Как криминальный олигарх Год Нисанов путем преступных схем пускает мимо бюджета миллиарды
Россия 10 лет боролась с грязными банками, налоговыми схемами и обналом: The Bell подводит итоги этой борьбы в цикле «Страна наличных». В первом материале мы рассказали, как власти боролись с теневой экономикой. Этот текст — о том, как эта борьба изменила рынок обнала. Содержание Где берут нал Как работает «зоопарк» Какую роль играют банки Бизнес-хаки …
Продавщица с московского рынка «Садовод», представившаяся Адилей, показывает корреспонденту The Bell тетрадь, в которой она аккуратным почерком в столбик записывает отпущенные товары и суммы. Так же выглядит «бухгалтерская отчетность» тысяч мелких торговых точек на всех московских оптовых рынках. На втором этаже «Садовода» Адиля торгует колготками и носками. В среднем она должна делать за день хотя бы 5 тысяч рублей. В будни столько набирается редко, но за выходные удается наверстать. Адиля сразу предупреждает, что принимает только наличные. «Сбербанк Онлайн» руководство не одобряет. В конце рабочего дня оно изучит записи в тетради и заберет выручку.
После тотальной зачистки грязных банков и фирм-однодневок во второй половине 2010-х (подробно об этом мы рассказывали здесь) именно рынки вроде «Садовода» стали основным источником нала. Самые крупные торговые хабы, куда поступают товары из Китая, Вьетнама, Киргизии, Казахстана и других стран, находятся в Москве, менее крупные — в Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других городах. Нал копится как в рознице, так и в опте.
«Зоопарк» — так называют обналичивание через рынки собеседники The Bell, юристы, представляющие интересы бизнесменов в судах, связанных с обналичкой.
Весной 2019 года СМИ сообщили об обысках на «Садоводе», а также в «Фуд Сити» и «Москве» (все принадлежат «Киевской площади» Года Нисанова) и объяснили их борьбой ЦБ с обналом.
«У нас был ряд встреч с ЦБ, мы обсуждали вопросы, связанные с темой оборотных средств наших арендаторов, — рассказывал позднее Нисанов. — Проверки, которые они проводили, касались банков и финансовых организаций, арендующих у нас площади. Противозаконных действий по итогам выявлено не было».
Согласно официальной версии МВД, целью обысков была проверка соблюдения миграционного законодательства. На вопрос The Bell о результатах проверки в МВД не ответили.
Пока что московские оптовые рынки работают как раньше.
Читайте ещё:Штрафстоянки Москвы заполнились люксовыми автомобилями
Как работает «зоопарк»
Торговцы с региональных рынков приезжают закупаться на оптовые базы, тратя за раз от 100 тысяч до нескольких миллионов рублей. Как правило, они расплачиваются наличными. В регионах, в отличие от Москвы, действует вмененка. Эта форма налогообложения позволяет раз в год выплачивать налог в зависимости от размера бизнеса, после чего объем прошедшего через торговую точку товара не контролируется. Скоро, впрочем, вмененку отменят. Как из-за этого изменится схема, пока непонятно.
В конце дня нал стекается к кураторам обнального бизнеса. Как правило, это люди в дирекции рынка. В качестве вознаграждения иногородние поставщики наличных получают около 5% сверху на личные счета или счета ИП.
Покупатели нала чаще всего расплачиваются за него безналом. Борьба властей с теневым финансовым рынком привела к резкому росту цен. Если еще в начале 2010-х за обнал, по словам зампреда ЦБ Дмитрия Скобелкина, брали 2–3% суммы, то теперь — 15–30%. С этой оценкой согласны собеседники The Bell из обнального бизнеса.
Также московские обнальщики в своих схемах часто используют криптовалюту, замечает адвокат бюро «Князев и партнеры» Владимир Китсинг (подробно об этом писали «Ведомости»). СМИ писали, что во время обысков на «Садоводе» и в «Москве» весной 2019 года полицейские нашли несколько майнинговых ферм. Торговцы с «Садовода» вполне спокойно реагировали на вопросы корреспондента The Bell о возможности купить где-то на территории рынка крипту: «Конечно, здесь можно купить все».
На большинстве рынков обнал контролируют национальные диаспоры, говорят собеседники The Bell, занятые в этом бизнесе. Определить доминирующую на рынке диаспору несложно — достаточно прогуляться по торговым рядам. Некоторые диаспоры наряду с традиционными обнальными схемами практикуют оригинальные — такие, например, как метод обнала материнского капитала «Обнал халяль».
