Суд освободил Бориса Шпигеля, обязав его выплатить многомиллиардный штраф
В отношении главы ГК «Биотэк» Бориса Шпигеля возбуждено восемь исполнительных производств на общую сумму более 8,6 млрд рублей. Из них 8,2 млрд он должен выплатить в доход государства солидарно с Иваном Белозерцевым и другими фигурантами дела.
В ноябре прошедшего года Преображенский суд Москвы освободил главу группы компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля, приговоренного ранее Измайловским судом к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима, от отбывания наказания по состоянию здоровья. В начале января Мосгорсуд признал это решение законным. Однако это не значит, что бывшему сенатору удалось увильнуть от ответственности перед законом – всю остальную часть приговора надлежит исполнить в установленном порядке.
Борис, ты неправ!
У человека, привыкшего жить на широкую ногу и ходить по дому (как утверждали очевидцы) в тапочках с надписью «Всегда прав» всё должно быть под стать: если карьера – то сенатор, если бизнес, то целая империя, если дом – то трехэтажный особняк (и не один), если долги – то миллиардные, если тюрьма – то строгого режима. И если тюрьмы бизнесмену удалось избежать из-за весьма плачевного состояния здоровья, то долги никуда не делись. Согласно январскому решению Мосгорсуда, Шпигель освобожден лишь от основного наказания в виде лишения свободы, в остальном постановление суда первой инстанции оставлено без изменения. А оно включает в себя выплату штрафа в 450 миллионов рублей и взыскание в доход государства без малого 8,2 миллиарда рублей, признанных судом полученными коррупционным путем.
В итоге Борис Шпигель, хоть и оказался на свободе после длительного пребывания в СИЗО, теперь должен по всем фронтам. В отношении миллиардера возбуждено восемь исполнительных производств, общая сумма которых превышает 8,6 миллиарда рублей. Помимо штрафа и взыскания в бюджет, он должен выплатить еще процессуальные издержки, исполнительский сбор и погасить задолженность за услуги ЖКХ. Хотя и довольно странно выглядит, что не нашлось никого, кому можно было бы поручить оплачивать ЖКУ, пока супруги Шпигель находились в СИЗО. А поскольку Евгению Шпигель, приговоренную к 8,5 годам колонии, от отбывания наказания никто не освобождал, вероятно, разбираться с просроченными платежами придется теперь самому бывшему сенатору.
Чем же Борис Шпигель будет расплачиваться по долгам? На данный момент если не все, то по крайней мере основные фирмы, входящие в группу компаний «Биотэк» (включая головную компанию АО МФПДК «Биотэк»), находятся в процессе банкротства, и конкурсные управляющие настойчиво пытаются вернуть все возможные активы, включая уже выплаченные дивиденды, в конкурсную массу. Следовательно, с этой стороны доходов ожидать не приходится. С другой стороны, эти компании ведь и сами по себе являются довольно ликвидными активами, судя по тому, что за ними уже ведется самая настоящая бизнес-охота. Например, на аптечную сеть «Фармация», насколько можно судить, давно засматривается «Фармстандарт» Виктора Харитонина, а одним из крупных кредиторов ГК «Биотэк» является банк «Санкт-Петербург». Сколько в конечном итоге удастся выручить, распродав фармацевтическую империю Шпигеля по частям – пока неясно, но очевидно, что сумма в целом выйдет немалая.
Если же бизнес-активов вдруг не хватит для погашения долга, с молотка пойдет личное имущество миллиардера – квартиры, дома с участками, автомобили, коллекции антиквариата. Борис Шпигель, как выяснили следователи в ходе обысков, оказался увлеченным коллекционером: собирал старинные и редкие книги, монеты, а также картины, часы и многое другое. Жилье у бывшего «короля госзаказа» тоже не единственное: семье Шпигеля принадлежит жилая недвижимость в России, Израиле и Италии, а также бизнес-центр, торговый центр и автосервис в Москве и несколько фирм в Пензенской области, оформленных на доверенных лиц.
«Судебные приставы понимают, что имущества у него, скорее всего, много – это рублевые и иностранные активы, недвижимость, земля, машины. Если должник не возвращает средства добровольно и в срок, судебные приставы отправляют запросы в банки, налоговые органы, Росреестр, чтобы узнать, какая собственность зарегистрирована на человека, где у него открыты счета и вклады», – поясняет юрист Дмитрий Кваша.
Само собой, все эти меры работают в том случае, если собственность, счета и вклады оформлены на должника. А фармацевтическая империя Шпигеля – бизнес семейный: ни для кого не секрет, что большая часть активов ГК «Биотэк» оформлена на Евгению Шпигель, супругу бизнесмена. Так что расплачиваться с государством, вероятно, придется и ей.
Читайте ещё:Блокировка YouTube уменьшила аудиторию общественно-политических каналов в России на четверть
Солидарность «трудящихся»
Отметим, что еще в марте 2021 года Басманный суд Москвы предусмотрительно наложил обеспечительный арест на имущество фигурантов дела. Помимо Бориса и Евгении Шпигель, обеспечительные меры были приняты в отношении бывшего губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева и двоих его сыновей, а также директора ОАО «Фармация» Антона Колоскова, заместителя руководителя представительства Пензенской области в правительстве РФ Федора Федотова и водителя Геннадия Маркова, признанных судом виновными в посредничестве при передаче взяток и приговоренных к лишению свободы на различные сроки. Тогда же под арест попали и пять юридических лиц холдинга «Биотэк». В январе прошлого года Октябрьский районный суд Пензы частично удовлетворил иск Генпрокуратуры, признав коррупционными почти 8,2 из без малого десяти миллиардов рублей доходов империи Шпигеля за вменяемый период времени (2015 – 2021 гг.).
Каким образом будет взыскиваться с фигурантов эта гигантская солидарная сумма – тут уж судебным приставам видней: то ли соразмерно незаконному обогащению, то ли по степени соучастия в преступлении. Например, в начале января Октябрьский райсуд Пензы уже обратил в доход государства 18 наручных часов общей стоимостью более 9,6 млн рублей, четыре серебряных слитка и большое количество драгоценностей из имущества Ивана Белозерцева. Бывший пензенский губернатор, оказывается, тоже, как и Шпигель, коллекционировал дорогие часы. Сумма, конечно, не бог весть какая, но ведь это только начало: в отношении Белозерцева открыто сразу десять исполнительных производств на общую сумму свыше 8,4 миллиарда рублей.
Так что мы еще, несомненно, услышим новости о закате империи Шпигеля. Впрочем, вряд ли стоит переживать, что миллиардер останется гол как сокол – если только доверенные лица, на которых оформлена часть его имущества, не решат сыграть в свою собственную игру.