Палки в колеса Segezha Group? В Госдуме предлагают изменить Лесной кодекс
Депутаты Госдумы России предложили радикально изменить процедуру функционирования Лесной информационной системы, с помощью которой проводится учет древесины и сделок с ней.
С одной стороны, изменения Лесного кодекса позволят встать на путь цивилизованного рынка, но с другой – могут притеснить компании, таких как Segezha Group.
ЛесЕГАИС – это единая государственная информационная система, которая была придумана для автоматизации госконтроля сделок с лесом. Все отчеты по ней передаются только через интернет, что позволяет избежать долгие процедуры с бумажными документами.
О некоторых серьезных несовершенствах лесной системы Бабр рассказывал в предыдущем материале. Лесопользователи неоднократно жаловались на невозможность сформировать электронный сопроводительный документ в режиме офлайн. Кроме того, возникали трудности и с подсчетом точного объема заготовленной древесины:
Реформа ЛесЕГАИС: гладко было на бумаге…
В настоящее время группа депутатов Госдумы предлагает усовершенствовать ЕГАИС. Сейчас текущий порядок такой: сделки с древесиной совершаются только после ее заготовки, а каждый кубометр обязательно фиксируется в системе. Но такие сделки, по мнению депутатов, противоречат свободной торговле и негативно отражаются на экономической эффективности лесного сектора
Теперь же для участников рынка хотят вернуть привычный формат договоренности: заключение сделки еще на этапе нахождения древесины в лесу. Такой подход позволит с точностью планировать и управлять будущими заготовками благодаря точному объему договорных обязательств. Что для этого надо? Внести правки в Лесной кодекс.
Для начала в Лесном кодексе предлагают заменить термин «договор» на новый – «документ об исполнении обязательств по перепродаже древесины», а также изменить срок для подачи документов. Теперь декларация о сделке должна быть предоставлена в течение пяти рабочих дней не с момента ее совершения, а после завершения заготовки.
«Указанный законопроект в целом направлен на защиту интересов участников лесных отношений, предоставление им гарантий по разумному и заблаговременному планированию лесозаготовительной деятельности, снижению необоснованных административных барьеров, препятствующих эффективности ведения лесного хозяйства», – сообщается в пояснительной записке к проекту ФЗ.
Несмотря на предполагаемую эффективность, идея изменения Лесного кодекса зашла не всем. Противники правок считают, что механизм ЛесЕГАИС и так жестко контролирует цепочку поставки древесины и позволяет пользователю декларировать использованные ресурсы. В качестве аргумента они упоминают последнее выступление вице-премьера Виктории Абрамченко на заседании Госдумы, в ходе которого она подчеркнула сокращение объема незаконных вырубок и увеличение доходов бюджета от лесных ресурсов. И все это якобы благодаря нынешней лесной системе.
Подобные заявления, вероятно, могут стать поводом для отмены госдумовской идеи. Однако надо понимать, что сохранение привычной лесной системы, в первую очередь, могут лоббировать крупные компании, такие как лесопромышленный холдинг Segezha Group.
Читайте ещё:Изобретателя антидронового оружия и артсистем для российской армии отправили на передовую
Segezha Group является крупнейшим лесопользователем в европейской части России и обладает самой большой площадью лесных ресурсов среди мировых лесопромышленных холдингов. Структура компании огромная, к примеру, Segezha Packaging включает не менее семи заводов в Европе и Турции общей мощностью 704 миллионов продукции в год.
Конечно, «Сегежа», как и многие другие компании, попала под санкции, тем не менее она еще держится на плаву. Как пример, постепенно пытается наладить поставки древесины в Китай посредством российского атомного лихтеровоза «Севморпуть».
Таким образом, масштаб лесного бизнеса Segezha Group позволяет компании свободно следовать установленной системе ЛесЕГАИС, осуществляя рубки под потенциальных бу дущих покупателей. К тому же у холдинга всегда «под рукой» AО «Сегежский ЦБК» (ОГРН: 1021000921314), выпускаемый бумагу, фанеру, пиломатериалы, CLT-панели и так далее. То есть во время объемных вырубок, можно сказать, вся древесина пойдет в дело.
Однако лесная система в таком формате, какая она сейчас есть, работает в интересах именно больших компаний, но никак не малых.
Небольшие компании от нее сильно страдают, так как они вынуждены производить рубку на свой страх и риск, ведь клиенты могут в последний момент отказаться от сделки. В дальнейшем это может привести к большим трудностям при реализации заготовленной продукции.
В Госдуме осознали недочеты ЛесЕГАИС, потому депутаты предлагают повернуться лицом к мелким компаниям. Но таким, как Segezha, это может быть невыгодно, потому что изменения в Лесном кодексе усилят контроль, как минимум, за объемом добываемой древесиной. А так как лесопромышленный холдинг давно уже прославился масштабными вырубками сибирской тайги, кто знает, что он может скрывать по ту сторону производства.
Геннадий Самохвалов