Пожар в «Зимней вишне»: Никто не забыт?
25 марта 2018 года всё внимание россиян было приковано к событию в городе Кемерово. Новости о последствиях пожара в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» на протяжении недели приводили в ужас – 60 погибших, из них 37 детей.
С первых дней становилось ясно, что причиной трагедии стала халатность.
На скамье подсудимых за 5 лет оказалось 15 человек. Какое обвинение было предъявлено каждому, все ли приговоры озвучены и кто признал свою вину – в материале «Совершенно секретно».
ЦЕНА ХАЛАТНОСТИ
В Уголовном кодексе Российской Федерации в статье 293 говорится, что халатность:
Читайте ещё:В Лос-Анджелесе из-за лесных пожаров погибли минимум 10 человек
– в первом пункте это «неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства …»;
– согласно третьему пункту «деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. Наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Не просто так сделан акцент на подробное описание статьи 293, так как уже в оглашённых приговорах сроки в два-три раза выше указанных. Чтобы понять, от чего отталкивалось следствие и что написано в сотнях томах уголовных дел, вернёмся в тот день – 25 марта 2018 года.
На часах 15:59. В эту минуту на детской площадке 4 этажа начал плавиться плафон освещения, горящие капли от которого упали в сухой бассейн с кубиками из пенополиуретана, которые моментально воспламенились. Уже через несколько минут едкий дым заполонил весь этаж.
16:00. Охранник ТРЦ «Зимняя вишня» Сергей Антюшин отключил оповещение пожарной сигнализации, так как за последние годы оно срабатывало без причины, и покинул место.
16:04. В Кемеровскую службу спасения поступают первые звонки о происшествии как от очевидцев, так и от людей, попавших в огненную ловушку.
16:09. На вызов приезжают первые экипажи во главе с пожарными Андреем Бурсиным и Сергеем Гениным. Все отделения следовали по рангу пожара 2.
16:18. Диспетчер 112 передала информацию, что во втором кинозале люди просят помощи. Андрей Бурсин дал команду звеньям проверять всё веерно от центрального входа и искать кинозалы. Он руководил пожаром до 16:47.
26 марта. Наступила ночь. Андрей Бурсин и другие пожарные вскрыли замки двери эвакуационного выхода и нашли тела 23 человека. Когда дошли до кинозала, обнаружили обгоревшую группу людей.
01:30. Родственников собрали в спортзале ближайшей школы, где им сообщили об обнаружении восьми тел погибших.
11:00 пожар был локализован и потушен.
СПРАВКА «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО»:
1936 год. На проспекте Ленина, 35 начала работать Кемеровская кондитерская фабрика №1
Читайте ещё:Под Петербургом произошёл взрыв и пожар на заводе
1977 год. Присоединилась кондитерская фабрика №4, и образовался «Кемеровский кондитерский комбинат».
2013 год. Начало реконструкции «Кемеровского кондитерского комбината» под торгово-развлекательный центр. В здании был проведён демонтаж перекрытий – в итоге количество этажей выросло до четырёх. Там работали кинотеатр, фудкорты, супермакеты электроники и одежды, продовольственные магазины, боулинг, детский центр с аттракционами, отделения банков.
Здание «Кемеровского кондитерского комбината» до реконструкции, начало 2000-х годов
До 2018 года. ООО «Зимняя вишня Кемерово» является арендатором 3-4 этажей торгового центра, в том числе сдаёт их в субаренду. При этом собственник всей площади торгового центра – ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (структура ООО «КДВ Групп»). ККК также сдает в аренду площади на 1-2 этажах торгового центра.
29 марта 2018 года. В штабе на территории школы были завершили поисковые, спасательные и прочие работы. В список погибших вошли 60 человек: 37 детей и 23 взрослых.
В воскресенье 25 марта, в день трагедии, после обеда Елена Тесленко не смогла дозвониться до своего мужа, который повёл дочь на мультфильм. Она сразу садится в машину в сторону центра. По дороге слышит по радио новость о пожаре в «Зимней вишне». К сожалению, Игоря и Арину Тесленко не удалось спасти.
