«Банкротных дел мастера» из команды «Газпрома»
Понесут ли ответственность организаторы контролируемого банкротства «Югорскремстройгаза»?
Минувшим летом в ХМАО после длительной процедуры банкротства было ликвидировано предприятие «Югорскремстройгаз», игравшее ведущую роль в реализации масштабного проекта расширения Пугинского ПХГ. На сегодняшний день его долги оцениваются в 4,6 млрд рублей, а само банкротство может служить примером того, как безнаказанно выводятся финансы и активы компании, входящей в структуру «Газпрома». Фактически весь процесс контролировался «газовыми» топ-менеджерами Сергеем Владимировым и Дмитрием Доевым, руководившими ООО «Газпром Центрэнергогаз» и «Газпром Центрремонт», и происходил «с благословения» Петра Созонова - гендиректора ООО «Газпром трансгаз Югорск», чьей «дочкой» являлся «Югорскремстройгаз». В банкротстве приняли участие подконтрольные газовому монополисту компании «Газпром автоматизация» и «Энергогаз», а также «фирмы-прокладки», аффилированные с Инвестиционной группой «Русские фонды» бизнесмена Сергея Васильева. После успешного вывода финансов ООО «Энергогаз» также было обанкрочено с помощью тех же самых «технических» фирм. Несмотря на то, что все участники масштабной аферы остались безнаказанными, некоторым из них грозит привлечение к субсидиарной ответственности, о чем сегодня заявляют кредиторы обанкроченных предприятий.
«Эффективные управленцы»: Владимиров, Доев, Созонов
В июне прекратило свое существование градообразующее предприятие Югорска - компания «Югорскремстройгаз», ликвидированная после почти четырехлетней банкротной эпопеи. Причем речь идет о банкротстве отнюдь не частной «лавочки»: учредителями «Югорскремстройгаза» выступали «дочерние структуры газового монополиста - ООО «Газпром трансгаз Югорск» и ООО «Газпром Центрремонт». На счету предприятия реализация такого масштабного проекта, как расширение Пугинского подземного хранилища газа (ПХГ), имеющего стратегическое значение.
Финансовые проблемы у предприятия начались в 2013 году, когда при миллионной выручке его прибыль ушла в глубокий «минус». Настоящий же кризис грянул в 2015-м, после того, как на внеочередном собрании акционеров гендиректором «Югорскремстройгаза» был избран Сергей Владимиров, с 2013 года и до сегодняшнего дня руководящий компанией «Газпром Центрэнергогаз».
Кандидатура Владимирова была предложена (а точнее пролоббирована) председателем собрания Дмитрием Доевым - до недавнего времени бывшего руководителем ряда структур «Газпрома», включая «Газпром Центрэнергогаз» и «Газпром Центрремонт».
С этого момента банкротство некогда успешного предприятия становится неизбежным. Свою роль в нем сыграл и гендиректор «материнской» структуры ООО «Газпром трансгаз Югорск» Петр Созонов, «включившийся» в ситуацию только после того, как Арбитражный суд ХМАО вынес решение о несостоятельности компании. Тогда-то Созонов и устроил показательную активность, встречаясь с югорскими чиновниками и якобы даже вылетая в Санкт-Петербург для ведения переговоров с представителями руководства «Газпрома», которые, если и имели место, то не принесли никаких результатов.
Читайте ещё:Как банкрот Эрик Белевич связан с миллионами осуждённого за убийство Ульмана
Заметим, что еще в июне 2012 года Созонов своим решением передал «Югорскремстройгаз» в доверительное управление ООО «Газпром Центрремонт», которым в то время руководил уже знакомый нам Дмитрий Доев. Среди прочего, контролирующее юрлицо получило право отдавать обязательные к исполнению указания, тем самым получая выгоду от проведенных коммерческих операций.
Когда одна «дочка» банкротит другую
Сама история банкротства представляла собой ловко разыгранный мошеннический сценарий. Дело в том, что с заявлением о признании «Югорскремстройгаза» несостоятельным (банкротом) в Арбитражный суд ХМАО в сентябре 2015 года обратилась одна из структур «Газпрома» - ПАО «Газпром автоматизация», задолженность перед которой составляла 8,3 млн рублей; в иске также фигурировали 587 тыс. - проценты «за пользование чужими денежными средствами».
