Как марионетка Алишера Усманова Дмитрий Ли обслуживал элиту Узбекистана
За главой Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП) Дмитрием Ли стоит российский олигарх Алишер Усманов.
Глава НАПП, Дмитрий Ли неоднократно попадал под прицел различных информационных ресурсов. На днях один из них даже назвал Ли настоящим хозяином Узбекистана, подмявшим под себя весь крипторынок страны. Как говорил герой одного известного фильма, восток - дело тонкое. Поэтому наша редакция провела собственное расследование деятельности Дмитрия Ли и выяснила, что он является лишь «ширмой», за которой стоят более значимые фигуры, в том числе уроженец Узбекистана олигарх Алишер Усманов.
Биография Дмитрия Ли до назначения его в 2017 г. первым заместителем главы Национального агентства проектного управления (НАПУ) при президенте Узбекистана, которое потом было в 2022 г. преобразовано в НАПП, предельно скудна. Но один интересный факт в ней есть – работал на руководящих должностях в сфере металлургии.
НААП подчиняется непосредственно президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву, занимающему свой пост с 2016 г. До этого Мирзиёев 13 лет был премьер-министром. Абы кого такой политический тяжеловес к себе бы не подпустил.
Шавкат Мирзиёев является родственником олигарха Алишера Усманова, владельца холдинга «Металлоинвест». Партнер Усманова - семья депутата Госдумы Андрея Скоча, которого связывают с Солнцевской ОПГ, а через нее с международной преступностью. О родственных связях с Мирзиёевым Усманов рассказал в интервью в 2018 г.
В то время Усманов строил новый завод в Ташкенте, из других публикаций за 2018 г. известно, что олигарх вкладывался в Узбекский металлургический комбинат и Алмалыкский горно-металлургический комбинат.
На одном из металлургических предприятий Алишера Усманова и мог работать Дмитрий Ли, который чем-то приглянулся олигарху, раз он его посоветовал президенту Шавкату Мирзиёеву. Возможно, Ли, действительно, имел связи в Южной Корее. В 2020 г. на узбекский рынок зашла корейская компания KOBEA Group, открывшая первую криптобиржу UzNEX. Руководитель KOBEA Group – LEE CHANG YONG. Фамилия Ли в Южной Корее достаточно распространенная, как и Ким, так что нельзя утверждать, что главы НААП и KOBEA Group – родственники. Это привело бы к конфликту интересов, так как организации являются партнерами.
Еще один партнер корейской компании, указанный на ее сайте, - Фонд прямых инвестиций Республики Узбекистан (UzDIF).
Этой организацией с 2021 г. руководит Атабек Назиров, в 2019 г. он возглавлял впоследствии упраздненное Агентство по развитию рынка капитала.
И «Тройка Диалог», и «МДМ-Банк» не раз становились фигурантами различных скандалов в России, так что упоминание этих компаний в перечне мест работы Атабека Назирова не добавляет плюсов его репутации, зато наглядно демонстрирует связь с российским бизнесом. Именно экономист Атабек Назиров и бывший металлург Дмитрий Ли поспособствовали появлению первой криптобиржи в Узбекистане. С приходом Назирова между Фондом и KOBEA Group было заключено соглашение по выпуску токенов для привлечения средств.
Читайте ещё:Узбекская компания Uzstanex попала под санкции США среди 400 объектов
Председателем управляющей компании Фонда прямых инвестиций является министр инвестиций и внешней торговли Лазиз Кудратов, назначенный на эту должность в 2022 г., до этого времени с 2019 г. был заместителем главы министерства. И тоже мог способствовать приходу на рынок KOBEA Group. В ноябре 2023 г. в Узбекистане получила лицензию еще одна криптобиржа COINPAY, владельцем которой является никому неизвестный Александр Ким. Учитывая, что Дмитрия Ли обвиняли в том, что он не пускает другие биржи на рынок Узбекистана, можно предположить, что COINPAY тоже контролируется KOBEA Group.
Биржа UzNEX вместе с Капиталбанком и Октобанком подозревались в связи с работой подпольных казино. Ранее контролирующим акционером Капиталбанка и платежной системы Узбекистана Uzcard был Ойбек Турсунов, муж Саиды Мирзиёевой, старшей дочери президента. Одно время Турсунов представлял в Москве компанию из Узбекистана, связанную с железными дорогами.
В 2022 г. Турсунов продал свою долю в Капиталбанке структуре Алишера Усманова. Из-за попадания под западные санкции олигарх в том же году избавился от акций банка, их владельцами стали давние соратники Усманова, один из которых Борис Добродеев, бывший гендиректор холдинга VK, в 2023 г. основал узбекский IT-холдинг Uzum. Все у Усманова шито белыми нитками.
Октобанк принадлежит Искандеру Турсунову, но почему-то стоит на обслуживании в РНКО Платежный центр (Новосибирск), дочерней структуры АО «ЦФТ «Сервис», Александра Погудина. Его контора очень напоминает «кошелек», в 2023 г. при выручке 1.5 млн руб. ее прибыль составила 31млрд руб., увеличившись за год на 296%.
Алишер Усманов еще в 2018 г. говорил, что отошел от бизнеса в России. По всей видимости, Кремль поручил олигарху построить криптобизнес в Узбекистане для обхода санкций и вывода денег. Курировать это направление поставили Дмитрия Ли, о котором можно говорить как о представителе и корейской, и русской мафии, учитывая партнерство Усманова с Андреем Скочем.
Кто-то называет Дмитрия Ли «кошельком» Саиды Мирзиёевой, но это, скорее всего, попытка столкнуть ее лбами с папашей. Очевидно, что Ли обслуживает элиту Узбекистана, в чем задействованы и другие высокопоставленные чиновники правительства, которые в отличие от главы НАПП держатся в тени. А бывшего металлурга можно и подставить.
Надо понимать специфику правления в восточных странах. Если будешь воровать у главы государства, то мигом останешься без головы. Хотя, может быть, Ли действует на свой страх и риск. Тогда ему точно не позавидуешь, потому как жестокая расплата в этом случае неизбежна.