Национализация ЧЭМК пошла под откос: у холдинга начались проблемы
Челябинский электрометаллургический комбинат, два десятилетия генерировавший прибыль, наращивавший производство и гнавший 70-80% продукции на экспорт, сейчас нуждается в дотациях.
Олигарх Дмитрий Пумпянский который стоит за Трубной металлургической компанией (ТМК), и который запудрил голову Путину на тему, как выгодно будет отобрать у Юрия Антипова ЧЭМК, а также Серовский ферросплавный завод и завод «Кузнецкие ферросплавы», вынужден был отстегнуть 6 ярдов – чтобы холдинг смог выплатить зарплату и оплатить электричество. Естественно, что Пумпянский сейчас всеми силами старается соскочить с темы и не брать в руки национализированные активы, напоминающие чёрную дыру.
Главная проблема ЧЭМК в полном прекращении экспорта, который обеспечивал ¾ прибыли предприятия. России же этот металл не нужен – некуда девать: для внутреннего рынка достаточно 20-30% от объёма, производимого группой ЧЭМК.
Пумпянский же сейчас и сам не в лучшей форме. Он поставляет трубы «Газпрому», и пока гнали газ в Европу, всё у всех было в шоколаде. Как только Европа стала недружественной, сократились и потребности «Газпрома» в трубах. Сейчас госкорпорация, выступающая главным заказчиком у Пумпянского, сама в полной… яме: 2023 год стал убыточным. Впервые за 25 лет.
В этих условиях убыточный ЧЭМК повиснет у Пумпянского (который и так закредитован) камнем на шее. Ещё в 2022 году комбинат под руководством Юрия Антипова давал прибыль в 15 ярдов, а теперь ежемесячно генерирует 1,5-2 млрд убытков. Экспортные контракты просраны под ноль. Даже если бы сейчас вернулся Антипов, вряд ли удалось бы быстро восстановить связи, которые налаживались годами: иностранные контракты ЧЭМК перехвачены другими поставщиками.
С Серовским и Новокузнецким заводами, которые тоже отобрали у Антипова, всё ещё хуже. Из-за колоссального падения производства они на грани закрытия. Для того, чтобы сохранить рентабельность холдинга, два завода надо полностью закрывать.
А тут ещё «гениальная» идея перенести ЧЭМК за пределы города. Как будто это взял принтер под мышку и переехал. Цена вопроса – космическая. А у Трубной металлургической компании и на свои-то заводы (Волжский, Северский, Синарский и Таганрогский) денег не особо. В 2024 году, по заявлению ТМК, капитальные расходы будут снижены на 34%. Две трети (18 млрд) пойдёт на поддержание текущих мощностей, ещё треть (9 млрд) – на развитие. ЧЭМК в эту смету определённо не вписывается.
Такая нагрузка Пумпянскому не нужна. И никому вообще не нужна. Вырисовывается альтернатива из двух зол: либо кто-то берёт группу ЧЭМК на содержание и сливает на неё по 12-18 млрд в год, либо из 12 тыс. человек придётся увольнять 8-9 тысяч.
И это ведь только один пример национализации. По всей стране уже национализировано более сотни предприятий-гигантов. Большинство из них в той же ситуации, что и ЧЭМК: бизнес разрушен на раз-два. А как налаживать – непонятно.
«Эффективные менеджеры», которых поставит государство, будут работать в отечественных традициях. У них ведь нет прямой заинтересованности в том, чтобы развивать производство. У типичного «эффективного менеджера» две задачи: назначить себе зарплату побольше и чего-нибудь дербануть.
В общем, итог слегка закономерен. Путину обещали, как лучше, а получился… совок.
Геннадий Самохвалов