Море, солнце и коррупция
Со времен шумного скандала с бандой Цапков в Краснодарском крае, в регионе, по сути, мало что изменилось.
Скорее наоборот, ликвидация одной криминальной семьи позволила усилиться другим. Одной из самых влиятельных семей края сегодня называют клан Солтановых, в коррупционную сеть которого вовлечены как региональные чиновники и правоохранители, так и сотрудники федеральных ведомств.
Глава семьи, Ризван Солтанов, начинал как горный инженер, а в нулевых ушел в строительный бизнес. Одним из его ключевых активов было ООО «Фирма "Гравитон"», которое позже Солтанов со скандалами делил, а скорее отжимал у своего бывшего партнера Александра Ярчука, вынудив того в конечном итоге бежать за границу.
Солтанов и сейчас позиционирует себя как инженера и менеджера. Что в современных реалиях не далеко от истины: как любой уважающий себя «эффективный менеджер» он по сути развалил «Гравитон», некогда крупнейшую строительную компанию на юге России, обременив ее долгами в размере 5,7 млрд рублей. Бывшие партнеры до сих пор выясняют кто же из них забрал большую часть этих денег себе.
На смену «Гравитону» пришли ООО «Югстроймеханизация», занимающееся обустройством инфраструктуры на юге России и арендой спецтехники, и ООО «ЮНКЕР-СТРОЙ», через которое семья взаимодействует с властью, получает заказы и захватывает мелкие фирмы.
Читайте ещё:Пригожин раскритиковал Яшина, назвав его мудаком из-за серёг жены
Впрочем, бизнес семьи давно перестал ограничиваться строительством. Ризван Солтанов стал совладельцем крупного регионального банка – «Кубаньторгбанка», где его супруга Людмила Солтанова, занимает место в совете директоров, по сути, являясь теневым управляющим банка и «кошельком» семьи.
Ну и как же в таком регионе и не заняться сельским хозяйством и торговлей? Торговый бизнес семьи Солтановых плотно связан с поставками фруктов в регион, в этом им помогает и азербайджанская диаспора. Не случайно, в определенных кругах глава семейства известен как «Ризван-Азербайджан-овощи», а его младший сын — как «Давид-Бартер» и «Давид-Рынок». Старшему сыну Рафаэлю принадлежит известный ресторан-пивоварня в Краснодаре. Впрочем, на него оформлены и доли в десятке компаний, связанных со строительством и арендой земли. Часть из них также принадлежит отцу.
Крупный бизнес по поставкам фермерских продуктов оформлен на «Гринхаус-Про» — это тепличный город в 16 км от Краснодара, откуда по всему краю развозят выращенные фрукты и овощи. Земли Солтановых, выкупленные под аграрное производство, используются для совместного бизнеса с главным фермером региона — вице-губернатором Андреем Коробкой, который считается лучшим другом губернатора Кондратьева.
Парадоксально, но, несмотря на многочисленные компании, оформленные на Ризвана и его сыновей, Солтановы не имеют легально подтвержденных доходов, необходимых для инвестирования крупных проектов, которые они получают от властей.
Так, ООО «Югстроймеханизация», оформленное на его сыновей, стабильно накачивается заказами и уже показывает финансовые чудеса: за 2023 год прибыль компании взлетела до 162 миллионов рублей, хотя еще в 2022 фирма была в глубоком минусе — -541,8 миллиона рублей. Миллиардные долги, в которые введены и другие предприятия Солтановых, почему-то никого не волнуют.
Еще один проект, который Солтанов получил в управление – это «Краснодарский крахмальный комбинат» (ККК), в строительство которого он обещал вложить 28 миллиардов рублей. О том, что ООО «Краснодарский крахмальный комбинат» построит завода по производству продуктов глубокой переработки зерна - муки, крахмала и комбикормов мощностью 250 тыс. тонн в год, заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Коробка, который курирует сельскохозяйственный сектор, заявил еще на ПМЭФ-2023.
Однако финансовые показатели ООО «Краснодарский крахмальный комбинат» говорят об обратном: проект, как считают наблюдатели, скорее всего, большая фикция. И хотя уставный капитал компании в прошлом году повысился до 30 миллионов рублей, чистая прибыль на конец 2023 года составляла минус (-) 11 миллионов рублей. Каких-то новостей о строительстве завода не слышно.
Действительно, производственная деятельность – это не то в чем Солтановы сильны. А вот история распила «Гравитона», участие сыновей Солтанова ответчиками в судах по делам, связанным с самовольным захватом земли, свидетельствуют о том, что основной бизнес клана – рейдерские захваты и хищения.
Известно, что следователи не раз пытались возбудить уголовные дела в отношении Солтанова и его семьи. По результатам их деятельности открыто как минимум пять расследований, где среди прочего речь идет о хищении почти миллиарда рублей, в котором подозревается Ризван Солтанов.
При этом заместитель краевого прокурора Дмитрий Пантелеев в середине июня на коллегии по особо важным делам не стесняясь заявил, что любые материалы в отношении Ризвана Солтанова стоит «рубить» заранее.
Действительно, такая деятельность вряд ли могла бы осуществляться без прикрытия силовиков. По имеющимся данным, Солтанов ежемесячно отправляет около 40 миллионов рублей в Москву, так он решает проблемы с федеральными силовыми структурами. По месту жительства — в Краснодарском крае — Ризван также покупает себе «индульгенцию» от проверок со стороны налоговой и следственных органов.
Читайте ещё:Кремль рассматривает объединение с Беларусью для укрепления отношений
Главными покровителями клана считаются глава прикубанского районного суда Рустем Трахов, представитель судебной династии Траховых, а также прокурор края Сергей Табельский, усилиями которых и разваливаются все уголовные дела и начинания следователей.
Отношения Солтанова с Табельским начались как раз со скандала вокруг «Гравитона». Пишут, что Солтанов, чтобы заручиться поддержкой кубанских прокуроров Табельского и его зама Пантелеева буквально сдал им свою строительную империю в обмен на защиту от следственных органов и экс-партнера. В результате Табельский инициировал возбуждение нескольких уголовных дел против конкурентов Солтанова и в то же время развалил или затормозил с десяток дел в отношении коммерсанта и его окружения.
Отмечается, что именно нечистоплотные на руку силовики играют значительную роль в обострении криминальной ситуации, связанной с национальными диаспорами, о чем неоднократно говорят руководители Следственного комитета и Генпрокуратуры. И отсутствие реакции на откровенную коррупцию со стороны региональных прокуроров в итоге может вылиться в грандиозный скандал, который будет похлеще «дела подмосковных казино» или того же «дела Цапков».
Геннадий Самохвалов