«Десять негритят» Евгения Савченко
Лишившись статуса сенатора, Евгений Савченко оказался беззащитен перед возможным преследованием по целому ряду уголовных дел, связанных с его приближенными.
Экс-губернатор Белгородской области Евгений Савченко официально покинул Совет Федерации. Его место занял Тарас Хтей - депутат облдумы, экс-волейболист и президент региональной общественной организации «Федерация волейбола Белгородской области».
Заявление о досрочном сложении полномочий в Совет Федерации подал сам Савченко. Сенаторы утвердили его единогласно. Экс-губернатора на заседании не было, где он находится сейчас - неизвестно. В это время в Белгородской области гремит целый ряд уголовных дел в отношении его бывших подчиненных.
Сложение полномочий и снятие неприкосновенности делает его практически беззащитным перед возможным интересом силовиков. Однако, сам политик уже мог покинуть пределы страны.
Евгений Савченко был губернатором региона почти 27 лет - первый раз его избрали еще при Борисе Ельцине. А вот сенатором после ухода с поста всего ничего - четыре года, с 2020 по 2024-й. Многие предполагали, что из Совета Федерации он уйдет лишь вперед ногами.
Читайте ещё:Путин назначил «героя СВО» губернатором Тамбовской области, хотя он не участвовал в боевых действиях
Уход Евгения Савченко из Совфеда оставляет больше вопросов, чем ответов.
Сама Верхняя палата парламента многими воспринимается как «политическая пенсия», «почетный статус», который, все же, оставляет за человеком лоббистские возможности и полномочия. На этом фоне причина, озвученная Савченко, кажется надуманной. Он заявил, что намерен сосредоточиться на научной и экспертной работе. Но ведь это можно делать и оставаясь сенатором.
Полная зачистка команды Савченко
Куда интересней, что в это время происходит в самой Белгородской области. А там продолжается окончательная «зачистка» людей из команды бывшего губернатора, которые за время его работы должны были обрасти огромными коррупционными связями.
Напомним, что одним из первых в 2021 году под уголовное преследование попал ближайший соратник Савченко, бывший вице-губернатор Белгородской области Евгений Глаголев. В 2023 году его признали виновным в получении взятки в размере 10 млн рублей и превышении полномочий при ремонте гимназии, в которой он сам когда-то учился.
Глаголев занимал пост с 2016 по 2021 годы, до этого при поддержке Савченко прошел целый ряд ступеней карьерной лестницы. До повышения он руководил Департаментом строительства, после - курировал все строительство в Белгородской области. Новый губернатор Вячеслав Гладков буквально с первых же заседаний в пух и прах раскритиковал строительный блок региона. А потом пошли задержания.
Следом за Глаголевым под следствие попал бывший мэр Белгорода Антон Иванов, занимавший этот пост в 2021-2022 годах, т.е. уже после Савченко. Но последний должен был «вести его за ручку» всю карьеру. А претензии к Иванову возникли по поводу его работы в АО «Белгородская ипотечная корпорация», - регионального земельного оператора и застройщика, принадлежащего облправительству. Настоящее «золотое дно» для любого коррупционера.
По версии следствия, в 2019–2021 годах (т.е. еще при губернаторе Савченко) по инициативе гендиректора Антона Иванова корпорация выдала несколько займов коммерческим организациям на выгодных для тех условиях. Должники не вернули предприятию 50 млн рублей.
Задержали Иванова в аэропорту, когда он, предположительно, хотел сбежать из страны. Просто не успел. Пример Иванова мог показаться Савченко показательным: при угрозе уголовного преследования медлить нельзя.
Следом за Антоном Ивановым правоохранители наведались к бывшему генеральному директору АО «Газпром газораспределение Белгород» Александру Сергиенко, который в 2018-2021 годах возглавлял Старый Оскол - второй по величине город в Белгородской области. Ему вменили получение взяток от коммерческих организаций за содействие в выдаче им разрешительной документации на строительство и предоставление земельных участков в аренду.
Настоящая классика отечественных коррупционеров, которая при Савченко, похоже. Расцвела на Белгородчине буйным цветом.
