и политических кругов. Наиболее активно в расследование странного решения Государственного секретариата по экономическим вопросам включились влиятельные швейцарские издания Handelszeitung и Tages-Anzeiger, которые поддали резкой критике решение SECO, уже 30 марта разблокировавшего счета компании «Еврохим».
Неуклюжие оправдания SECO и явно смехотворное обоснование решения о разблокировке счетов компании Андрея Мельниченко повлекло за собой расследование его деятельности и пристальное изучение биографии российского миллиардера, имеющего бизнес в Швейцарии.
Результаты были весьма неприятны как для властей Швейцарии, так и для властей России. Конечно, наиболее неприятны они были для самого Андрея Мельниченко, поскольку достоянием гласности стала не только его весьма некрасивая биография и мошеннические сделки, приведшие его в списки «Форбс», но и явные следы в истории этого успеха спецслужб. Причем не только российских – в этом как раз никто и не сомневался – но и западных. Западных во множественном числе – потому что речь идет не только о швейцарской разведке. Хотя без нее явно не обошлось. Расследователи, конечно, не получили на руки справок из Service de renseignement de la Confédération (SRC) или ФСБ, но пользовались простой логикой, которая приводит к однозначным выводам.
Чтобы придти к этим выводам, нужно посмотреть на путь студента Андрея Мельниченко, который, приехав из Гомеля в Москву, в 1991 году открыл на территории общежития пункт обмена валют. И, вместо тюрьмы или кладбища вдруг оказался в 1993 году, в возрасте 21 года, в числе учредителей МДМ-банка.
Секрет прост – валюту крышевали либо бандиты, либо представители КГБ. Впрочем, бандитов, крышевавших валюту, крышевали все в том же КГБ. Потому что в 1991 году это было уголовно наказуемое деяние, а санкция статьи предусматривала расстрел. Потому и сотрудничали с органами валютчики не просто охотно, а очень охотно.
Андрей Игоревич об этом благоразумно молчит, не отрицая очевидного. Просто обходит тему. КГБшно-бандитская мафия помогла талантливому пареньку (а он действительно оказался талантливым предпринимателем, этого не отнимешь) сделать потрясающую карьеру.
До 1997 года Андрей Игоревич являлся председателем совета директоров в МДМ-банке. А в 1997 году он выкупает у партнеров акции и становится единоличным владельцем этой организации. До 2001 года Мельниченко занимает пост председателя правления в своем банке. Поддержал его в МДМ и наблюдательный совет, главой которого являлся А. Мамут.
Читайте ещё:Экс-прокурор Москвы Денис Попов стал заместителем главы МЧС
В 2000 году бизнесмен выступил соучредителем Группы МДМ. Другими двумя участниками стали Сергей Попов и Михаил Ходорковский (да, тот самый. Только Ходорковский потом почему-то сел и выскочил из России чудом и практически голый, а его партнер Мельниченко несказанно разбогател. Тема участия Мельниченко в судьбе Ходорковского, к сожалению, не исследована до конца). Группой МДМ были сформированы три крупные промышленные компании: ОАО «Еврохим», ОАО «СУЭК» и ОАО «Трубная металлургическая компания». Сам Мельниченко был президентом организации до 2004 года.
В 2004 году Мельниченко приобретает у уже упомянутого нами Попова 90% акций компании «Еврохим». Такая же доля досталась ему и от предприятий из Сибири – генерирующей и угольно-энергетической компаний. К ногам бизнесмена падает и «Красноярскуголь», первоначально пытавшийся конкурировать с новоявленным хозяином энергетики.
В 2006 году Мельниченко вошёл в состав бюро по правлению Российского союза промышленников и предпринимателей: он исполнял обязанности председателя Комиссии по горнопромышленному комплексу. А в 2011 году, присоединив свои энергоактивы, он создает на базе энергетических активов СУЭК компанию СГК. И уже через пару лет, выкупив партнёрские доли, становится основным акционером.
В этот же период «Еврохим» инвестирует несколько проектов, среди которых аммиачный завод в Ленинградской области, калийный комбинат в Пермском крае, «ВолгаКалий» (проект в Волгоградской области). Получается, что Мельниченко сосредоточил в своих руках половину угольной промышленности. На сегодняшний день Мельниченко имеет такие бенефициарные доли в промышленном секторе:
СУЭК (92,2%) - одна из ведущих в мире (и стране) угольная компания;
«Еврохим» (90%) – крупнейший мировой и отечественный производитель минеральных удобрений (не будем верить в чушь о том, что владеет этой долей жена Мельниченко, моделька из бывшей Югославии, мы с вами не швейцарцы);
Сибирская генерирующая компания (92,2%) – ведущая в сфере электроэнергетики сибирская компания.
Это – основное. Стоит еще упомянуть, что, по материалам все того же Forbes, Мельниченко не является налоговым резидентом России. Как рассказали Forbes два знакомых Мельнченко и федеральный чиновник, член списка Forbes, основной акционер СУЭК и «Еврохима» Андрей Мельниченко, является нерезидентом. Его представитель комментировать налоговый статус бизнесмена отказался. Бывший сотрудник «Еврохима» и знакомый Мельниченко говорит, что Мельниченко проводит значительное количество времени за пределами России и является нерезидентом (для этого нужно провести свыше 183 дней в году за пределами страны). "Он буквально живет на своей лодке", - говорит знакомый Мельниченко.
