Прибыльные сферы кремлевского смотрящего за артистами Сергея Новикова
В России многие представители творческих профессий давно уже поняли, что с властью не только надо дружить, власти надо служить. Верная служба вознаграждается, причем неплохо.
Это давно известно, как известно и то, что артисты, обслуживающие власть, имеют с этого очень хороший профит – помимо того, что им не запрещается их деятельность, а на их не всегда легальные доходы смотрят сквозь пальцы, лицам, попавшим в милость властей предержащих, с государственного стола падают немаленькие крошки в виде заказов на концерты, клипы, славословие и прочие нужные для заказчика вещи. Плюс – постоянное присутствие в СМИ, что для артиста кровно важно.
Но возникает вопрос – а кто определяет: угоден ли данный конкретный артист властям или нет? Кто решает – лоялен ли, например, имярек или нет? После скандала с «голой» вечеринкой пошла волна «раскаяний» от представителей творческих профессий, неосмотрительно поучаствовавших в ней. Кого-то простили, кого-то – нет. Кто конкретно решал – простить, например, Киркорова и на каких именно условиях? Ведь согласитесь – это не может делать лично Путин. Просто хотя бы в силу занятости. Потому на это должен быть специально уполномоченный человек.
И он есть. Его имя – Сергей Новиков, должность – начальник управления президента РФ по общественным проектам. На эту должность его назначил Владимир Путин еще в 2017 году, а до этого Новиков работал заместителем начальника управления президента по внутренней политике, в администрацию его привел Сергей Кириенко, чьей креатурой Новиков и является.
Конечно, в вопросе – запрещать или не запрещать какого-либо артиста – главный голос все-таки у ФСБ. Но вот чтобы артисту, попавшему в эти «черные списки», оттуда выбраться, надо идти на поклон к Новикову. Именно он решает, какую «епитимью» наложить на проштрафившегося артиста. Набор в общем-то стандартный, пример Киркорова это продемонстрировал наглядно: концерт на Донбассе (или других так называемых «новых территориях»), несколько взносов в указанный «благотворительный» фонд, публичное раскаяние. Размеры взносов, количество и места концертов, глубину раскаяния и прочие детали определяет именно Сергей Новиков. Как и вопрос – стоит ли неугодному артисту вообще разрешать каяться.
В артистической среде говорят, что благодаря Новикову из «черных списков» удалось выбраться не менее чем двадцати звездам: Павлу Деревянко, Роману Билыку из группы «Звери», Диане Арбениной, тому же Филиппу Киркорову... Это благодаря Новикову фамилии Данилы Козловского и Ксении Раппопорт убрали из титров фильма «Летучий корабль». Причина – те отказались каяться в том, что осудили войну в Украине. Это именно благодаря Новикову Александра Калягина «ушли» с должности председателя Союза театральных деятелей, которым он руководил 27 лет. Это именно благодаря Новикову место Калягина занял лояльный Машков. Таких примеров – сотни, если не тысячи.
О том, насколько силен Сергей Новиков в системе нынешней власти, можно понять из рассказа Чулпан Хаматовой, которую Новиков пригласил на встречу. Хаматова говорит, что не знала, выйдет ли с этой встречи живой: «Я думала – надо писать завещание, или не надо писать завещание?». По итогам Новиков сообщил Хаматовой, что ее награждают государственной премией, но сам факт того, какие мысли обуревали далеко не последнюю российскую актрису перед встречей с чиновником, говорит, пожалуй, лучше всяких слов о том, кто такой Сергей Новиков.
Если такие люди, как Хаматова, боятся его до дрожи, то что говорить о менее известных артистах? Удивительно ли после этого, что они готовы после встречи с Новиковым на любые условия, лишь бы вымолить прощение власти и вернуться на сцену? А ведь цена немаленькая – выступление на том же Донбассе означает автоматические санкции от большинства стран мира и огромные проблемы на Западе. Но – люди готовы. И идут на условия Новикова.
Читайте ещё:В России обострилась борьба за влияние внутри азербайджанской мафии
Но было бы ошибкой считать Сергея Новикова эдаким «кремлевским опричником», который радеет за государя. Как и у всех приближенных к власти чиновников, у Новикова имеется и материальный интерес. Теоретически бюджеты всяческих общественных организаций, которыми заведует чиновник, должны направляться на благотворительность и общественное благо. На проведение тех же концертов, фестивалей, конкурсов, в которых участвуют угодные артисты. Или же в которые допустят прощенных Новиковым «отщепенцев». Этот допуск, кстати, один из весьма весомых «пряников» для тех, кто возжелал покаяться – если твое творчество не приносит желаемых гонораров, всегда можно подлататься на халтурке для властей. За эти халтурки власти неплохо платят, это знают в России все, и этим многие пользуются.
Правда, за эти плюшки надо верно служить власти и ловить на лету все ее пожелания. А таковые есть, и именно Новиков указывает, что и как надо сделать, какие правки внести в тексты или сценарии. И его слушаются – ибо, артисты в большинстве своем - творческие проститутки. По крайней мере – в России. Более того, Новиков курирует современное российское кино. Вплоть до набора кадров – от статистов до режиссеров.
Какие суммы проходят при этом через его руки – можно только догадываться, да и то очень приблизительно. Как и то, как этими суммами Новиков распоряжается. Пример – продвижение певца Шамана, о котором еще несколько месяцев назад никто не слышал, и чей талант, мягко говоря, вызывает сомнения. Но за взлетом Шамана стоит именно Новиков. Сколько это стоило и на каких условиях? Из рук Новикова кормится и Валерия со своим мужем и продюсером Пригожиным. Именно он продвигает теряющую популярность певицу на все прокремлевские мероприятия.
Перед выборами был даже проект создания новой политической партии «Сильные женщины», первым лицом которой должна была стать Валерия, а вторым – жена Новикова, ведущая Первого канала Екатерина Шугаева. Впрочем, проект, видимо, «зарубили» старшие товарищи, потому партия не состоялась. Но отношения с Валерией и Пригожиным у Новикова не испортились – они все так же в фаворе у кремлевского чиновника.
Пользуется служебным положением Новиков и для собственного блага. Он выступил режиссером-постановщиком целого ряда опер: «Русалка» Александра Даргомыжского (Концертный зал им. П. И. Чайковского Московской филармонии, 2016), «Иоланта» Петра Чайковского (московский театр «Геликон-опера», 2019; Шведская королевская опера в Стокгольме, 2021), «Опричник» Петра Чайковского (Михайловский театр Санкт-Петербурга, 2021), «Черевички» Петра Чайковского («Геликон-опера», 2024). Все это, как заявляет Сергей Новиков, «в свободное от работы время». Возможно. Но кто откажет начальнику управления президента РФ по общественным проектам в предоставлении сцены и финансов? Тем более, что финансы из государственного бюджета. Которыми распоряжается именно Сергей Новиков.
Еще под контролем Новикова находятся такие весьма прибыльные сферы, как молодежная политика с ее многочисленными форумами, сфера культуры и воспитания, например «новая пионерия» — детское «Движение первых». Также управление Новикова составляет методички-рекомендации для государственных и лояльных к власти СМИ и курирует интернет-издания, на редакционную политику которых влияет Кремль.
Из всего этого можно сделать вывод – Сергей Новиков весьма выгодно совмещает должность «царева ока» в сфере культуры и информационной политики со своими личными интересами. Благо возможности у него для этого имеются, и немаленькие.
Григорий Дудник