Фото Елены Тесленко, которая потеряла в пожаре дочь и мужа
«Как бы мне ни говорили, что моей вины здесь нет, невозможно по-другому об этом думать. Потому что если бы я была рядом с ней, то я бы её спасла и она осталась жива. Да просто была бы рядом в тяжёлые страшные её минуты, — говорит Елена Тесленко. — Понимаете, очень не хочется, чтобы подобное повторялось. Если люди, занимающие определённые должности и находящиеся на определённых постах, те же спасатели и пожарные, будут понимать, что их бездействие повлечёт такую страшную трагедию, и они понесут приличное наказание, которое будет соответствовать тем моральным страданиям, которые мы испытываем. Возможно, они будут по-другому относиться к своим обязанностям. Они даже не извинились и не попросили прощения ни у одного из потерпевших».
ПЕРВЫЙ ПРИГОВОР
Сроки восьми фигурантам по первому делу были оглашены 29 октября 2021 года. Во время судебного расследования было опрошено более семисот человек. Объём дела насчитывает почти пятьсот томов, а приговор составляет более 1200 листов. Начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин и начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТРЦ Андрей Бурсин, были арестованы в октябре 2018 года. Их обвиняли в халатности, которая повлекла смерть двух и более человек - ч.3 ст. 293 УК РФ. Пожарными было утрачено время, которое могло быть использовано для спасения и эвакуации людей, что и привело к гибели 37 человек, находившихся в зале кинотеатра от отравления продуктами горения, угарным газом и полученных термических ожогов. Но через полтора года по ходатайству прокуратуры суд освободил из-под стражи их и ещё двух фигурантов дела. Речь идет о руководителе компании «Системный интегратор», занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации в ТРЦ, Игоре Полозиненко и его подчинённом Александре Никитине. Они обвинялись в совершении преступления только по ст. 219 ч. 3 УК РФ.
СРОКИ:
Пожарные Сергей Генин и Андрей Бурсин – 5 и 6 лет колонии общего режима. 25 апреля этого года у Сергея Генина истекает срок отбытия наказания;
Руководитель компании «Системный интегратор» Игорь Полозиненко – 6 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима;
Подчиненный Полозиненко, инженер противопожарной системы Александр Никитин – 5 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.
Юлия Богданова, Надежда Судденок и Георгий Соболев обвинялись по двум статьям:
- ч.3 ст. 219 - «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»;
- ч.3 ст. 238 - «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
«Уважаемый суд, я проработала в должности генерального директора «Кемеровского кондитерского комбината» чуть менее двух лет. В момент моего трудоустройства никто не сказал мне о каких-либо нарушениях, проблемах, конструктивных особенностях здания, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации, — заявляла Юлия Богданова в последнем слове на суде. — Напротив, мне было предъявлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое мне дало полную уверенность в том, что эксплуатация здания ТРЦ «Зимняя вишня» безопасна. И я вполне спокойно могу осуществлять там свои обязанности. Сразу после моего трудоустройства были проведены все проверки систем жизнеобеспечения здания, в том числе и систем пожарной безопасности».
СРОКИ:
Генеральный директор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТРЦ) Юлия Богданова – 14 лет колонии общего режима;
Генеральный директор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок – 13,5 года колонии общего режима;
Технический директор комбината Георгий Соболев – 11 лет колонии общего режима;
Охранник ТРЦ Сергей Антюшин – 8 лет колонии общего режима.
Причём Богданова искала людей для создания организованной группы и освобождала должности для подконтрольных ей людей. Судья зачитал, что «реализуя ранее озвученный умысел, Богданова не позднее 30.08.2016 встретилась с ранее знакомой Судденок, с которой у неё сложились доверительные отношения, и, зная, что последняя нуждается в работе, обладает большим опытом работы с персоналом .., осознавая общественную опасность своих действий, посвятила последнюю в свои преступные намерения по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, и предложила войти в состав организованной группы под её руководством для оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».