На момент подачи заявления истец, как и ответчик, находился в доверительном управлении ООО «Газпром Центрремонт». Таким образом, одна подшефная организация начала успешный процесс банкротства другой, что наводило на мысль о его контролируемости. Сделано это могло быть с одной целью: опередить появление аналогичных исков от других кредиторов, не аффилированных со структурами «Газпрома».
Таковых было предостаточно. Например, в ноябре 2016 года с заявлением о включении в реестр кредиторов задолженности в размере 59,7 млн рублей, в арбитраж Югры обратилась «Группа Е4», которую связывали с бывшим министром Открытого правительства Михаилом Абызовым. Однако иск тогда был оставлен без движения.
Что касается заявления «Газпром автоматизации», то в феврале 2016 года суд вынес решение о процессуальной замене кредитора: как выяснилось, еще в сентябре 2015-го (то есть практически сразу после подачи банкротного иска), предприятие переуступило право взыскания долга некоему ООО «Антарес» - «технической» фирме, зарегистрированной в Москве и связанной с Инвестиционной группой «Русские фонды» бизнесмена Сергея Васильева. В разное время в состав учредителей компании «Антарес» входили сам Васильев, а также его деловые партнеры Константин Бейрит и Геннадий Лаунер, о которых еще пойдет речь ниже.
«Энергогаз» и «прокладки» списывают «в утиль»
Помимо «Газпром автоматизации» активное участие в банкротстве «Югорскремстройгаза» приняла еще одна газпромовская структура - ООО «Энергогаз», «дочка» возглавляемого Дмитрием Доевым «Газпром Центрремонта». Дело в том, что «Энергогаз» определенным образом участвовал в проекте расширения Пугинского ПХГ. Озвучивалось мнение, что именно на эту структуру выводилась прибыль, получаемая «Югорскремстройгазом».
Показательна сама история вхождения «Энергогаза» в проект. Победителем конкурса, проведенного в 2013 году, стала связанная с Аркадием Ротенбергом компания «Стройгазмонтаж» (предложенная ей цена составила 13,038 млрд рублей). Именно генподрядчик «Стройгазмонтаж» в декабре того же года заключил договор «на выполнение строительно-монтажных работ по объектам, входящим в состав стройки «Расширение Пунгинского ПХГ» с «Энергогазом».
Учитывая, что субгенподрядчик не располагал ни опытом, ни квалифицированным персоналом и необходимой техникой, в феврале 2014 года был заключен очередной договор на выполнение тех же самых работ, на этот раз между «Энергогазом» и «Югорскремстройгазом». С возложенной на него задачей руководство «Энергогаза» справилось на «отлично»: по имеющейся информации, в 2013-2017 гг. через компанию было «прокачано» порядка 30 млрд рублей (что превышает даже стоимость контракта с ООО «Стройгазмонтаж»).
Читайте ещё:Михаил и Саид Гуцериевы срочно выводят средства из «М.Видео»
Но самое главное - появился «стрелочник», на которого можно было списать вину за любые негативные последствия, не привлекая внимания к заказчику - «Газпром Центрремонту» и генподрядчику - компании Ротенберга. Что касается официальных финансовых показателей «фирмы-прокладки», то они говорили сами за себя: начиная с 2015 года она не принесла ни копейки прибыли, работая исключительно «в минус». А с выполнением работ замечательно справлялись «рабочие лошадки» из «Югорскремстройгаза».
Итог деятельности «Энергогаза» был ожидаемым: от сыгравшей свою роль убыточной «дочки» было решено избавиться, а это подразумевало неизбежное преднамеренное банкротство. И вот тут мы снова сталкиваемся со знакомой нам группой «Русские фонды» Сергея Васильева и уже знакомой нам схемой.
С банкротным иском летом 2017 года обратилось московское ООО «Мегабилд», получившее право требования долга в размере 100 млн рублей в рамках договора цессии с … уже знакомым нам ООО «Антарес»! До августа 2017-го в число учредителей компании «Мегабилд» входило столичное ООО «Максимус», среди совладельцев которого мы также находим известные имена Сергея Васильева и Константина Бейрита.
