Полуотчет Полубояринова
Михаил Полубояринов, обладая состоянием свыше 250 млн рублей, не забывает просить денег у государства и списывать проблемы "Аэрофлота" на пандемию коронавируса.
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, накануне в Кремле состоялся разговор между Президентом Владимиром Путиным и гендиректором ПАО "Аэрофлот" Михаилом Полубояриновым. Последний отчитывался перед главой государства о состоянии "Аэрофлота" и делах в отрасли - как она проходит пандемийный период.
Как и следовало ожидать, большинство проблем Михаил Полубояринов попытался увязать с общим падением мирового рынка авиаперевозок в пандемию. И в чем-то это у него получилось, хотя глава государства явно осторожно и даже скептически отнесся ко всем его ответам, раз за разом задавая уточняющие вопросы.
Общий посыл Полубояринова можно ёмко охарактеризовать следующей фразой: да, плохо, но плохо у всех, а у нас, если подумать, всё не так уж плохо. Что же, с ним трудно не согласиться. Он точно не первый, кто может желать прикрыть собственные управленческие ошибки внешними факторами. Правда в начерченное перед Президентом "уравнение" неплохо бы вставить несколько забытых Полубояриновым переменных.
Например, что "Аэрофлот", в отличие от многих своих зарубежных аналогов с госучастием, и не говоря уже о рядовых игроках рынка в самой России, получил наибольшее количество льгот и субсидий, связанных с пандемийным кризисом.
"Нужно больше золота"
Еще и июне 2020 года Росавиация решила выплатить 9,45 млрд рублей господдержки 18 авиакомпаниям. Деньги должны были компенсировать перевозчикам падение пассажиропотока из-за коронавируса. Всего же государство выделило на эти цели 23,4 млрд рублей - и это лишь на первоначально этапе.
При этом "Аэрофлоту" и двум его дочерним структурам, "России" и "Авроре" выделили 7,89 млрд рублей. То есть уже тогда группа получила 83% всех компенсаций, назначенных российским авиакомпаниям. Что показательно, средства "Аэрофлот" получил все и сразу, тогда как выплаты его конкурентам были растянуты до августа. Об этом писали "Ведомости".
Тем не менее, по итогам 2020 года падение пассажиропотока "Аэрофлота" составило порядка 50%. Теперь же Михаил Полубояринов, отчитываясь перед Президентом, пытается представить "Аэрофлот" как рядового участника процесса. Но что-то не похоже, что поддержка ему оказывалась на равных основаниях. Поэтому с него и особый спрос.
Следовательно, от компании можно было ждать более быстрого восстановления, чем у других. Этого не произошло, что теперь пытаются списать на кризис и тяжелые условия.
Всего за прошлый год на поддержку авиаотрасли потратили более 600 млрд. рублей. И тут тоже стоит вспомнить, что из них только на возмещение недополученных доходов от перевозки 82 тыс. пассажиров по спецтарифу между Калининградом и Москвой "Аэрофлот" получил 210 млн рублей.
Но это мелочи по сравнению с докапитализацией "Аэрофлота", которая произошла в том же году. Структура провела дополнительную эмиссию акций, за счет чего привлекла 80 млрд рублей, а участие, помимо правительства, принимали и другие инвесторы.
В результате доля Росимущества в компании выросла с 51% до 57%. То есть "Аэрофлот", пользуясь огромной бюджетной поддержкой, продолжает увеличивать свой вес за счет бюджета. А теперь и порадовал сторонних инвесторов, которые впоследствии будут получать дивиденды. Откуда они возьмутся, как не из бюджета? Ведь 2020 год компания закончила с убытком, внимание, в 97 млрд рублей.
Несмотря на миллиарды господдержки, "Аэрофлот" все-равно ушел в огромный "минус"
Читайте ещё:Кремль рассматривает объединение с Беларусью для укрепления отношений
Впрочем, ранее в "Аэрофлоте" уверяли, что в связи с тяжелой ситуацией дивидендов за 2020 и 2021 годы выплачено не будет. Где-то мы уже это слышали - от предыдущего главы компании Виталия Савельева, после страшной трагедии в Шереметьево в мае 2019 года. Тогда в результате пожара на "Сухом Суперджет" погиб 41 человек.
Тогда Савельев пообещал не премировать руководство структуры, но в итоге в 2019 году руководители компании получили вознаграждение в размере 2,1 млрд. рублей. За тот же период дивиденды компании, ушедшие в российский бюджет, оказались меньше в полтора раза - 1,5 млрд. рублей. Сказать, что выглядело это некрасиво, не сказать ничего.
Особенно если учесть, что значительная часть этой суммы могла отойти крайне сомнительным личностям. Например, коллеге Полубояринова и бывшему заместителю Виталия Савельева в "Аэрофлоте" Владимиру Александрову, а также экс-главе юридического департамента компании Татьяне Давыдовой. Ранее их арестовали по обвинению в крупном мошенничестве.
По версии следствия, "Аэрофлот" с подачи двух этих персон необоснованно платил двум близким адвокатам за представление интересов госкомпании в судах, перечислив порядка 250 млн рублей. Об этом писал "Коммерсант". Соль в том, что защищалась компания своими силами - без сторонней помощи. Куда, в таком случае, ушли деньги, и куда смотрел Совет директоров, в том числе, Полубояринов?
