Панченко "освоит" Lamoda для "Сбера"?
Иностранный бизнес продолжает уходить из России, чем пользуются местные игроки. Одна из последних сделок: продажа онлайн-ритейлера Lamoda сингапурским инвестором.
Покупателем стал владелец универмагов "Стокманн" Яков Панченко, за семьей которого, как считается, могут стоять братья Ковальчуки.
Lamoda - онлайн-платформа, которая работает в России и СНГ и специализируется на продаже одежды и обуви. Компания основана в 2011 года, с 2014 по 2022 год входила в состав Global Fashion Group. "Стокманн" - сеть универмагов, которые также работают в fashion сегменте, так что для Панченко это вполне профильный актив.
Яков Панченко утверждает, что вся прежняя команда Lamoda останется на месте и продолжит работу. Но это стандартное заявления нового собственника по таким сделкам. Между тем, не до конца ясно, где господин Панченко взял деньги на приобретение актива – в ситуации разбирался корреспондент The Moscow Post.
Как пишет РБК, его стоимость составила 95 млн евро за вычетом операционных издержек. Понятно, что это цена с большим дисконтом - прежний владелец Global Fashion Group (GFG) уходит с российского рынка не от хорошей жизни, и из-за санкций и геополитических рисков.
Читайте ещё:Коррупция в ВЭБ приобретает неожиданные обороты?
Вместе с тем, еще недавно АО "Стокманн" балансировало чуть ли не на грани рентабельности. И пусть вас не смущает 91 млн рублей чистой прибыли по итогам 2021 года. В ритейле это не такие большие деньги, а годом ранее структура получила убыток почти в миллиард рублей. А до этого приносила прибыль и вовсе лишь в 2016 году.
Впрочем, эта финансовая информация может быть и липой. Отметим, что для покупки Lamoda Яков Панченко направлял ходатайство в ФАС, ведь формальным покупателем выступал не он, а германская компания компании Eastrealty Beteiligungs Und Verwaltungs GmbH, которая принадлежит Панченко.
То есть это офшорная структура, куда и могут утекать деньги и налоги от российских покупателей. При этом точная структура владения бизнеса Панченко не ясна – понятно одно: он разводит Lamoda и "Стокманн" по разным корзинам.
Так, головное АО "Стокманн" ранее принадлежало публично-правовому АО "Стокманн АБП" из Финляндии – такому же офшору, и лишь в январе 2022 года, перед самой санкционной "бурей", пропало из числа учредителей. Как будто Панченко знал, что с офшорами вскоре могут быть проблемы, и припрятал бизнес поглубже.
Сорванная сделка
Судя по всему, у Панченко деньги на Lamoda могут быть заёмными. А кто у нас еще так щедро раздаёт кредиты и займы бизнесу с офшорными корнями, как не "Сбербанк" под руководством Германа Грефа?
Более того, ведь ранее именно "Сбербанк", еще при Льве Хасисе в качестве зампреда организации намеревался сам выкупить проблемный, тонущий в долгах и скандалах "Стокманн". Предполагалось, что Стокманн будет интегрирован в сберовский Сбермегамаркет, онлайн-магазин, созданный структурами госбанка.
А руководить всем этим делом, да и вообще всеми цифровыми активами Сбербанка под одной крышей будет тогдашний зампред правления Лев Хасис. Специально для структуры создала отдельное юридическое лицо, куда должна была перевести все свои цифровые активы. Это и "Сбер Еаптека", и "СММ Ретейл", и доли в совместном предприятии с VK, и многие другие сервисы.
Сделка обсуждалась в конце 2021 года. Тогда Лев Хасис даже покинул пост зампреда "Сбера", чтобы полноценно возглавить новый холдинг е-коммерции банка. Однако потом началось СВО, и Лев Хасис внезапно покинул страну.
Как ранее писал The Moscow Post, именно Хасис стоял за офшором "Инстамарт Холдинг ЛТД", на который был оформлен "Сбермаркет" (тогда он еще назывался Instamart).
