Скандальные связи: Игорь Юсуфов и причастность к убийству – почему мировое сообщество молчит?
То, что Игорь Юсуфов, бывший министр энергетики Российской Федерации, является так называемым «кошельком» Дмитрия Медведева, уже никто не оспаривает – этот факт принимается как данное.
Как и то, что Юсуфов и его семья причастны к выводу огромных денег из российского бюджета и нескольким громким преступлениям, в числе которых – причастность к заказному убийству в Москве российского предпринимателя Андрея Бурлакова.
Это никого не удивляет – все понимают, каким именно образом Игорь Юсуфов сделал свои деньги и какова его роль в благосостоянии семьи Медведевых. Удивительно другое – почему этот человек не находится под международными санкциями, под которые попали многие связанные с Кремлем россияне за гораздо меньшие прегрешения и почему российские власти беспрепятственно выпустили Юсуфова из страны, хотя он неоднократно фигурировал в скандальных уголовных делах, связанных с распилом бюджета и отжимом имущества государства в свою пользу. Эти два столь противоречивых факта лежат на поверхности, вызывая недоумение, но объяснить их можно довольно просто, если вернуться далеко в историю, а точнее – в СССР, во времена, когда юный дагестанец начинал свой трудовой путь, который вскоре привел его на вершины российского государства.
Путь к успеху и КГБ
И попал в поле зрения Комитета Государственной безопасности, который тогда уже стремительно срастался с не менее стремительно набирающей обороты организованной преступностью. Но речь не о политике, а об обычном криминале, который в начале девяностых понял, что без политики не будет ни денег, ни власти. А то, что власть в России тогда подминали под себя чекисты, лишь способствовало бандитам. Когда именно юный Игорь Юсуфов попал в нештатные сотрудники Комитета – неизвестно. Но на Кубу, где он в 1984 строил ТЭС «Гавана», Юсуфов уже уехал по договоренности с КГБ. Поговаривают, что завербовали его на почве нетрадиционной ориентации, но эти слухи, хотя и очень упорные, ничем не подтверждены.
Однако суть не в ориентации, а в том, что где-то на пути стукача Игорь Юсуфов пересекся со штатным сотрудником КГБ Андреем Бурлаковым. То ли тот был куратором Юсуфова, то ли вербанул в свое время. Но, как бы там ни было, к началу девяностых эта служебная связь перешла сначала в дружбу, а потом и в деловые отношения. Ни для кого не секрет, что к концу девяностых годов власть в стране принадлежала чекистам и бандитам, в основном – питерским. Одним из видных деятелей группировки питерских бандитов был давний агент КГБ, отсидевший в Израиле срок за шпионаж в пользу СССР и амнистированный при довольно странных обстоятельствах Шабтай Калманович. Который вернулся в Россию после отсидки в 1993 году по приглашению Кобзона. Но быстро с ним рассорился и сошелся с питерским авторитетом Владимиром Кехманом. Это длинная и захватывающая история, но ведет она нас к вершинам нынешней российской власти. Потому что именно тогда Калманович познакомился со всеми высшими ее представителями, в том числе и с нынешним президентом.
Но суть не в этом, хотя для понимания ключей успеха нашего героя, Игоря Юсуфова, упоминание и Шабтае Калмановиче, которого убили в 2009 году в центре Москвы, необходимо. Потому что одним из приближенных Калмановича был Андрей Бурлаков. Который вел более мелкий бизнес в связке со своим давним агентом и другом Игорем Юсуфовым. Бизнес был мелким относительно – речь шла о миллионах долларов, которые Юсуфов и его куратор Бурлаков воровали из бюджета. Причем как в буквальном, так и переносном смысле. За давностью времен и противоречиях в сведениях этот период восстановить детально трудно, но именно чекисты из Питера, которые постепенно сосредотачивали в своих руках контроль над кадровыми назначениями все более теряющего адекватность Ельцина, продвинули Юсупова на довольно интересные должности.
Сравните его послужной список с тем, как развивались события в стране и как власть в ней захватывали те, кого принято называть кооперативом «Озеро». Заметьте, что без участия КГБ такую карьеру простой инженер сделать не мог.