Фото осуждённых по первому делу о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня»
«Никогда в жизни я не думала, что смогу оказаться здесь, потому что я всегда и вела себя, и воспитана была семьёй, и работала в трудовых коллективах. В жизни была порядочным и законопослушным человеком. К работе относилась всегда добросовестно и ответственно, — заявляла генеральный директор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок в последнем слове на суде. — Я жалею о том, что я не смогла самостоятельно ни увидеть какие-то проблемы с пожарной безопасностью, ни предотвратить эту беду… Когда проходили учебные тренировки, работало всё исправно, персонал показывал свои знания и умения. Они выполняли все действия, которые необходимы были и были предписаны в инструкциях».
Пострадавшая Елена Тесленко присутствовала на приговоре по первому делу, и вот как она прокомментировала сроки: «Для нас в любом случае наказание неадекватно будет, невозможно загладить ту боль, которая нам причинена. Какое бы ни было наказание самое строгое, оно всё равно для нас будет недостаточным».
ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ДЕЛО
24 декабря 2021 года самый большой срок по второму делу о взятке присудили экс-главе Госстройнадзора Кузбасса Танзиле Комковой – 18 лет колонии. Также она должна выплатить штраф в размере 80 млн рублей и не работать на госслужбе в течение 12 лет.
Суд выяснил, что в 2013–2014 годах Вячеслав Вишневский, тогда возглавлявший «Кемеровский кондитерский комбинат» (эта компания строила «Зимнюю вишню»), передал взятку Танзиле Комковой в размере 7 млн рублей. За это Комкова не привлекала компанию к ответственности за проведение работ по реконструкции здания второй очереди «Зимней вишни» без разрешения на строительство и с нарушением требований проектной документации. Деньги были перечислены на счёт в ООО «ИСК Ресурс» с марта 2013 года по март 2014-го по поддельному договору на проектирование. Далее сын Комковой и его партнёр по бизнесу их обналичили. Также была осуждена подчиненная Комковой, Светлана Шенгерей, которая, составляя акт обследования здания ТРЦ, внесла в него недостоверные данные о выполненных работах. В утвержденном проекте была прописана установка автоматических систем пожаротушения на всех этажах здания, но этого так и не было сделано, в результате чего произошла трагедия.
По этому делу Вячеслав Вишневский был осуждён отдельно, так как на момент объявления его в розыск он находился в Польше, но был депортирован в РФ 6 марта 2019 года. Его обвиняли в даче взятки в особо крупном размере: ч. 5 ст. 291 УК РФ.
Фото Вячеслава Вишневского при депортации из Польши в Россию. Источник: Следственный комитет РФ
7 декабря 2022 года в своём последнем слове Вишневский признал вину: «В силу вышесказанного, в том числе убедительные профессиональные доводы со стороны обвинения, для меня стали очевидны допущенные ошибки, которые были на момент первоначального оформления документации, подготовки к вводу торгового центра в эксплуатацию. Таким образом, данный процесс выявил нарушение закона Российской Федерации с моей стороны как бывшего руководителя и юридического лица «Кемеровский кондитерский комбинат». О чём искренне сожалею и раскаиваюсь. Прошу извинения и прощения у общества за себя и своих подчинённых. Договор закончился в начале 2016 года, то есть я был уволен. Другими словами, в этот период я являлся наёмным менеджером, работая согласно условиям трудового договора, должностным инструкциям. Приобретенные же мной акции, в основном юридическом лице «Кемеровский кондитерский комбинат» в количестве 7%, состоялись уже после моего увольнения, или, точнее, в 2016 году в декабре месяце. Что касается последующего руководства, занимающегося эксплуатацией торгового центра, то оно мне незнакомо. Да и после моего увольнения был освобожден от должностей весь персонал, который работал под моим руководством».