Читайте ещё:Российский командир пожаловался на трудности в управлении северокорейскими солдатами
В 2019 году Хасис вышел из капитала компании Instamart, продав свою долю венчурному фонду SBT Venture Fund II, одним из инвесторов которого является сам же "Сбербанк". В компании такие перестановки назвали "снятием риска конфликта интересантов". Хотя по факту получилось, что Хасис продал долю подразделению "Сбербанка", им же курируемому.
А позже, когда Хасис уже был, предположительно, в США, всплыли другие подробности. Оказалось, что он вместе с супругой Ольгой якобы находится в числе бенефициаров американской группы компаний Momentus. Причем в самих Штатах возглавлять структуру должен был бывший замглавы Пентагона Джон Роод. Об этом пишет РБК.
Как это всё могло происходить прямо под носом у Германа Грефа — загадка. Но с отъездом Хасиса и введением множества перекрёстных санкций в отношении российского банка о сделке по покупке "Стокманна" не могло быть уже и речи. Более того, сам же "Сбербанк" начал активно распродавать свои цифровые активы. Экосистема е-коммерции и все связанные с этим планы пошли крахом.
Зато поменялись задачи и у Якова Панченко. Вместо продажи своего проблемного актива он решил воспользоваться ситуацией и скупить конкурентов - уходящие западные бренды. Ведь в случае санкционного давления речь шла о больших дисконтах.
Кроме того, не исключен вариант, что "Сбербанк" мог дать денег на покупку Lamoda как раз затем, чтобы после выкупить у самого Панченко — так, чтобы все оказались в плюсе. Деньги то государственные. Ведь Lamoda и "Сбер" активно сотрудничали раньше - банк даже выпускал специальную карту с кешбеком для клиентов ритейлера.
Ковальчуки за спиной
У Якова Панченко есть влиятельный и уважаемый отец - ученый Владислав Панченко, руководитель Института проблем лазерных и информационных технологий РАН, председатель совета ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований". Ранее, в 2017 году он был одним из кандидатов на пост главы РАН - как говорили, "от Ковальчуков".
Помимо прочего, Панченко-старший - директор института молекулярной физики в Курчатовском институте. А возглавляет институт другой известный учёный - физик Михаил Ковальчук. Его младший брат, Юрий Ковальчук - председатель совета директоров банка "Россия".
Все кадровые назначения в институте не проходят без участия Михаила Ковальчука. Поэтому они должны быть давно и хорошо знакомы с Владиславом Панченко. И почему бы ему не попросить Ковальчука-старшего за сына, который нуждается в средствах для расширения бизнеса?
Кроме того, интересы Якова Панченко могут переплетаться и с интересами "Росатома". В 2018 году он хотел застраивать участок в центре Москвы - институт в Большом Толмачёвском переулке с видом на Третьяковскую галерею.
Проект был "мажорный", мог принести миллиарды долларов. "Фарминжиниринг", где структуре Панченко младшего принадлежало 50%, еще в 2012 году заключило с "Гиредметом" (предприятие "Росатома") инвестконтракт на развитие участка.
Гиредмет внезапно решил через суд разорвать контракт, ссылаясь на реорганизацию "Фарминжинириннга". Позже инвестпроект расторгли, а сама структура обанкротилась.
Если сейчас посмотреть на бизнес, официально записанный на Панченко, он не производит впечатление олигарха, занимающегося мутными операциями на рынке. Официально стоимость его компаний в разных компаниях, если судить по "Руспрофайлу", составляет всего 57 млн - ничтожно мало, тем более для покупки Lamoda. А стоимость его долей в этих компаниях и вовсе указана, как отрицательная.
Панченко является учредителем 8 юридических лиц. По большей части это – откровенные пустышки, напоминающие фиктивные конторы. Видимо, куда удобней держать всё в офшорах, и туда же отправлять заработанные в России деньги. А в случае чего, можно податься за границу - наверняка кто-то вроде Хасиса сможет посоветовать, как там получше обосноваться.