В феврале 2019 года Арбитражный суд Московской области вынес решение о банкротстве ООО «Энергогаз», открыв в отношении должника конкурсное производство. Свою роль в этом сыграл и возглавляемый Дмитрием Доевым «Газпром Центрремонт», добившийся включения в реестр кредиторов предприятия задолженности в размере 1,2 млрд рублей. Пробовал внести свою «лепту» и Сергей Владимиров: «Газпром Центрэнергогаз» также заявил об имеющихся претензиях на 1,8 миллиарда.
Показательно, что в марте 2021 года с убытками в 35,8 млн рублей было ликвидировано ООО «Антарес». В минувшем мае аналогичная участь постигла и ООО «Мегабилд», чьи убытки в 2020 году составили 75 миллионов.
От сумы и «субсидиарки» не зарекаются?
Вот только «по тихому» списать «в утиль» «Югорскремстройгаз» не вышло: ликвидация крупного предприятия обернулось угрозой безработицы более чем для 1400 человек - жителей Югорска, Советского, а также Березовского, Октябрьского и Белоярского районов. От уже бывших сотрудников предприятия в окружную прокуратуру поступило обращение, в котором они говорят об умышленном банкротстве.
В качестве примера такой политики, авторы обращения приводят ситуацию с АО «РОСПАН»: «В апреле 2016 года «Югорскремстройгаз» заключил несколько перспективных договоров с акционерным обществом на строительство объектов для добычи и переработки газа. Технику и материалы перебазировали в Ямало-Ненецкий автономный округ, но в последствие по каким-то причинам трест был лишен прибыли. Вероятно, из-за того, что руководство предприятия задним числом переоформило договоры на третье лицо. Сегодня складывается впечатление, что все делается для того, чтобы на балансе не осталось никакого имущества, которое можно было бы продать для компенсации работникам в случае банкротства», - цитирует текст обращения издание «Правда УРФО».
Иллюстрацией того, как выводились принадлежащие должнику активы, может служить история со строящимся в Югорске детским садом на 300 мест. Учитывая, что в апреле 2017 года УФССП установила запрет на проведение регистрационных действий с объектом, руководством «Газпром Центрремонта» была предпринята попытка продажи актива задним числом.
Покупателем выступила московская компания «Ладья-Финанс», с которой якобы еще в ноябре 2016 года Сергеем Владимировым был подписан договор купли-продажи строящегося здания за 126,2 млн рублей. В апреле 2017-го был даже произведен авансовый платеж в размере 20 миллионов. Вот только по независящим от аферистов причинам, сбыть актив им так и не удалось. В итоге в августе прошлого года «Газпром Центрэнергогаз» был вынужден после проведения торгов продать детсад Департаменту муниципальной собственности и градостроительства Югорска за 477,8 миллиона. Кстати, потерпевшая неудачу «Ладья-Финанс» была ликвидирована уже в сентябре 2018-го.
На сегодняшний день объем долговых претензий к «Югорскремстройгазу» составляет порядка 4,6 млрд рублей. Ответственные за банкротство предприятия Петр Созонов и Сергей Владимиров продолжают руководить крупными структурами «Газпрома»: соответственно, ООО «Газпром трансгаз Югорск» и «Газпром Центрэнергогаз».
Что касается экс-главы «Газпром Центрремонта» Дмитрия Доева, то минувшим летом он подался в золотопромышленники, войдя в число совладельцев сразу двух профильных компаний - ООО «Юрское» и ООО «Управление золотыми активами». Вторым учредителем обеих структур выступает ПАО «Селигдар» - один из крупнейших российских производителей золота. В числе же совладельцев последнего мы видим уже знакомое нам ООО «Максимус». Получается, что бывший «газовый» топ-менеджер стал бизнес-партнером Сергея Васильева и Константина Бейрита, хорошо ему знакомых по истории с банкротствами.
Впрочем, почивать на лаврах и подсчитывать барыши всем участникам этой масштабной аферы пока рановато: кредиторы уже заявили о намерении привлечь Владимирова к субсидиарной ответственности по долгам «Югорскремстройгаза», а Доева - по долгам ООО «Энергогаз».
Ольга Васильева