СРОКИ:
Экс-глава Госстройнадзора Кузбасса Танзиля Комкова – 18 лет колонии общего режима;
Сын экс-главы Госстройнадзора Кузбасса Эдуард Комков – 10 лет колонии общего режима;
Генеральный директор строительной компании «ИСК Ресурс», реконструировавшей здание ТРЦ «Зимняя вишня», Никита Чередниченко – 15 лет колонии строгого режима;
Экс-начальник отдела инспекции Госстройнадзора Кузбасса, Светлана Шенгерей – 7 лет колонии общего режима;
Вячеслав Вишневский, тогда возглавлявший «Кемеровский кондитерский комбинат» – 8 лет колонии строгого режима.
ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО ЕЩЁ ЖДЁТ ПРИГОВОРА
В рамках отдельного судопроизводства рассматривается дело по экс-главе МЧС Кузбасса Александру Мамонтову и его подчинённому Григорию Терентьеву, которых обвиняют в халатности. Они не организовали проверку соблюдения требований пожарной безопасности, хотя должны были это сделать до 18 марта 2018 года. Помимо этого, Мамонтову предъявлено обвинение в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК, максимальное наказание — 10 лет лишения свободы), Терентьеву — в двух эпизодах мошенничества в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК, максимальное наказание — 6 лет лишения свободы). Судья Центрального районного суда Кемерова 24 марта завершил судебное следствие по уголовному делу.
ИГОРЬ ВОСТРИКОВ ПОТЕРЯЛ ТРЁХ ДЕТЕЙ, ЖЕНУ И СЕСТРУ
Семилетняя Анна, пятилетний Артём и двухлетний Роман, а ещё жена Елена и сестра Алёна Востриковы были в кинотеатре, как раз в том зале, где погибло 37 человек.
«Ужасную вещь скажу. Я сожалею о той несправедливости, которая у нас творится: выбивать показания с малолеток и прочих людей … это у нас могут, а виновных в смерти 60 человек, большинство из них дети, их там никто не трогает, — подводит итоги Игорь Востриков. — И это очевидно, далеко ходить не надо – если они начнут говорить, клубочек очень далеко размотается. Все звенья цепи могут очень высоко наверх дойти, поэтому их не трогают».
Стоит отметить, что через несколько дней после пожара и после приезда Президента РФ с поста губернатора Кемеровской области ушёл Аман Тулеев, занимавший эту должность с 1997 года.
Напомним ещё раз один факт: по данным издания «Интерфакс» ТРЦ «Зимняя вишня» был открыт в 2013 году на площадке ООО «КДВ Групп», но было перепрофилировано. ООО «КДВ Групп» – один из крупнейших в РФ производителей кондитерской продукции, который выпускает продукцию под брендами «Кириешки», «Яшкино», «Бонди». Головной офис компании находится в Томске.
А вот владельцем «КДВ Групп» был Денис Штенгелов, который в 2017 году по данным Блумберг стал долларовым миллиардером. После пожара он заявил, что чувствует ответственность за случившееся и перечислил в резервный фонд Кузбасса 192 миллиона рублей, которые были направлены на оказание материальной помощи семьям погибших и пострадавших в результате пожара. Ровно через год в Томске он был признан меценатом года первой степени. Сам же Штенгелов в последнее время постоянно проживает в Австралии.
Парк Ангелов, пр. Ленина 35, город Кемерово
Памятный камень у Парка Ангелов, город Кемерово
Фото нового торгового центра «Проспект», пр. Ленина 33а
В марте 2023 года, спустя ровно 5 лет после пожара, рядом с Парком Ангелов открылся новый торговый центр «Проспект». Объём инвестиций составил около 700 млн рублей, общая площадь здания – 12 000 кв. метров. Парк Ангелов был построен на благотворительные средства, которые буквально собирали всем миром. Территорию облагородили, установили часовню и памятный камень, а местные чиновники назвали комплекс «местом силы».
Парадокс!