Золото «Арлана» поможет Большакову взять под контроль Ehrmann?
Золотопромышленник Аркадий Большаков инвестирует 5 млрд рублей в смоленскую компанию «Золотая нива» с целью перехвата российского бизнеса немцев из Ehrmann?
Губернатор Смоленской области Василий Анохин сообщил о том, что предприятие «Золотая нива» инвестирует в расширение молочного бизнеса в регионе 5 млрд рублей. Производства будут построены в Сафоновском и Дорогобужском районах области и создадут там 140 рабочих мест.
Василий Анохин.
Кипрские офшоры и Большаков
ООО «Золотая нива» создана в 2018 году, предшественником организации было АО «Золотая нива», это тот редкий случай, когда акционерное общество превращается в ООО, а не наоборот как при проведении IPO и других способах акционирования.
Генеральным директором компании является Евгений Барилов, который с 2022 по 2024 годы руководил АО «ИК «Арлан», бенефициаром которого являлся «МСЕ МЕНЕДЖМЕНТ ЭНД КОНСАЛТИНГ ЭКСПЕРТИЗ ЛИМИТЕД». Кипрский офшор сменил в 2021 году в этом качестве российские компании «АРЛАН ХОЛДИНГ» и «АВС-АВТО».
Учредителем «Золотой нивы» числятся Аркадий Большаков и связанное с ним ООО «Гринвуд». Данная организация записана на Большакова, на стопроцентную дочку «Гринвуда» ООО «Гончаровское», а также на ООО «Технолизинг». Эта структура упирается в Светлану Курдюкову, которая сменила Барилова в должности генерального директора АО «ИК «Арлан» и еще один кипрский офшор «ИРУНДИАНА ЛИМИТЕД».
Таким образом, весь бизнес «Золотой нивы» крутится вокруг головного холдинга «Арлан», Аркадия Большакова и кипрских офшоров. Похоже, эти три ипостаси на деле представляют собой единого бенефициара в лице Большакова.
Про Большакова можно сказать то, что он не любит публичность. В Интернете очень мало его фотографий, зато раскручивается в качестве молодого миллионера его сын Артем.
Бенефициар Большаков
Группа «Арлан» хорошо известна в России. В начале нулевых годов она была одним из ключевых поставщиков алюминия для АвтоВАЗа в партнерстве с которым приватизировала Запорожский алюминиевый комбинат. В 2007 году «Арлан» начал работать с золотыми месторождениями в Магаданской области. Крупнейшим из них стал «Павлик», расположенный поблизости с ключевым активом «Полюса» месторождением «Наталка».
Основным акционером «Арлана» всегда числился Большаков, который под эгидой кипрских офшоров и «Золотой нивы» еще пятнадцать лет назад решил заняться смоленским молоком.
Большаков и «Арлан» развивали «Павлика» на заемные деньги. Строительство золоторудного ГОКа было профинансировано «ВЭБ-лизингом», также из средств этой компании в середине нулевых годов был рефинансирован долг «Газпромбанку».
В АО «Павлик» фигурировал кипрский офшор Gentlia Limited, поэтому страсть Большакова к работе через средиземный остров возникла давно. Предприниматель не отказался от этой практики даже в эпоху санкций, перерегистрировав «Золотую ниву» схожим образом.
Помощь «ВЭБ-лизинга»
«ВЭБ-лизинг» с 2016 по 2018 годы – в период, когда «Арлан» активно работал с этой дочкой ВЭБа, возглавлял Юрий Гайченя. Карьера Гайчени в «ВЭБ-лизинге» закончилась тем, что новое руководство ВЭБа попросило проверить его команду на причастность к махинациям на сумму в 298 млн рублей.
Юрий Гайченя.
Однако дело против Гайчени закончилось ничем, он продолжил карьеру в федеральных структурах и вскоре угодил в новый скандал.
В 2023 году он был признан банкротом, а суд начал реализацию его имущества. Это стало следствием выдачи командой «Инвесттрастбанка» заведомо невозвратных кредитов на 2,5 млрд рублей, от чего банк затем обанкротился. Арбитражный суд Москвы по заявлению его другого бывшего работодателя («Инвесттрастбанка») недавно ограничил Гайчене право на выезд за границу.
Так что, очень интересный контрагент помогал Большакову развивать месторождение «Павлик», дела там шли сначала тяжело, поэтому без «ВЭБ-лизинга» бизнес бы провалился.
Под крылом «Газпромбанка»
Позднее «ВЭБ-лизинг» вышел из АО «Павлик», а промысел Большакова перешел под контроль «Газпрома». Компания заключила с «Газпромом» соглашение на 750 млн долларов сроком на 10 лет, которое продолжает действовать и сегодня. Учитывая, что доли Большакова и «Гринвуда» в «Золотой ниве» находятся под обременением, то кредитором и здесь может являться «Газпром».
Молоководством Большаков начал заниматься в конце нулевых годов, когда основал компанию «Золотая нива». В 2015 году предприниматель вместе с тогдашним главой Смоленской области Александром Островским представили проект расширения проекта на 6,5 млрд рублей – с учетом прямой и косвенной инфляции это почти в два раза больше, чем сегодняшние 5 млрд рублей.
Инвестиции носят беспроигрышный характер, потому что частично покрываются льготами и субсидиями Смоленской области. В данном регионе каждый год работают программы по поддержке местных производителей, которые распространяются и на «Золотую ниву».
Но главное в том, что предприятие Большакова стало основным поставщиком молока для российской дочки германского концерна Ehrmann которая продолжает работать в России и даже не сменила собственника. Более того, в 2022 году компания показал рост чистой прибыли в 1,6 раза. Просто так Большаков делать молоко не будет, здесь существует расчет на поставку сырья для конкретного производителя молочных продуктов, а, возможно, и более амбициозные цели.
Большаков хочет подмять российский Ehrmann?
Читайте ещё:В Мурманской области сокращают число детских садов и сворачивают поддержку малого и среднего бизнеса
Головная компания Ehrmann находится под постоянным давлением на Западе из-за сохранения бизнеса в России. В сырьевом и финансовом смыслах российская и немецкая структуры Ehrmann между собой не связаны, но отечественная дочка остается для немцев проблемой. Надежды на скорое завершение СВО не оправдались, а отношения между РФ и Западом носят враждебный характер. Так что, мысль о продаже активов в РФ стоит у Ehrmann на повестке дня.
Здесь у Ehrmann существует два варианта – передача компании российскому менеджменту или прямая продажа, но для этого нужен покупатель, который предложит достойную цену. И вот тут неплохим вариантом является Большаков с его завязками с «Газпромом».
«Арлан» развивает молочный бизнес с расчетом на то, что предприятия Ehrmann продолжат работать, и не важно, кому они будут принадлежат. При этом будет еще лучше, если они перейдут под контроль «Арлана» – примерно так уже многие сколотили капитал. Тем более у Большакова хороший контакт со смоленскими властями, которые его обязательно поддержат.
В итоге может возникнуть интересная картина – немцы передадут бизнес российскому бизнесмену, который работает через европейский офшор. Получится, что все «сливки» Ehrmann перетекут из Германии на солнечный остров Кипр?
Игорь Бабин