Безостановочный конвейер: как ФСИН и ФСБ пытаются замять скандал с пытками
Замглавы ФСИН Анатолий Якунин, которого правозащитники называют чуть ли не единственным борцом с пытками в системе, отправлен в отставку. Зато в общественный совет ведомства включен бывший глава управления по Красноярскому краю, известному сообщениями об издевательствах над заключенными.
Единороссы вносят в Думу половинчатый законопроект о наказаниях за насилие в колониях, а президент успокаивает общественность тем, что в Америке тоже пытают. Чем оборачивается пыточный скандал, стоивший должности директор ФСИН Александру Калашникову и не только ему, — в материале ПАСМИ.
Начальник и зам
На этой неделе свой пост покинул заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Анатолий Якунин — соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин. Якунин был отправлен в отставку спустя месяц после своего непосредственного начальника — руководителя ФСИН Александра Калашникова: его глава государства освободил от должности 25 ноября. Преемником стал Аркадий Гостев — он, кстати, как и Якунин, выходец из МВД: первый занимал пост заместителя Владимира Колокольцева, а второй ранее возглавлял столичный главк полиции. Тем не менее, Анатолий Якунина вполне можно считать креатурой бывшего чекиста Калашникова. Он был назначен во ФСИН в апреле 2020 года — спустя полгода после назначения нового директора.
Можно ли считать увольнение Анатолия Якунина началом кадровой чистки, которую затеял недавно назначенный глава ФСИН, покажет время. Что же касается причин этой отставки, то о них не сообщается, как не сообщалось о том, почему свой пост покинул Александр Калашников. Но все эти кадровые решения были приняты на фоне пыточного скандала в ведомстве, вызванного обнародованием шокирующих видео истязаний заключенных. Впрочем, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, Калашников ушел по собственному желанию, и прямой связи между публикацией записей пыток и отставкой главы ФСИН нет.
Серьезная потеря
Между тем, правозащитный проект Gulagu.net, который на регулярной основе публикует видео пыток в российских пенитенциарных учреждениях, нашел связь между разоблачением издевательств над заключенными и увольнением Анатолия Якунина. По мнению основателя проекта Владимира Осечкина, эту отставку инициировали в ФСБ, а в вину замдиректора ФСИН могли поставить именно борьбу с пытками в ведомстве и потакание правозащитникам. Также Якунина могли наказать за то, что его подчиненные допустили побег из страны программиста Сергея Савельева и вывоз компрометирующего ведомство видеоархива с избиениями и изнасилованиями.
О том, что Якунин был одним из немногих высокопоставленных руководителей ФСИН, кто выступал против применения пыток к заключенным, заявил и председатель «Комитета за гражданские права» Андрей Бабушкин. По его словам, реакция Якунина на рассказы о подобных инцидентах позволяли понять — он действительно осуждал насилие в тюрьмах, а не имитировал борьбу с пытками. Правозащитник назвал Якунина «одним из самых порядочных и профессиональных людей в правоохранительной системе», а его уход — “большим ударом по службе”.
Высокие кураторы
Такая характеристика дорого стоит, ведь представители Gulagu.net настаивают на том, что опубликованные ими видео говорят не о единичных случаях издевательств одних заключенных над другими, а о пыточном конвейере, который работает во всех пенитенциарных учреждениях страны под покровительством, если не по инициативе сотрудников ФСИН и ФСБ. По данным правозащитников, чекисты и тюремщики снимали истязания на видео, чтобы затем шантажировать жертв насилия и использовать их в своих оперативных целях.
Активисты назвали предполагаемых кураторов поименно. Среди них — замначальника Отдела собственной безопасности УФСИН по Саратовской области Юрий Вдовин и начальник отдела «М» регионального управления ФСБ Дамир Ямбаев. Но областным уровнем дело не ограничивается: по данным правозащитников, к схеме вербовки агентов через истязания могли быть причастны начальник Главного оперативного управления ФСИН Евгений Гнедов и его заместитель Антон Ефаркин. При этом свои действия они якобы согласовывали с теперь уже бывшим первым замом директора ФСИН Анатолием Рудым, который и курировал ГОУ.
Кстати, Рудый свое отношение к пыткам публично высказал еще в 2018 году, комментируя запись избиения осужденного в ярославской колонии. Он заявил, что этот заключенный сам виноват в произошедшем, так как пытался спровоцировать сотрудников исправительного учреждения. Впрочем, Рудый, как уже было сказано, был уволен со своего поста еще весной. Кстати, поводом к его отставке источники ПАСМИ называли инцидент на совещании: первый замдиректора ФСИН и еще несколько представителей команды бывшего главы службы Корниенко раскритиковали предложение Анатолия Якунина, касающееся пресечения деятельности представителей организованной преступности в исправительных колониях.