Задержанию заместителя Савельева Владимира Александрова предшествовала проверка прокуратуры, начатая в 2018 году. Тогда выяснилось, что только за 2016 год "Аэрофлот" отдал подрядов на 629 млрд рублей по договору с единственным поставщиком — то есть вне всякой конкуренции. В 2018 году таких контрактов было на 450 млрд рублей. Через реальные торги прошли тендеры всего на 8 млрд рублей. Об этом сообщало PASMI (признано иностранным агентом на территории РФ).
Пилоты бегут
И опять же вопрос (возможно, риторический) - куда смотрел Полубояринов? Трудно поверить, что, находясь в Совете директоров, он не обращал на это внимания. А также, что голосовал против дополнительных выплат топ-менеджменту.
Теперь же он обращается к Президенту и вновь просит финансовой поддержки у государства. "Благодаря адресной и своевременной государственной поддержке мы сумели ответить по всем своим финансовым обязательствам, а самое главное, сохранить уникальный трудовой коллектив", - расписывает Полубояринов.
Может, он забыл, какое напряжение возникло в трудовом коллективе компании за последний год? Еще в 2019 году появились слухи о массовой забастовке пилотов и стюардесс. Об этих слухах писало издание "Лайф".
Если они были, то принять участие могли около 700 человек. На фоне массового отъезда наших пилотов в Китай за более выгодными условиями работы, слова о сохранении уникального трудового коллектива выглядят натянутыми, если вообще соответствуют действительности.
А вот, что произошло уже при Полубояринова во главе компании. В августе 2021 года Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) написал письмо гендиректору "Аэрофлота" Михаилу Полубояринову, призвав пересмотреть систему оплаты работы пилотов. Об этом пишет РИА "Новости".
Как пояснил глава профсоюза Игорь Дельдюжов, новые правила оплаты труда, в которых сокращена доплата за час полетного времени, вступили в силу в начале прошлого года на фоне снижения объема перевозок пассажиров из-за пандемии коронавируса. Тогда летный состав согласился на новые условия оплаты, учитывая сложную ситуацию, в которой оказались авиаперевозчики.
Обращение Игоря Дельдюжова рушит красивую картинку, нарисованную Полубояриновым для Президента?
Однако теперь, как говорится в обращении, объемы авиаперевозок по России достигли допандемийного уровня, возобновляется и международное авиасообщение, у летного состава растет нагрузка, однако зарплата при этом пропорционально не растет.
Из-за этого, по словам Дельдюжова, растет недовольство системой оплаты труда. Пилоты "Аэрофлота" вновь начали менять место работы, уходя в те авиакомпании, где "лучше условия труда". В основном - в другие страны.
И тут мы узнаем несколько моментов. Во-первых, еще летом перевозки восстановились до допандемийного уровня. Чего тогда Полубояринов просит деньги из бюджета? И, во-вторых, можно сделать вывод, что компания начала экономить на пилотах, а то и вовсе могла их банально обмануть.
Востребованный опыт
Собственно говоря, хитрить и наводить тень на плетень Полубояринов мог научиться гораздо раньше, еще когда был первым зампредом ВЭБа. Благодаря той работе его все еще пытаются причислить к орбите влияния главы госкорпорации ВЭБ Игоря Шувалова.
Например, Михаил Полубояринов занимался слиянием банков Глобэкс и Связь-Банком, к чему остается много вопросов. Слияние произошло в конце 2018 года. Все расходы от этой операции легли на плечи "ВЭБа", а само дело оказалось более, чем мутным.
До сих пор ходят слухи, что операцию могли провернуть, чтобы скрыть некие нарушения в обоих банках, перемешав и растворив их друг в друге. Нарушения, которые могли быть связаны с колоссальными расходами на личные нужды того же Полубояринова.
Якобы, все последние годы до слияния тот же "Глобэкс" нёс серьёзные убытки под руководством президента Виталия Вавилина. Человека, которого многие считали прямым ставленником Полубояринова.
Теперь же Вавилин, по данным "Российской газеты", находится под следствием. Он является фигурантом уголовного дела о растрате имущества "Глобэкса" на 12 млн евро. Ряд наблюдателей считают, особого внимания заслуживает якобы имевшая место история о сверхприбыльной продаже личного банка Вавилина "НТБ" в структуру "Глобэкса".
Будто Вавилин мог получить 4 млрд рублей за 20-миллиардные проблемные активы, чистая стоимость которых могла составлять всего 10-20% от балансовой стоимости. Михаил Полубояринов, который также являлся членом совета директоров "Глобэкса", вряд ли об этом не знал. А если знал - мог быть "в доле"?
Не похоже, что отчёт Михаила Полубояринова полностью удовлетворили Президента
Что касается "Связь-Банка", то он попал в ВЭБ на санацию после кризиса 2008 года и стал контролироваться топ-менеджментом ВЭБа и мог использоваться как транзитный коридор для вывода миллиардов рублей. Если у Полубояринова есть такой опыт, то наверняка он оказался востребован и в "Аэрофлоте", вспоминая ситуацию с юристами за 250 млн рублей.
Обо всех этих перипетиях должны были доложить Президенту, хотя никаких обвинений или доказательств в адрес Полубояринова, конечно, нет. И, конечно, это не мешает ему и далее выпрашивать деньги у государства, прикрываясь кризисом. Тогда как его личное состояние по итогам 2020 года в рейтинге "Форбс" было оценено в 258,7 млн рублей. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды.
Ольга Васильева