Новое амплуа: Александр Олешко в роли Павла I стал сенсацией
Александр Олешко считается артистом легкого жанра, которого знают как певца, танцора и пародиста. Он известен как шоумен и телеведущий.
Поэтому для многих зрителей станет настоящим открытием его большая серьезная драматическая роль в спектакле "Павел I", показанном в рамках фестиваля театра и кино "Амурская осень" в Благовещенске московским театром имени Евг. Вахтангова.
Многие актеры ждут такую знаковую и веховую роль всю свою жизнь. Олешко посчастливилось сыграть императора России – императора с трагической судьбой! – и продемонстрировать в этой работе всю мощь своего несомненного актерского таланта. Он поражает своей глубиной, наполненностью, цельностью и точностью в жестах и мимике. В некоторых моментах его можно даже сравнить с Иннокентием Смоктуновским.
Очевидно, что Олешко долго готовился к этой важной и серьезной роли, изучая книги и документы о правлении Павла I. Император в его исполнении – нервный, истеричный, инфантильный, взбалмошный, с резкой сменой настроения правитель, который может в любой момент продемонстрировать неуместное поведение. Наверняка, именно таким он и был на самом деле. Окружающие воспринимают Государя как безумца, сумасшедшего с бритвой, от которого нужно немедленно спасать Россию, Европу и весь мир. И только его фаворитка Анна Гагарина (Мария Риваль) души в нем не чает. На сцене она является очень нежным и светлым персонажем.
В центре мрачного сценического пространства, придуманного Максимом Обрезковым, находится подиум. Он станет для Павла I и эшафотом. Как эффектно и нестандартно решена сцена его удушения! Это является драматической развязкой спектакля о правителе, который мечтал установить лучший порядок в государственных делах, чем тот, который существовал при Екатерине II.
Екатерина II (Ирина Дымченко) тоже появится на сцене – в виде призрака. Это напоминает о тени отца Гамлета у Шекспира, с которой принц Датский ведет диалог и решается на месть. Павел I в спектакле Вахтанговцев тоже общается с почившей матерью, которая постоянно называет его "батюшка" и унижает. Этой Самодержице Всероссийской не хотелось видеть его на троне, поскольку с детства она его ненавидела.
В юности Павел, наблюдая за развратом и образом жизни матери, мечтал всё изменить и с четырех лет видел себя правителем огромной империи. В пьесах Мережковского и Симонова, на основе которых Наталья Ковалёва создала спектакль, диалога не было – он был придуман ею. Но это было сделано очень удачно, и появление призрака капризной императрицы добавило трагичности происходящему.
Фото: Феликс Грозданов / Дни.ру
Павел I осознает, что умрет. Он даже знает, какой смертью. Ему постоянно об этом напоминают, и напряжение нарастает. Последние дни государя прошли в Михайловском замке, построенном им самим. Он заехал туда, когда ремонт ещё не был завершен, и в комнатах стояла сырость. Строительные леса на сцене и недокрашенные колонны символизируют этот страшный дворец.
Следует отметить, что театр Вахтангова часто ставит спектакли о исторических событиях и героях. Постановки о Марии Каллас, Людмиле Гурченко и Вольфганге Амадее Моцарте всегда идут с аншлагами. На спектакль "Павел I" билеты распроданы до конца ноября, что свидетельствует о хорошем вкусе зрителей, готовых воспринимать серьезный материал.
И не стесняйтесь кричать "браво!" Александру Олешко, который здесь просто замечателен.