Читайте ещё:Тамбовская область может перейти под управление ЛДПР или "Новых людей"
Сергиенко задержали в марте 2023 года. Любопытно, что его адвокатом стал бывший председатель Контрольно-счётной палаты Белгородской области Николай Звертаев. Видимо, в бытность главой КСП он особых нарушений ни со стороны Сергиенко, ни со стороны других близких к Савченко чиновников не фиксировал.
Наконец, минувшим летом был задержан «правая рука» Евгения Савченко по ЖКХ, бывший вице-губернатор Константин Полежаев. По версии следствия, Полежаев в 2022-2023 году получил крупную взятку от директора строительной компании. Полежаев был назначен Савченко в 2019 году, а до этого занимал пост мэра Белгорода. Мэром стал тоже при покровительстве Савченко.
Получается, с момента задержания Полежаева прошел год. За это время с ним совершались следственные действия. Он мог ожидать поддержки от Савченко, и, не дождавшись, начать говорить. Не это ли сподвигло Савченко покинуть Совфед, не удосужившись даже появиться на заседании?
Константин Полежаев в зале суда выглядел абсолютно сломленным. Что он рассказал следователям? Фото: РИА «Новости»
Получается, практически все ключевые чиновники Савченко под следствием – два вице-губернатора, бывший мэр Белгорода, руководители областных структур. Прямо «Десять негритят» Евгения Савченко получается. А он – последний?
Язык Бобрицкого до Савченко доведет
Но это чиновники. А что же бизнес, который может быть близок связанным с Савченко людям? Здесь все еще более серьезно. Год назад правоохранители задержали белгородских бизнесменов Геннадия Бобрицкого и Владимира Тебекина. Они проходят по делу об особо крупном мошенничестве. О близости Бобрицкого к Савченко пишут практически все крупные федеральные СМИ.
Как утверждают в Сети, якобы Геннадий Бобрицкий - зять Евгения Савченко, который был в курсе всех его дел - рабочих, семейных, бизнеса. Будто бы они с Тебекиным «соображали на троих» и якобы «подгребали» под себя самые прибыльные сферы региональной экономики.
Если это правда, то даже при возможных гарантиях для Савченко не трогать Бобрицкого в какой-то момент правоохранители, вероятно, просто не смогли поступить иначе. Слишком много они дров наломали?
Что касается Владимира Тебекина - это авторитетный бизнесмен, почетный президент белгородской «Федерации бокса». Местные называют его чуть ли не «теневым губернатором». Его семья владеет активами почти на 800 млн рублей - и это только то, что на поверхности.
Ранее Бобрицкому и Тебекину отказали в возможности выйти под залог. Тогда же стало известно, что они сотрудничают со следствием. Самое время Евгению Савченко углубиться в свою научную деятельность и решать демографические проблемы.
Кроме того, опыт разного рода графоманских изысканий у него есть. Здесь - еще одна «засада» для Савченко. Ранее он участвовал в написании книги «Потрясение» - псевдорелигиозной беллетристики, которая попала под проверку о возможном наличии в ней признаков экстремизма.
Ранее экстремистской была признана другая книга - «Евангелие от Елизаветы», которая, по мнению экспертов, имеет схожие посылы и риторику. Именно после этого силовики принялись проверять книгу Савченко. А издавалось «Евангелие от Елизаветы» при Савченко бывшим вице-спикером облдумы Валерием Сергачевым и экс-председателем той же думы Ольги Павловой. И снова - сплошь люди из властной команды времен бывшего губернатора.
Савченко ощущал себя не просто губернатором, а чуть ли не хозяином региона.
Вряд ли уже бывший сенатор Савченко сильно испугался внимания к его писательским упражнениям. Но если свести вышесказанное воедино - за дальнейшую судьбу бывшего чиновника, который почти 30 лет управлял всеми процессами на Белгородчине становится тревожно. Впрочем, тревожиться должен сам Евгений Савченко - скорее всего, его давно уже нет в стране...
Михаил Романовский