"Ростехом" через «Станкопром» госхолдинг нашел канал левого сбыта?
В «королевстве» Сергея Чемезова творится что-то не ладное - Минпромторг РФ потребовал более 0,5 млрд рублей с "Ростеха".
В деле в качестве третьего лица фигурирует компания из дивизиона госкорпорации - АО «Станкопром», что годом ранее засветилась в корпоративном скандале, где вскрыли схему с неким бюджетным займом.
В ситуации, где смешались банкротящиеся «дочки» дивизиона и ликвидированные юрлица, которым отсыпали миллиардные госконтракты, разбирался корреспондент.
10 октября арбитраж Москвы начнёт рассматривать иск Минпромторга РФ о взыскании свыше 502 млн рублей с госкорпорации «Ростех».
Детали дела пока не сообщались, между тем в качестве третьего лица в спор привлечено юрлицо из дивизиона Ростеха - АО «Станкопром». Так что, вероятнее всего, именно этот актив затрагивает спор.
Для начала следует отметить, что через «Станкопром» как через поставщика провели порядка 70 госконтрактов на сумму свыше 1,7 млрд рублей и почти 200 как через заказчика - на 10,7 млрд рублей. Обороты впечатляют. Уставный капитал актива также весьма высок - 7,8 млрд рублей.
Сами контракты пилятся довольно странно и затейливо, в том числе через свои убыточные «дочки». Вот, к примеру среди крупных исполнителей фирмы числилось ООО «Проминжиниринг» (контракт на 2 млрд рублей по схеме у единственного поставщика), которое было ликвидировано в 2019 году. Данное ООО принадлежало ООО «ВО «Станкоимпорт», что на сегодня находится в процессе банкротства, а контролирует актив как раз таки «Станкопром». У ООО «ВО «Станкоимпорт» также на май 2024 года имелась налоговая задолженность на 1,5 млн рублей.
Более того, с ООО «ВО «Станкоимпорт» у «Станкопрома» также было четыре контракта на 524 млн рублей.
Также среди крупных подрядчиков отметились три ныне ликвидированные фирмы: ООО «Техпромстрой» - контракт на 1 млрд рублей, ООО «ССК» - два контракта на 186 млн рублей, ООО «Ай Кью Лоджистик» - контракт на 182 млн рублей. Все три фирмы ликвидированы в 2021 году, при этом контракты числятся всё ещё на исполнении. Так и тянет спросить, а деньги уплыли в неизвестность?
Занятно: совладельцем в ООО «Ай Кью Лоджистик» был Кочетков Михаил Геннадьевич - это бывший директор государственного актива ДГУП «Ростэк-Самара», что потом влили ФГУП «Ростэк», подконтрольное таможенной службе. С 2022 года это уже АО «Ростэк» и единственный акционер оного - Росимущество. Занятная складывается картинка в свете госконтрактов, проведенных через дочку Ростеха.
Но вернёмся непосредственно к «Станкопрому», после анализа которого возникают многочисленные вопросы уже к Чемезову и его ставленникам, точнее к их квалификации.
У компании есть ещё одна «дочка» - ООО «СМЗ». Фирма мало того, что банкротится, так ещё и её счета заблокированы налоговой службой, а долги по налогам на май 2024 года составляют 345 млн рублей. При этом через СМЗ прогнали почти сотню госконтрактов как через исполнителя и заказчика. Их общая сумма - более 85 млн рублей. И снова среди исполнителей мы видим пачку ликвидированных или ликвидирующихся компаний. Уж не выводом ли средств откуда-то пахнуло?
Директором «Станкопрома» является Михаил Калужский, который также возглавляет ряд иных активов госкорпорации, включая АО «РТ-Проектные Технологии» и банкротящееся предприятие по производству боеприпасов - ЗАО «КСПЗ» (Климовский специализированный патронный завод). В последнем Калужский в августе 2024 года занял кресло бывшего силовика Игоря Кушникова, что был арестован по делу о замерзающем Подмосковье.
Как сообщали СМИ, человек с такими же инициалами входил в Гольяновское ОПГ и впоследствии его вместе с шестью соучастниками обвиняли в убийствах и бандитизме, но Кушникова оправдали.
Тут следует отметить, что практически сразу после назначения на должность главы КСПЗ г-на Калужского налоговики заинтересовались компанией. По данным Руспрофайл, ФНС вынесла пять решений о приостановке операций по банковским счетам и направила их в банки. Среди основания - неисполнение налогоплательщиком требования об уплате задолженности.
Но это не все «весёлые» приключения «Станкопрома», коим с января 2023 года также руководит Калужский.
Данное предприятие год назад фигурировало как ответчик в весьма занятном корпоративном споре, в котором принимала участие и прокуратура Пермского края. Вердикт по нему был вынесен лишь на днях - в конце июля 2024 года. Возможно, и новый иск как-то затрагивает эту историю.
Иск был подан ООО «Альянс+», владельцем которого являлся Иван Аверьянов, что был главой совета директоров «Пермский завод металлообрабатывающих центров». А вот в число акционеров последнего, что является единственной станкостроительной компанией в Прикамье, также входил и «Станкопром». В дело третьими лицами проходит пермская прокуратура и ещё один акционер завода - АО «Протон-ПМ» - производитель компонентов для ракетных двигателей.
Истец требовал признать исполненным некий корпоративный договор от 2015 года и обязать заключить с ним договор купли-продажи одной акции АО «Совместное технологическое предприятие «Пермский завод металлообрабатывающих центров» (АО «СТП «ПЗМЦ»). Претензии обосновали прекращением у ответчика права корпоративного контроля в акционерном обществе после возврата оному субсидии, в рамках предоставления которой был заключён спорный корпоративный договор.
Сразу отметим, что иск ООО проиграло, но интересно в этом деле другое, а именно всплывшие детали. Оказывается, компания из дивизиона Ростеха была включена, чтобы в завод могли влить финансирование из бюджета, который числился как субсидия. Деньги были в итоге возвращены, а конфликт и требование о процентах остались. В целом складывается интереснейшая картина по схеме финансирования из бюджета частных активов, включив в них в качестве не контролирующего лица, например, тот же «Станкопром». К слову, в АО «СТП «ПЗМЦ» директором до сих пор фигурирует Аверьянов.
Читайте ещё:Московский суд освободил Бориса Шпигеля от наказания по состоянию здоровья
Если оценивать тот же «Станкопром» масштабно, с учётом всех вышеуказанных фактов, возникают вопросы к качеству управления активом и финансовым операциям, да и в целом компания представляет собой эдакую неоднозначную кубышку со сливным краником. Не пора ли заслать на предприятие аудиторов? А то, как бы иск Минпромторга стал не последней «ласточкой» для Чемезова, что, как мы видим, подраспустил своих подчинённых.
Ольга Васильева