Рынок не заметит ухода «Биотэка»
Фармацевтический бизнес Бориса Шпигеля может загнуться, но для отрасли это катастрофой не станет.
Суд признал, что Шпигель давал взятки на сумму более чем на 30 млн рублей экс-губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву. Шпигель получил 11 лет колонии, Белозерцев — 12. Обоим присудили штраф в почти полмиллиарда рублей — 15-кратный размер взяток. Какое будущее у фармацевтического бизнеса Бориса Шпигеля после приговора?
Активы «Биотэка» в апреле 2023 года перешли в доверительное управление владельцу группы компаний «Аптечные традиции» Дмитрию Руцкому. Иск о банкротстве подали контрагенты компании, в частности поставщик лекарств «Эллара», перед ним у «Биотэка» долг в 15 млн рублей. Кроме того, «Биотэк» выступает ответчиком по иску Генпрокуратуры в сумме на 9,9 млрд рублей.
Подробнее — судебный обозреватель Business FM Мария Локотецкая:
«Компания и ряд активов холдинга также выступают ответчиками в Октябрьском районном суде Пензы по иску заместителя Генерального прокурора России Игоря Ткачева. Он от лица Генпрокуратуры просит взыскать с бывшего губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, главы «Биотэка» Бориса Шпигеля, их соучастников и нескольких фирм почти 10 млрд рублей в доход государства. Свое требование надзорное ведомство обосновывает тем, что чиновник нарушил антикоррупционное законодательство: он преступил запрет заниматься коммерческой деятельностью, будучи на госслужбе, и фактически оказался вовлечен в бизнес группы компаний «Биотэк». Впрочем, сам Белозерцев и другие ответчики это отрицают, предварительное слушание по делу прошло еще перед Новым годом, а с начала прошлой недели суд начал слушать его в ежедневном режиме. Разбирательство проходит при закрытых дверях, и исход дела уже не за горами. Адвокаты Ивана Белозерцева не сомневаются, что суд удовлетворит иск Генпрокуратуры».
У «Биотэка» две производственные площадки. Это «Марбиофарм» в Йошкар-Оле, он выпускает лекарственные препараты. Часть продукции входит в список жизненно необходимых. Вслед за передачей «Биотэка» под временное управление у завода сменился гендиректор. Им стал бывший замглавы Минздрава Ульяновской области Валерий Жоров. С тех пор новостей о площадке не появлялось, местные журналисты рассказали Business FM, что о прекращении производства речи не идет.
Еще одна площадка «Биотэка» — это «Биодез» в подмосковном Лыткарине. Там производят средства дезинфекции и антисептики. Как Business FM рассказали в администрации города, завод продолжает работать, задолженностей по зарплате у него нет. По данным СПАРК, за 2023 и 2023 годы новых госконтрактов у производства не появилось.
Перспективы «Биотэка» и его активы оценил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов:
«Из всех бизнес-направлений самым жизнеспособным, самым эффективным выступало производственное направление, там достаточно крепкие предприятия с понятным ассортиментом, с достаточно востребованным на рынке ассортиментом. Я думаю, что этим предприятиям ничего не должно грозить глобально. Они либо сохранят собственность в текущих условиях, либо перейдут новым владельцам. Все могут догадываться, какие процессы могут происходить. Вполне возможно, произойдут какие-то кадровые изменения. Скорее всего, в отношении топ-менеджмента. Что касается рядовых сотрудников, я думаю, все должно оставаться плюс-минус в текущих в рамках. Даже если предполагать какой-то негативный сценарий с точки зрения влияния на рынок, последствия будут минимальные, какого-то уникального ассортимента эти предприятия не выпускают».
«Биотэку» принадлежит также сеть аптек «Фармация». По данным СПАРК, ее крупнейшими заказчиками являются медучреждения Пензенской области. Минздрав региона с 2015 по 2021 годы заключил с компанией 63 контракта на более чем 300 млн рублей. По данным «Коммерсанта», активы «Фармации» могут перейти другим собственникам, взыскать их может «Фармстандарт» — еще один крупнейший поставщик лекарств по госконтрактам. Ему «Биотэк» должен больше 600 млн рублей. Акции «Фармации «головная компания ранее сама заложила «Фармстандарту».
Сам Борис Шпигель, по словам его адвоката, за три года следствия оказался прикован к инвалидному креслу, он практически не покидал тюремных больниц. У него диагностировали несколько сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний. В прошлом марте Шпигель перенес инфаркт.