В департаменте здравоохранения ЯНАО провоцируют конфликты с населением Приуральского и Красноселькупского районов, где уже через 2 месяца утратят статус районных больницы в Аксарке и Красноселькупе. Обещания «сохранить весь объем медпомощи населению» жители уже расценивают не иначе как «фикцию».
Фото: Ткачев Андрей / media4media
Уточним, ранее правительство округа сообщило о переводе с 1 января 2025 года районных больниц в Аксарке и Красноселькупе в статус участковых, что вызвало негативную реакцию местных жителей, усмотревших в этом попытки «продавить административную реформу по объединению муниципалитетов без учета мнения населения». Речь шла о попавших в публичное поле весной этого года планах объединения Приуральского района и Лабытнанги, а также Красноселькупского района с Пуровским, и соответственно, лишения статуса административных центров Аксарки и Красноселькупа в пользу города Семи лиственниц и Тарко-Сале соответственно. Намерения окружных властей, судя по всему, коррелируют с федеральным трендом, однако не учитывают мнения самих жителей. Впрочем, после шквала критики чиновники поспешили официально заявить, что от планов решено отказаться.
Однако, судя по всему, уйдя от прямой конфронтации с населением, указывавшим на риски снижения доступности медицинской помощи, возможностей диалога с властями на местах и общих перспектив развития сельских поселений, в правительстве, вероятно, решили проводить реформу без афиширования дальнейших шагов. В эту канву укладывается и лишение районного статуса клиник в «приговоренных» муниципалитетах.
Интересно, что свое решение чиновники объяснили федеральными нормативами, предусматривающими участковый статус для клиник с прикрепленным количеством населения от 5 до 20 тыс. человек. Одновременно подчиненные губернатора Дмитрия Артюхова уверяли, что «сокращения видов медицинской помощи и ее объемов не произойдет».
«Правда УрФО», в свою очередь, поинтересовалась причинами сохранения статуса районных для больниц в административных центрах Шурышкарского, Тазовского и Ямальского районов, где количество населения также находится в диапазоне от 5 до 20 тыс. человек. Практикуя избирательный подход, депздрав вступает в прямое противоречие с установками Минздрава, на которые ранее сам и ссылался. Однако на этот раз окружной департамент, возглавляемый Сергеем Новиковым, нашел иные аргументы.
Читайте ещё:Прокуратура проиграла апелляцию по делу о дорожном строительстве в Ноябрьске
«Решение об изменении статуса больниц принимается на основании федеральных нормативов, а также с учетом протяженности и отдаленности северных территорий и специфики транспортной схемы. В Ямальском, Тазовском и Шурышкарском районах большая территориальная отдаленность населенных пунктов от межмуниципальных центров, а следовательно, и от крупных больниц округа; значительное количество населения ведет традиционный кочевой образ жизни. В связи с этим статус районных больниц в данных муниципалитетах пока сохранен <…> Перевод Красноселькупской и Аксарковской ЦРБ в статус участковых больниц не влечет для населения изменений в оказании медицинской помощи. Вся помощь будет оказываться в полном объеме. Сокращения ее видов не предусматривается, качество и доступность сохранятся на прежнем уровне», – сообщили изданию в депздраве.
Помимо этого, как указали чиновники, «узкопрофильные специалисты, которые в настоящий момент трудятся в штате реорганизуемых медучреждений, продолжат принимать пациентов», а к не предусмотренным штатным расписанием врачам их «будут направлять в крупные больницы округа и за его пределы с оплатой проезда, как это и было ранее».
Однако ссылки управленцев и их обещания вновь вызвали резкую реакцию жителей. Так, в беседе с изданием проживающий в Приуральском районе общественник Леонид Моисеев рассказал, что негативные последствия оптимизации системы здравоохранения ощущаются уже сейчас, а с января, видимо, только усугубятся.
«Закрыли ночной стационар Белоярской участковой больницы, где могли получить медпомощь не только более двух тысяч местных жителей и около 400 человек из поселка Щучье, но и кочевое население, оставив всего 5 койко-мест дневного стационара. Обслуживающий персонал был уволен, люди лишились работы. Мы опасаемся, поскольку даже райцентр Аксарка находится в 80 километрах от Лабытнанги, отделенного Обью, которая не имеет моста, а обеспечена только паромной переправой, не работающей порой сутками, а то и более, из-за штормовых предупреждений», – делится активист.
Так, Белоярск расположен в 90 километрах по реке (по зимнику – в 45) только от Аксарки, а Щучье – в 230 километрах (по зимнику – в 105). Пробираться между стойбищами КМНС Байдарацкой тундры и Аксаркой и вовсе, как отмечают местные жители, «приходится через Воркуту в Коми». Аналогичная ситуация наблюдается и в Красноселькупском районе, где, например, от нацсела до административного центра только по прямой 190 километров, а фактически втрое больше. Эти обстоятельства и без того усложняют процесс поездки к узким специалистам, а с «оптимизацией» доступность медпомощи снизится до предела.
«Для жителей данных поселений изменение статуса районной больницы на участковую окажется тяжелым грузом, так как уменьшится ее функционал. Еще более ощутимыми для жителей станут отсутствие дорог, огромные расстояния и зависимость от погодных условий, не говоря уже о кочевом населении, разбросанном на 64 тысячах квадратных километрах тундры Приуральского района. Очень похоже, что правительство ЯНАО таким образом планирует освободить земли Приуральского и Красноселькупского районов, вот только для кого и чего?» – заключает Леонид Моисеев.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.