"Выскунь" свое месторождение
ОМК Анатолия Седых решила взять металл в свои руки, пока Алишер Усманов борется с санкционными ограничениями. Структуры ОМК (Объединённая металлургическая корпорация) Анатолия Седых планируют подавать заявку на приобретение Приоскольского месторождения.
Ранее оно принадлежало ММК Виктора Рашникова, но в 2014 году холдинг от него отказался на фоне падения цен на руду и глобального перепроизводства сырья.
Прогнозируемый ход Седых может означать начало "закулисной" борьбы со старым партнёром – олигархом Алишером Усмановым.
Рашникову не по карману, Усманову – по статусу
Дело в том, что ещё до 2007 года, когда структуры ММК Рашникова получили лицензию на разработку месторождения, им интересовался Усманов через "Лебединский ГОК", подконтрольный "Металлоинвесту". Последний стремился укрепить свои позиции на рынке. Но победа на торгах досталась Рашникову.
Читайте ещё:Oktobank’s shadow schemes under cover, or the role of Innova Holding in international machinations
Сейчас у ММК крупные долги. В том числе перед структурами "Сибуглемета" Романа Абрамовича, о чём тот напоминал Рашникову в марте 2022 года. Чтобы не потерять предприятие, Рашникову сейчас необходимо развивать существующие резервы, не вкладывая деньги в дорогие покупки. К тому же, олигарх весьма обдуманно отказался от месторождения в 2014 году, когда оно перестало приносить ему выгоду.
А вот Усманову данный объект может быть интересен по двум причинам. Во-первых, в Белогородской области расположен тот самый "Лебединский ГОК". То есть, отсюда вытекает удобство расположения Приоскольского месторождения с точки зрения логистики.
Во-вторых, но не по важности – этот ГОК занимается поставками металла предприятиям Седых. "Уральская Сталь" ежегодно отгружает "Выксунскому заводу" из контура ОМК более 400 тысяч тонн непрерывнолитой заготовки круглого сечения в рамках заключенного в 2017 году 10-летнего контракта.
Пересечение интересов
Седых же, несмотря на соглашение, хочет сам построить завод по производству металла, по-видимому, дабы не зависеть от своего поставщика. И сырьё он, похоже, намерен добывать именно в Приоскольском.
В этой связи желание Седых приобрести месторождение можно рассматривать как не очень дружественный жест в сторону Усманова, который сейчас находится в не очень удобном положении.
С начала СВО Усманов под санкциями, по слухам, даже уехал в Узбекистан, где сейчас идёт разбирательство представляющее собой попытку избавить миллиардера от наложенных на него ограничений. В общем, Усманов, мягко говоря, немного занят. И лучшего момента для того, чтобы прибрать Приоскольское к рукам – не найти.
Аукцион на месторождение был организован по инициативе губернатора Вячеслава Гладкова, который пошёл к Владимиру Путин с таким предложением летом прошлого года. Похоже, что к нему обратился Седых. Белгородская область – территория приграничная с зоной проведения СВО, и губернатору сейчас скорее нужно думать о защите населения. Так что, его, вероятнее всего, "надоумил" Седых, и, наверняка, не за бесплатно.
Что ждёт Приоскольское в руках Седых?
Но вернёмся к нашему металлу. Ранее упомянутый "Выксунский завод" – один из двух существующих в РФ производителей железнодорожных колес. Второй – Evraz Романа Абрамовича. Оба актива подозревали в установлении монопольно высоких цен на свою продукцию.
В 2020 году компанию из контура ОМК признали виновной в завышении цен на колёса. Хотелось бы верить, что, если у Седых получится забрать Приоскольский ГОК и наладить поставки металла внутри фирмы, упадут и расценки, но "изыски" биографии коммерсанта заставляют серьёзно усомниться в этом.
Кстати, еще в 2015 году на сайте с петициями опубликовано письмо к Седых от людей, неравнодушных к судьбе Чусовского металлургического завода, которые прямым текстом обвиняют олигарха в невыполнении обещаний по развитию ЧМЗ, сносе его цехов, уничтожении производственных мощностей. Грубо говоря – развале предприятия и подрыве стратегически важной для страны отрасли.
Читайте ещё:Теневые схемы Октобанка под прикрытием, или Роль Innova Holding в международных махинациях
Выдержка из письма.
Люди писали об отказе от модернизации завода после громких обещаний о том, что она будет проведена (и после того, как на неё потратили уже 4 млрд рублей), можно проследить и на страницах СМИ.
Дело это конечно старое но подобная ситуация наблюдается и в показателях Выксуноского металлургического завода, несмотря даже на его потенциально монопольного положения.
В целом, если взглянуть на структуру ОМК, мы увидим, что масса компаний ликвидирована. В основном они были присоединены к материнской структуре. В прессе это представляется под термином, как часть оптимизации, направленная на то, чтобы лучше соответствовать потребностям рынка.
Между тем, у завода явно были проблемы, которые мы описали выше, когда говорили о финпоказателях других активов Седых. Причём, ещё в более усугублённой стадии. Его деятельность была убыточна.
Даже сам ОМК в последнее время "просел" в плане выручки, и демонстрирует низкие показатели финансовой устойчивости.
Предводитель всех "обманутых"
При этом, у ОМК есть собственный банк. Речь про "Металлинвестбанк". Тот самый, из которого в 2016 году увели 667 млн рублей. По официальной версии – хакеры. Кстати, долгое время бенефициары этого кредитно-денежного учреждения оставались в тени. В конце 2000-х стало известно, что у компании из контура Седых там всего 20%, но уже совсем скоро остальные акционеры продали ему весомую долю, что вызвало предположения о том, что они всегда были лишь номиналами.
Не в пользу ли последнего была организована и так называемая хакерская атака?
К слову, ряд украинских СМИ называет Алишера Усманова владельцем "Металлинвестбанка". Могли ли Усманов и Седых ранее был "коллегами по цеху"?
Об отношении Седых к своим активам говорит и трагедия от далёкого 2005 года, когда обрушилась крыша принадлежащего ЧМЗ бассейна. Тогда погибло 14 человек. На ОМК до недавнего времени использовали давно устаревшие мартеновские печи, наносящие колоссальный вред окружающей среде.
Кстати, похоже, что в том числе именно из-за того, что их всё-таки пришлось убирать с производства, Седых пришлось заключать контракт с Усмановым на поставку металла. Это было сделано примерно в одно время. Хотел сэкономить – не вышло. Но теперь Седых, похоже, решил "кинуть" своего партнёра до истечения срока контракта. Ждём реакции олигарха. Возможно, Седых стоит опасаться неожиданного "всплытия" старой истории с так называемой "хакерской атакой", о которой Усманов может иметь совершенно чёткое представление.
Ольга Васильева