В Кыргызстане обыскивают дома и офисы независимых журналистов
Кыргызстанские власти задержали 11 независимых журналистов и провели обыски в их домах или офисах.
По словам адвоката Замира Жоошева, журналистов поместили под стражу на 48 часов — суд решит, отпустить их или продлить меру пресечения.
Как рассказал OCCRP главный редактор независимого расследовательского проекта Temirov Live Болот Темиров, во вторник рано утром правоохранители пришли с обысками в квартиры десяти бывших и действующих сотрудников издания.
Самого Темирова в 2022 году лишили гражданства и депортировали из Кыргызстана.
Как сообщил Темиров на своей странице в Facebook, обыски в Бишкеке и Токмоке провели в рамках разбирательства по факту возможных призывов к массовым беспорядкам. Правоохранители пришли в дома экс-журналистов Temirov Live Актилека Капарова и Тыныстана Асыпбекова, а также других бывших и действующих сотрудников проекта.
Читайте ещё:В Подмосковье мужчина из ревности сжег дом вместе с бывшей супругой
В МВД Кыргызстана подтвердили, что их арестовали в связи с делом, которое открыли в конце декабря после того, как экспертная оценка показала, что «некоторые публикации содержали призывы к массовым беспорядкам».
По словам Болота Темирова, большинство задержанных доставили в Главное следственное управление МВД.
«Всего задержали и допросили десять человек, их дома обыскали. [Власти] снова устроили целое шоу, будто мы какие-то террористы. Такое уже было два года назад. Сейчас обыскивают офис, туда не пускают адвокатов», — рассказал Темиров OCCRP.
Как выяснилось позже, по итогам обыска сотрудники МВД вывезли технику, а присутствовавшую в офисе Махабат Тажибек-кызы, директора Temirov Live и бывшую жену Темирова, задержали.
В понедельник агенты Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) обыскали офис кыргызстанского новостного агентства 24.kg. После они допросили главных редакторов Махинур Ниязову и Антона Лымаря, а также гендиректора издания Асель Оторбаеву.
В ГКНБ сообщили, что сотрудники 24.kg проходят свидетелями по уголовному делу по статье «Пропаганда войны».
Когда Ниязову выводили из офиса, она сказала журналистам, что обыски связаны с публикацией о войне в Украине.
Задержанных отпустили поздно вечером в понедельник.
Ограничение свободы прессы в Кыргызстане
За последние годы кыргызстанские правоохранители и спецслужбы неоднократно обыскивали офисы и квартиры независимых журналистов. В 2022 году сотрудники милиции пришли в офис Temirov Live, а позже заявили, что обнаружили в вещах Болота Темирова пакетик с марихуаной.
«Они это подкинули!» — кричал Темиров, когда его выводили из офиса.
OCCRP подробно рассказывал о кампании по травле Темирова и его команды.
Позже власти предъявили журналисту обвинения еще по трем пунктам, в том числе в подделке документов с целью получить гражданство Кыргызстана. Они обставили всё так, будто он каждый раз пересекал границу страны незаконно.
В итоге МВД аннулировало паспорт журналиста, и в ноябре 2022 года его депортировали в Россию, гражданином которой он также является.
В 2023 году Кыргызстан опустился с 72-го на 122-е место в Индексе свободы прессы, который ежегодно публикует проект «Репортеры без границ» (RSF).
«Власти пытаются ужесточить цензуру и принимают законы, ограничивающие свободу слова, — пояснили решение в RSF. — После неудачной попытки 2020 года президент Садыр Жапаров в 2021 году подписал закон, ограничивающий распространение так называемой дезинформации — этот закон нарушает конституцию, международные нормы и ограничивает свободу прессы».
Правозащитные организации Human Rights Watch (HRW) и Amnesty International в отчетах за 2022 год также отметили, что в Кыргызстане постепенно ограничивают свободу слова. В HRW добавили, что «власти намерены заглушить несогласных», отметив давление на СМИ, НКО и гражданский сектор, а также задержания активистов.
Среди наиболее ярких примеров помимо ареста Темирова — блокировка сайта «Радио Азаттык», кыргызстанской службы «Радио Свобода», и угрозы полностью закрыть издание, а также регулярные допросы журналистов и блогеров.
В августе 2023 года прокуратура Бишкека направила в суд иск о ликвидации «Клоопа», партнера OCCRP. Как указано в заявлении, ГКНБ постановил, что большинство публикаций издания «направлены на резкую критику политики действующей власти» и «дискредитацию представителей государственных и муниципальных органов».
В сентябре Министерство культуры Кыргызстана постановило заблокировать русскоязычный сайт «Клоопа», а два месяца спустя — и кыргызскую версию портала. В ответ «Клооп» подал иск против Министерства культуры и попросил суд аннулировать его решение. Разбирательство еще не завершилось.
Президент Садыр Жапаров настаивает, что «свобода слова и защита прав человека — главные приоритеты» кыргызстанского правительства.
«Давления [на медиа] никакого нет, — заверил Жапаров журналистов новостного портала Kabar в 2022 году. — Есть представители СМИ, которые пытаются уйти от ответственности за свои преступления, а потом кричат, что их арестовывают. Это те, кто проводит журналистские псевдорасследования, дают ложную информацию, дискредитируют людей, вносят смуту в общество. Это нарушение закона».
Игорь Бабин