Как «здоровье» повело Яндекс
Олигархи Вадим Мошкович и Виктор Харитонин оказали помощь топ-менеджеру «Яндекс-Такси» Шулейко в оптимизации компании.
Медицинская компания «Генотек», занимающаяся генетическими исследованиями, приобрела у «Яндекса» телемедицинский сервис «Яндекс.Здоровье». Похоже, он будет полезен для работы с пациентами, которые прошли исследования в «Генотеке».
Сумма сделки не раскрывается. Однако, удивление вызывает конгломерат собственников, владеющих «Генотеком». Под крышей этой медицинской компании собрались такие скандальные личности, как партнер хозяина «Русагро» Вадима Мошковича Максим Басов, фармацевтический магнат Виктор Харитонин, бывший глава Администрации Президента Александр Волошин и ряд других знаковых лиц.
Кроме того, это и основатель самого «Генотека» Валерий Ильинский, а также нынешний директор по маркетингу «Яндекс Такси» Даниил Шулейко. На фоне своих партнеров, настоящих мастодонтов отечественного и не только бизнеса, они могут играть вспомогательную роль - основные средства компании, скорее всего, получает от Харитонина и Ко.
В случае с Шулейко же получается, что человек, напрямую причастный к развитию сервисов «Яндекса», на деньги тех же Мошковича, Харитонина и Басова купил то, что создавалось с помощью инфраструктуры и ресурсов IT-гиганта «Яндекс». Тоже самое можно сказать и о руководителе «Яндекс.Здоровье» Федоре Кирееве - он и вся его команда переходят в «Генотек».
Что касается Александра Волошина, то он и вовсе ранее входил в Совет директоров «Яндекса». Многие решения о развитии IT-гиганта и его сервисов, в том числе, «Яндекс.Здоровье» принимались при его участии. Получается, он принимал решение о вложении средств холдинга в «Яндекс.Здоровье», чтобы затем стать собственником сервиса?
«Офшорная» генетика
Причину продажи понять несложно: «Яндекс.Медицина» оказалась в долгах, стоимость ее активов составляет минус 100 млн рублей, убытки за прошлый год - свыше 40 млн рублей. Учитывая перемены в жизни «головного» «Яндекса», сейчас его бенефициарам явно не до развития убыточных направлений. Вот тут-то и помогут деньги тех же Харитонина и Ко, большая часть которых могла быть заработана на госконтрактах?
Интересы этих уважаемых людей обнаруживаются просто. Бизнес «Генотека» имеет офшорный характер. В этом смысле, не стоит удивляться, если персональные и медицинские данные клиентов «Генотека» однажды обнаружатся в открытых базах данных, гуляющих по Европе.
Сейчас 80% ООО «Генотек» у ее основателя и гендиректора Валерия Ильинского. Оставшиеся 20% у ООО «Холдинг Генотек». Из последнего могут выводиться деньги: фирма уже много лет имеет нулевую выручку, стабильно показывает отрицательную стоимость активов и убытки в десятки млн рублей.
При этом 100% «Холдинг Генотек» напрямую и официально принадлежат кипрскому офшору «ГЕНОТЕК ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД», где и «зашиты» капиталы наших уважаемых героев.
В кипрском реестре Юрлиц все вышеназванные граждане - Виктор Харитонин, Максим Басов, Александр Волошин и другие указаны в качестве руководящих лиц GENOTEK HOLDINGS LIMITED. У каждого - целая армия скелетов в шкафу.
Читайте ещё:Чем закончится спор Гурьева и Прохорова за 14 миллиардов рублей в Renaissance Securities
«Вся королевская рать»
Начнем с Максима Басова - вместе с Вадимом Мошковичем он является одним из основных акционеров ГК «Русагро». Эта компания также имеет офшорный характер. В апреле текущего года депутаты Госдумы призывали рассмотреть вопрос о признании Вадима Мошковича иностранным агентом из-за отказа перерегистрировать основное юрлицо группы - кипрский офшор Ros Agro PLC, в Россию.
Иноагентом Мошковича так и не признали. А вот бизнес он перерегистрировал - только не в России, а в Казахстане. Неудивительно, ведь наша страна для них лишь кормовая база, а денежки лучше держать подальше от санкционных рисков. А между этими событиями выяснилось, что господин Мошкович, добиваясь отмены санкций в Европейском суде, на голубом глазу отрекся от политики Президента России, да вообще от российской власти. Той самой, с подачи которой «Русагро» получает госконтракты, имеет огромный рынок сбыта и клиентскую базу.