Власть и первые большие деньги
Все самое интересное начинается с момента, когда Юсуфов попадает в орбиту Ельцина и становится консультантом фонда «Возрождение». Здесь были заработаны первые серьезные деньги. Правда, основные капиталы отошли тогдашнему вице-президенту Александру Руцкому, под началом которого фонд «Возрождение» занимался внешнеэкономической деятельностью, получив от президента освобождение от таможенных платежей и налога на прибыль. По слухам, Юсуфов, который занимался в фонде экономическим блоком, именно тогда обзавелся счетами в Швейцарии. Сколько и чьих там осело денег – неизвестно.
Из фонда Юсуфов уходит в правительство на должность заместителя председателя Комитета по защите экономических интересов России, который потом трансформировался в Министерство внешнеэкономических связей. Именно это министерство занималось торговлей оружием. Точнее – распродажей огромных запасов, доставшихся Российской Федерации от СССР. Сколько и чего было продано – не знает никто до сих пор. Но курировал это направление замминистра Юсуфов – в его ведении находилась компания «Росвооружение», чей оборот за три года (1993-1996) составил четыре миллиарда долларов. «Росвооружение» продавало оружие через специально учрежденную для этого компанию «Россия-Восток Трейдинг», которую возглавил Игорь Юсуфов.
С этой должности он возвращается назад в правительство, откуда вскоре переходит на должность председателя Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам. Сколько украдено из Госрезерва за почти четыре года правления Юсуфова – тоже неизвестно. Но после его ухода с этой должности было открыто 35 уголовных дел.
Игорь Юсуфов и Дмитрий Медведев
Читайте ещё:Возлюбленная Фридмана путешествует и участвует в светских мероприятиях
Правда, с Игорем Юсуфовым ничего не случилось – он опять вернулся в правительство, министром энергетики. И стал членом совета директоров Газпрома, которым тогда руководил Дмитрий Медведев. А сын Игоря Юсуфова, Максим, учился тогда в одном классе с сыном Дмитрия Медведева в Московской экономической школе.
Как и на чем именно сошлись Медведев и Юсуфов – неизвестно. Но именно с этого момента их судьбы связаны неразрывно. Когда Медведев возглавил Администрацию президента Путина, Юсуфов переключился на нефтяной и газовый сектор, которые именно в тот момент стали приносить основные деньги в России. Когда Медведева сделали президентом, Юсуфов занялся частной инвестиционной деятельностью через фонд «Энергия», которой и занимался до 2021 года. Впрочем, чтобы не повторяться, вот официальная выписка:
Андрей Бурлаков и его смерть
Вернемся к Андрею Бурлакову, который вновь возник на горизонте Игоря Юсуфова. Речь шла об очередной афере, на этот раз связанной с покупкой банкротящейся немецкой верфи, которую владелец, норвежская Aker Yards, продавала за 250 миллионов евро. У Бурлакова было всего пятьдесят. Он попросил помощи у старого друга, который быстро вошел в долю. Через офшор с Британских Виргинских островов был взят кредит в 200 миллионов евро, а 75% верфи, которую переименовали на Wadan Yards, стало принадлежать Виталию Игоревичу Юсуфову.
Но тут подоспел кризис 2008 года и оказалось, что Виталий Юсуфов заплатил только 40 миллионов евро, а у верфи висит непогашенный кредит в 370 миллионов. А другой совладелец, Андрей Бурлаков, внезапно выяснил, что владельцем верфи он не является. Когда Бурлаков попытался выяснить у Юсуфова, что произошло, то внезапно оказался в тюрьме. Его обвинили в выводе денег из государственной Финансовой лизинговой компании, где он был заместителем директора. Правда, Бурлаков вскоре вышел из СИЗО, но сделал глупость – пообещал созвать пресс-конференцию. До нее Бурлаков не дожил – его расстрелял неизвестный киллер в ресторане «Хуторской» на Ленинградском проспекте. Жена Бурлакова была ранена, но выжила и уехала в Израиль. Историю быстро замяли.