ЦБ начал публиковать статистику по обналичиванию денег в банковском секторе только в 2015 году. За четыре года объем этого рынка, по оценке регулятора, сократился в разы. В первой половине 2019 года, например, ЦБ оценил его всего в 48 млрд рублей. Даже если экстраполировать эту цифру на год, получится в 6 раз меньше, чем было в 2015-м. Подробно о борьбе с обналом мы рассказали в первом материале цикла «Страна наличных».
Свою методику регулятор, впрочем, не раскрывает. Два собеседника The Bell, знакомые с работой ЦБ, предположили, что она основана на данных МВД, то есть только на уже заведенных уголовных делах. В МВД на запрос The Bell не ответили. Собеседник The Bell, который сам оказывает услуги по обналичиванию, говорит, что в действительности объем рынка должен быть больше: только в Москве — десятки миллиардов рублей в год, во всей России — сотни миллиардов.
Из мелких частных банков обнал переместился в большие государственные. Как правило, обнальщики используют отделения банков в районах, где они базируются, — важны долгосрочные договоренности с менеджерами, которые отвечают за открытие счетов, регистрацию ООО и ИП и выдачу им денег. Местные полицейские и налоговики всегда в курсе. Они получают что-то вроде абонентской платы. Перевозку денег нередко сопровождают члены преступных группировок. В случае «кидка» они решают проблему так, как было принято в 1990-х — вплоть до использования пыток, говорят собеседники The Bell.
ЦБ в курсе ситуации. «Ведомости» писали, что регулятор просит банки отдельно отчитываться о точках обслуживания, расположенных на территории или вблизи крупных региональных вещевых и продовольственных рынков. Но что ЦБ делает с этой информацией, неизвестно.
Читайте ещё:У жены бывшего мэра Сочи нашли 47 миллионов рублей
В условиях жесткого надзора обнальщикам приходится постоянно совершенствовать свои схемы. Для обмена опытом и ноу-хау служат тематические форумы и чаты в Telegram.
Одна из главных тем — KYC банков. Know Your Customer (KYC) — процедура банковского комплаенса: перед тем как оказать услугу, банк должен установить, удовлетворяет ли клиент определенным требованиям. Требования эти меняются. Сотрудники банков передают обнальщикам свежие примеры KYC, обновленные с учетом рекомендаций ЦБ. Те их публикуют и разбирают. В результате схемы могут меняться буквально еженедельно. Из последнего: регулятор попросил проверять, совпадает ли основной профиль юрлица, указанный при регистрации в ЕГРЮЛ, с фактической деятельностью. По закону компания может заниматься всем, что прописано в перечне специализаций. Но теперь обнальщики следят, чтобы переводы проходили строго по профилю основной специализации.
Другая популярная тема — дропы и дроповоды. Дропы, или дроперы, которые снимают деньги в банкоматах, — слабое звено обнальной цепочки. О том, как устроена одна из самых популярных схем, в которых используют дропов, мы рассказывали здесь. Часто это люди с судимостью или просто те, кому нечего терять. Дроповоды — те, кто ими командует.
Поскольку действия дропов непредсказуемы (здесь мы рассказывали, как пара дропов могла украсть 5 млн рублей из нашумевшего дела «Тинькофф банка»), появилась услуга — «верификация дропа». Известные в тусовке обнальщики ведут реестры кидал.
Фотографии и сканы паспортов кидал регулярно публикует, например, Telegram-канал «Мошенники в обнале». Недавно он пообещал разработать единую базу кидал, в которой будет поиск по ИНН и номеру телефона.
Чтобы обезопасить себя от кидков, обнальщики используют специальный сервис: «Гарант». Это форум, администраторы которого хранят у себя деньги до тех пор, пока заказчик не получил нал, а после этого переводят их обнальщикам. Схема позаимствована у популярных сервисов вроде Airbnb.
Еще один вариант подстраховки— опубличивание сделок. В открытом доступе могут публиковаться никнеймы обнальщиков и суммы, а также есть отзывы об успешном или неуспешном переводе денег.
Власти стараются пресекать распространение знаний об обнале. В базе судебных дел можно найти десятки решений о блокировке сайтов с общим объяснением: «Реклама услуг по обналичиванию денег». Например, недавно прокурор Ижевска запросил блокировку для сайта ccc.mn — и сейчас он действительно открывается только через VPN. В республике Марий Эл недавно оштрафовали местное региональное издание за публикацию текста «Большой обнал», посчитав, что статья содержит инструкцию по обналичиванию. Надеемся, этот материал не постигнет та же участь.