В Тюменской области повысят тарифы для покрытия миллиардных затрат по соглашению ОПЕК+
РЭК Тюменской области вернула миллиарды за ОПЕК+.
Промышленность Западной Сибири столкнется с дополнительной нагрузкой из-за увеличения цен на электроэнергию. РЭК Тюменской области значительно повысила котловые тарифы «Россети Тюмень», что приведет к возрастанию себестоимости добычи нефти в ХМАО и ЯНАО. Помимо индексации операционных затрат, регулятор включил в сетевой тариф многомиллиардное возвращение недополученных доходов, возникших еще в 2018 году после снижения потребления на фоне соглашения ОПЕК+.
Однако, несмотря на значительное повышение тарифов и компенсации, руководство «Россетей Тюмень» уже отметило, что негативные факторы, влияющие на уменьшение полезного отпуска электроэнергии, продолжают действовать. В связи с этим компания указала на риски недополучения запланированной выручки, что может привести энергетиков к убыткам.
Ситуацию ухудшает и тот факт, что под давлением тарифов основные потребители, такие как крупнейшие нефтегазовые компании, массово отказываются от услуг сетевой организации, предпочитая подключаться к магистральным сетям напрямую или развивать собственную генерацию. Соответствующие планы уже обозначили структуры «Газпрома» и «ЛУКОЙЛа» в ХМАО. При этом финансовые специалисты отмечают рост себестоимости добычи тонны нефти, что также не сулит положительных тенденций для «Россетей Тюмень».
РЭК Тюменской области утвердила новые котловые тарифы на передачу электроэнергии в ХМАО, ЯНАО, Тюменской и Курганской областях. Как следует из постановления, стоимость услуг «Россетей Тюмень» (входит в ПАО «Россети») со второго полугодия 2025 года вырастет на 20%. Исходя из этого необходимая валовая выручка организации составит 76,6 млрд рублей.
В эту сумму регулятор в том числе учел недополученные доходы на 7,8 млрд рублей, возникшие еще в 2019 году из-за резкого падения потребления электроэнергии, а также расчетную предпринимательскую прибыль в 3,5 млрд. В итоге обязательства РЭК в части компенсации недополученного дохода сократились до 18,6 млрд рублей, что, впрочем, соответствует уровню на начало 2024 года.
Уточним, в 2018 году «Россети Тюмень» (тогда «Тюменьэнерго») испытали сильнейший шок после снижения добычи в рамках ОПЕК+. По итогам года объемы полезного отпуска упали на 8,5% – с 63,3 до 57,9 млрд кВт/ч. При этом на 2025 год, например, плановый объем «полезняка» установлен в размере 55,1 млрд кВт/ч, следовательно компания до сих пор не восстановила докризисные показатели. После обвала актив начал генерировать убытки: в 2018 году они составили 2 млрд, а к 2020 возросли до 3,4 млрд рублей. По итогам 2023 года компания, однако, получила чистую прибыль в 4,1 млрд рублей.
Из-за перекосов планового и фактического потребления у компании возникли выпадающие доходы, которые РЭК должна компенсировать в последующие периоды регулирования, что и происходит сейчас. Таким образом, теперь пружина выстрелила в обратную сторону, и уже крупнейшим потребителям Западной Сибири придется компенсировать «Россетям» последствия кризиса пятилетней давности.
К примеру, тарифы на высоком напряжении в 2025 году подскочат с 2,07 до 2,49 рубля за кВт/ч, что особенно болезненно скажется на нефтегазовом комплексе, на чью долю приходится более 70% полезного отпуска.
Однако даже при учете внушительных индексаций и компенсации выпадающих доходов «Россети Тюмень» все равно балансируют, судя по всему, на краю «финансовой ямы». В ходе заседания правления РЭК Тюменской области заместитель генерального директора по экономике и финансам компании Наталия Шевелева отметила, что факторы снижения полезного отпуска сохраняются до сих пор, и у компании остаются риски не собрать плановый объем выручки. Это, в свою очередь, может снова привести к убыткам и нехватке средств на обслуживание сетей.
«Необходимо отметить, что уровень фактического котлового электропотребления по итогам 2024 года с учетом усилившихся темпов его снижения в июле – декабре, что обусловлено соблюдением основных потребителей международного соглашения ОПЕК+, ниже параметров прогнозного баланса электрической энергии, учтенного на 2025 год. Это создает высокий риск недополучения АО «Россети Тюмень» запланированной в тарифе на 2025 год необходимой валовой выручки (НВВ) на содержание сетей», – заявила Наталия Шевелева.
Топ-менеджер добавила, что дополнительным фактором риска недополучения выручки являются отказ ООО «Газпром Трансгаз Сургут» от услуг «Россетей Тюмень» и перевод части нагрузки, учтенной в котловом балансе на 2025 год, на прямое электроснабжение от магистральных электросетей, то есть «Россети – ФСК ЕЭС».
Участники рынка отмечают, что уход крупных потребителей из котла сопряжен именно с ростом сетевых тарифов, на которые кроме самой экономики «Россети Тюмень» давит перекрестное субсидирование. Только в 2025 году бизнесу Западной Сибири, преимущественно нефтегазу, придется выплатить почти 12,7 млрд рублей перекрестки. При этом нефтедобывающие компании предпочитают изначально избегать «последней мили», подключая новые объекты напрямую к «Россети – ФСК ЕЭС». К примеру, сейчас процедуру техприсоединения к магистральной электросетевой инфраструктуре проходит ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь». К прочему, крупнейшие предприятия нефтянки, например, «Роснефть», прибегают к строительству собственной генерации, однако в последнее время темпы ввода таких мощностей замедлились из-за проблем с оборудованием.
Читайте ещё:Росимущество забирает деньги у «Россельхозбанка» от нефтебизнеса в ХМАО
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, в свою очередь, со ссылкой на Росстат отмечает, что себестоимость добычи тонны нефти существенно выросла за последний год: с 17,9 тыс. рублей в 1 квартале 2023 года до 30,9 тыс. рублей в аналогичном периоде 2024 года. Поэтому дополнительное увеличение тарифа может привести к еще большему сокращению потребления нефтяниками за счет вывода энергоемкого оборудования, а также перехода на самообеспечение за счет утилизации части добываемых ресурсов.
«Добывающие компании могут снизить до минимума или полностью прекратить добывать углеводороды на тех месторождениях, которые сильно зависят от поставляемой для работы оборудования электроэнергии. Не исключено, что под сокращение попадут и другие статьи расходов, что может сказаться, например, на инвестиционных планах или ремонтах оборудования. Также они могут начать активнее развивать собственную генерацию, причем не только чтобы обеспечить себя, но и для других игроков, это диверсифицирует их деятельность и даст им дополнительный источник дохода. Развивать это направление возможно за счет возобновляемых источников энергии, главным образом ветроэнергетики», – считает Дмитрий Баранов.