Однако она неожиданно имела продолжение в 2015 году, когда в Вене задержали Аслана Гагиева по кличке Джако Кровавый. И тут выяснилось, что именно Гагиев взял заказ на Бурлакова, а его подручный этот заказ исполнил в 2011 году, расстреляв партнера Юсуфова. Гагиев имя заказчика не назвал, но оказалось, что сам он был владельцем 25% Wadan Yards, а убитый Бурлаков был членом ОПГ Гагиева. Каким образом в этой компании оказался Юсуфов и как в итоге верфь стала принадлежать его сыну – неизвестно. Но история сама по себе очень мутная. Впрочем, Игорь Юсуфов из нее благополучно выпутался.
«Башнефть» и другие скандалы
Последний громкий скандал, в котором фигурировало имя Игоря Юсуфова, был в 2017 году, когда на скамье подсудимых оказался бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев. Якобы Юсуфов был участником вымогательства взятки с главы «Роснефти» Игоря Сечина за лояльность при совершении сделки по поглощению «Башнефти», на которую претендовал возглавляемый Юсуфовым фонд «Энергия». Но этот скандал тоже замяли и видимых последствий для Игоря Юсуфова не было.
В 2021 году он заявил, что покидает фонд «Энергия», а также выходит из всех бизнесов, которыми занимался. Формально это действительно так, но, похоже, вместо отца владельцем активов семьи стал сын Виталий. К тому же бизнес был явно переориентирован из секторов, которые подпали или могли подпасть под международные санкции, на секторы, которым эти санкции не страшны. Речь идет в первую очередь о покупке доли в интернет-агрегаторе фермерских продуктов «Ешь деревенское» инвестиционной компанией «Арго», которая принадлежит Виталию Юсуфову, и о земельном участке 1,36 га, а также десятке строений общей площадью 8 тыс. кв. метров вблизи Кремля, которую по весьма выгодной цене купила компания «Ситизен» Виталия Юсуфова с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и нулевой выручкой.
Понятно, что это чистой воды отмывка денег. Но дело в том, что эти сделки – сущие копейки на фоне всех капиталов семьи Юсуфовых.
Где деньги и почему нет санкций?
И тут возникает резонный вопрос – а где же все эти миллиарды долларов? Ответ здесь прост – в офшорах, которыми грамотно пользуется Игорь Юсуфов еще с начала девяностых годов. Среди таковых известно несколько. Это «Индастри инвестменс су лимитед», куда ушли деньги Североуральской горнорудной компании; Southerner Ltd с Каймановых островов, на которую оформлена яхта Дмитрия Медведева «Вселенная»; Templestowe Trading Corp. с БВО, на который оформлялась доля Юсуфова в немецкой судоверфи, за которую погиб Бурлаков; кипрская Blackstead Holdings Limited, которая также участвовала в этой странной сделке. Очевидно, что этим перечнем список не ограничивается, но офшоры на то и созданы, чтобы скрывать своих бенефициаров.
Однако на всем этом фоне возникает куда более важный вопрос. Точнее – два. Первый – почему Игорь Юсуфов со всем этим списком, особенно с собственностью Дмитрия Медведева, которая на него оформлена, до сих пор не под санкциями? Этот вопрос тем более вызывает недоумение потому, что Украина Юсуфова и его сына Виталия в свои санкционные списки внесла еще в октябре 2022 года. А, как известно, санкции Украины – это всего лишь своеобразный «мостик» к санкциям международным. Но их нет вот уже полтора года. Вопрос – почему? Тем более, что созданный Игорем Юсуфовым фонд «Энергия» попал под санкции Минфина США. Второй вопрос – почему в самой России Игорю Юсуфову и его сыну Виталию невозбранно дали возможность переоформить все свои активы на подставных лиц и так же невозбранно выпустили из страны на Запад?
Ответа на эти вопросы у нас нет. Но все это выглядит очень странно на фоне того, как зарабатывал свои деньги Игорь Юсуфов и на фоне его связей в высших кабинетах Кремля. Может, именно в этом и кроется разгадка?
Михаил Романовский