Видимо, Мошкович забыл упомянуть перед санционерами, что был сенатором Совета Федерации РФ от Белгородской области, получал государственные награды. Но деньги оказались важнее государственных интересов.
Разумеется, все это можно отнести и к партнеру Мошковича Максиму Басову. Как раз сейчас для них открылись новые бизнес-перспективы: как утверждают злые языки, якобы «Русагро» пытается недружественно поглотить холдинг «Агро-Белогорье» Владимира Зотова. Оба бизнесмена уже плотно засели в судах.
Что касается Виктора Харитонина - он владелец АО «Фармстандарт», получившего по госконтрактам почти 670 млрд рублей. На рынке Харитонина пытаются связать с интересами вице-премьера Татьяны Голиковой и ее супруга, бывшего вице-премьера, бывшего министра промышленности Виктора Христенко. Впрочем, чего там связывать: Голикова еще в десятые годы получила обидное прозвище «Мадам Арбидол» за лоббирование печально известного «Арбидола», главным выгодополучателем от чего стали компании Харитонина.
Кроме того, ранее в компаниях Харитонина трудился пасынок Голиковой Владимир Христенко. В 2015 году он же стал президентом компании «Нанолек», которая накачивалась деньгами «Роснано». Итог известен - «Роснано» в колоссальных убытках, а материнская компания Nanolek Holding Limited - зарегистрирована на Кипре, и там же складывает налоги.
Общая сумма госконтрактов «Нанолека» при возможном покровительстве Голиковой-Христенко уже перевалила за 46 млрд рублей. И никакой коррупции, никакого кумовства, никакого вывода средств за рубеж?
Волошин и тень Березовского
Бывший руководитель Администрации Президента (1999-2003) Александр Волошин, пожалуй, самая интересная личность в этом списке. Он стал инвестором «Генотека» еще в 2016 году - причем вложил 2 млн долларов не отдельно, а вместе с гендиректором «Русагро» Максимом Басовым.
Александр Волошин складывает деньги на Кипре?
Как утверждают злые языки, якобы еще в 90-ые годы Волошин получил прозвище «Санька-облигация». Он оказался одним из бенефициаров печально известной приватизации.
Еще в феврале 1993 года Волошин совместно со своим партнером Алексеем Черноиваном возглавил сразу четыре инвестиционные фирмы. Три из них - «Олимп», «Престиж» и «Элит», представляли собой чековые инвестиционные фонды (которые по дешевке скупали у населения чубайсовские ваучеры и выкупали на них целые сектора реальной постсоветской экономики). А четвертая, «Авто-инвест», фирма по проведению операций на финансовом рынке.
Примечательно, что все четыре структуры были зарегистрированы в один день и являлись «дочками» «ЛогоВАЗа» Бориса Абрамовича Березовского - одного из самых скандальных российских олигархов. Как утверждают злые языки, якобы еще тогда Волошин «помогал» команде Березовского получить контроль за Сибнефтью, после чего Березовский и порекомендовал его в «Семью» Ельцина - заместителем Валентина Юмашева.
Считается, что Березовский, среди прочего, был одним из бенефициаров конфликта в Чечне. А его уход из жизни в Лондоне до сих пор окутан завесой тайны.
И вот с такой позиции и при вероятной поддержке Бориса Березовского Александр Волошин стал главой Администрации Президента. После чего продолжал активно монетизировать свои связи и влияние - и прекрасно зарабатывает до сих пор.
Молодой «стартапер» Валерий Ильинский еще не понял, с кем связался.
И он же, Волошин, будучи главой Совета директоров «Яндекса» должен был голосовать за приобретение бумаг «Генотека» на 4 млн долларов в 2020 году. Судя по всему, уже тогда понимал, что «заберет» часть Яндекса с собой - вместе с командой директора по маркетингу «Яндекс.Такси» Максимом Шулейко.
В этом раскладе основатель «Генотека» Валерий Ильинский оказался в неоднозначной позиции. Он владеет 80% структуры, но финансово явно зависим от миноритарных партнеров. Не говоря уже об их политико-административном влиянии в стране. Зная этих достойных граждан-олигархов, логично предположить, что надолго доля в 80% у Ильинского не задержится.