«Лодка» Мельниченко представляет собой яхту с лаконичным названием Sailing Yacht A (по первой букве имени олигарха). Судно длиной в 150 метров и водоизмещением около 13 тысяч тонн считается крупнейшей парусной яхтой в мире. Она была построена в Германии на кильской верфи компании Nobiskrug и оценивается примерно в 500 миллионов евро. Западные СМИ писали, что одна дверная ручка тянет на $ 40 тысяч. На яхте – 14 спален, размеры судна огромные – 140 метров в длину. Яхта миллиардера считается одной из лучших в мире. Ежегодно на ее обслуживание Мельниченко тратит $ 20 миллионов.
По словам федерального чиновника, Мельниченко как физлицо не платит налоги в России и не имел таких налогов (в частности НДФЛ) в последние годы. Большинство бизнесменов, ставших резидентами в последние годы, избавлялись от оффшорных компаний и упрощали цепочки владения бизнесами, но с Мельниченко этого не произошло.
Например, согласно данным сайта "Еврохима", компания Мельниченко Linea (Бермуды) владеет 100% акций компании AIM Capital SE (Кипр, прежде известная как EuroChem Group SE), которая является владельцем 90% акций компании EuroChem Group.
Если кто-то скажет, что все это обошлось без внимания спецслужб России, то он глубоко наивный человек. Как и то, каким именно образом зарабатывал все эти активы Мельниченко. Потому что его имени боялись, как огня, представители компаний, на которые он положил глаз. И приобретение активов сопровождалось в большинстве своем классическими рейдерскими атаками. Причем на сторону Мельниченко почему-то безоговорочно ставали все силовые органы и суды.
В столкновениях с Группой МДМ Мельниченко терпели поражение даже такие авторитеты в этой «специализации» как «Интреррос» и «Альфа-групп», а упоминание имени Андрея Мельниченко приводило в трепет директоров крупных предприятий, считавшихся хозяевами в своих регионах. Хозяева МДМ обычно не прибегали к грубым силовым захватам типа «маски – шоу», однако действовали изобретательно и предельно дерзко. Разные суды выносили в их интересах совершенно невероятные решения и определения, а работники ФСФО, РФФИ и Минэнерго регулярно становились в конфликтах на их сторону. В результате МДМ поглотила более 50 акционерных обществ, заводов и шахт.
Как писал Forbes, в cередине 2000-х парочка Мельниченко-Попов наводила ужас на провинциальных олигархов. «Бригады» ушлых корпоративных юристов от МДМ-групп колесили по стране, организуя перехват управления на крупных промышленных предприятиях. Однако к концу первого «путинского» срока партнеры по МДМ резко сбросили обороты. Активы, до которых смогли к тому времени дотянуться Попов и Мельниченко, были собраны, упакованы и причесаны.
Это что касается бизнеса в России. Но в один прекрасный момент Мельниченко вышел на международный уровень. Не считая оффшоров, сведения о которых отрывочны, он имеет интересы в Бельгии, Литве, Китае, Франции, США, Англии, Монако и Швейцарии. Практически во всех этих странах Мельниченко имеет недвижимость. А в Швейцарии, как уже упоминалось, расположен головной офис его «Еврохима».
И вот, бегло изучив биографию бывшего валютчика, самым фантастическим образом превратившегося из уличного менялы в олигарха, подмявшего под себя огромные ресурсы России и годами выводящего деньги от их использования на Запад, где до 24 февраля он чувствовал себя весьма вольготно, ответьте на вопрос – почему Ми-6, ЦРУ, швейцарская SRC и их коллеги из более мелких стран, не говоря уже о финансовых органах, которые на Западе почему-то гораздо строже относятся к деньгам, которые миллиардами вливаются в их экономики, нежели в России, не поставили новоиспеченному нуворишу некие условия?
Причины у них были – как уже говорилось, все перечисленные страны весьма щепетильно относятся к происхождению денег. Это не Россия. Здесь все играют по правилам. А если правила нарушаются, то этому есть объяснение.
Читайте ещё:Бывший заключённый, убивший вдову ветерана, попытался совершить суицид в армии
И до 30 марта, когда швейцарский Государственный секретариат по экономическим вопросам внезапно снял с Андрея Мельниченко свои собственные санкции, объяснив решение глупейшим предлогом, можно было гадать, почему господину Мельниченко позволяли работать в Швейцарии. Но после этого решения объяснение приходит на ум только одно – Мельниченко давно и плотно сотрудничает с Service de renseignement de la Confédération.
В этом выводе можно было бы сомневаться, но вот еще одна загадка – ни один объект недвижимости господина Мельниченко в США, Англии, Франции, Монако и Швейцарии тоже не попал в под действие санкций. Причем США и Англию уж никак не заподозришь в симпатиях к России. Но – ни одна вилла, ни одно поместье Мельниченко, расположенное в этих странах, не попало под санкции. При том, что оформлены они на его имя. А санкционный список Евросоюза, в отличие от такого же Швейцарии, никто не отменял в отношении господина Мельниченко.
Так что вывод напрашивается очевидный. Правда, возникает вопрос – было ли случайным откровенно глупое обоснование решения SECO об отмене санкций относительно Андрея Мельниченко или, наоборот, это сделано намеренно? Если так, то у Андрея Игоревича проблемы – в отличие от его бывшего партнера Ходорковского, Мельниченко на Западе прикрывать от гнева российских спецслужб не собираются. Что и было ему сигналом. Но это уже глубоко его проблемы.
Михаил Романовский