Тогда же сообщалось о добровольно-принудительном увольнении еще одного участника списка кураторов пыток — Евгения Гнедова. Сотрудник саратовского УФСБ Ямбаев также потерял свой пост — его вывели в аппарат прикомандированных сотрудников.
А вот Антон Ефаркин, которого правозащитники также назвали в числе причастных к пыточному конвейеру, продолжает работать во ФСИН, при этом его послали разруливать скандал в Саратовской области, назначив и.о. главы регионального управления службы исполнения наказаний вместо ушедшего в отставку сразу после публикации первого видео с истязаниями Алексея Федотова. Кстати, основатель Gulagu.net не исключает, что это назначение имеет целью замять скандал.
Но сразу его замять не получилось, пришлось принимать серьезные кадровые решения. Помимо ушедшего добровольно главы УФСИН Саратовской области Федотова, своих постов по отрицательным мотивам лишились его первый зам Дмитрий Язынин, зам по безопасности и оперативной работе Сергей Салов, глава оперативного отдела Антон Бочков, руководитель отдела безопасности Сергей Мальцев и начальник туберкулезной больницы Павел Гаценко. Позднее Ефаркин отчитался об увольнениии 18 сотрудников регионального УФСИН и привлечении 11 к дисциплинарной ответственности.
Читайте ещё:Песков сообщил дату проведения Прямой линии с Путиным
Много дел
Что касается ответственности уголовной, то на следующий день после публикации первого видео с пытками — 6 октября — СУ СКР по Саратовской области отчиталось о возбуждении семи уголовных дел о насильственных действиях сексуального характера и о превышении полномочий, затем председатель СКР Александр Бастрыкин распорядился передать эти дела в центральный аппарат ведомства.
16 ноября генпрокурор Игорь Краснов сообщил, что по фактам пыток и изнасилований в областной туберкулезной больнице №1 саратовского УФСИН возбуждено 12 уголовных дел. А 23 декабря в ходе пресс-конференции Владимир Путин отметил, что таких дел расследуется уже 17.
Правда, фигурантов из числа должностных лиц оказалось гораздо меньше, чем уголовных производств. В СМИ сообщалось лишь о двоих — это экс-начальник саратовской туберкулезной больницы Павла Гаценко и экс-глава отдела безопасности регионального УФСИН Сергей Мальцев. 26 ноября они были арестованы по обвинению в организации сексуального насилия.
Инициатива с подменой
Еще одним из последствий саратовской истории стала инициатива изменения закона о наказании за пытки. Первой о разработке поправок совместно с Советом Федерации заявила омбудсмен Татьяна Москалькова. При обсуждении законопроекта в верхней палате парламента сенатор Людмила Нарусова уточнила, что речь идет не только об усилении ответственности за насилие над заключенными, но и о введении в Уголовный кодекс отдельного состава о пытках. При этом замначальника правового управления ФСИН Надежда Городничая отметила, что ведомство согласно с необходимостью ужесточения наказания за пытки, но вопрос о новой статье УК требует дополнительной проработки.
В итоге на обсуждение Госдумы был внесен другой законопроект — его авторами стали депутат-единоросс Павел Крашенинников и его однопартиец сенатор Андрей Клишас. И в нем о новой статье УК речи уже не шло. Основные новации — расширение понятия пыток и усиление наказания до 12 лет колонии по уже существующему составу о превышении должностных полномочий.
С критикой этого законопроекта выступили правозащитники. По их мнению, пытки все-таки нужно выделить в отдельную статью, а не вносить в уже существующие. Общественники также отметили, что в законопроекте не предусмотрены отягчающие обстоятельства совершения преступления и не прописана ответственность должностных лиц, включая вышестоящих, знавших о пытках, но не сообщивших о преступлении.
Пыточный совет
Но если пытки в саратовской тюремной больнице все-таки наделали много шума и привели к кадровым и законодательным решениям, то реакции на видео издевательств над заключенными в другом регионе, опубликованное десять дней назад, никакой пока нет. Шокирующий ролик снят в исправительной колонии №17 Красноярского края — этот субъект федерации и ранее был известен сообщениями об издевательствах в пенитенциарных учреждениях.
Между тем, бывший глава УФСИН по Красноярскому краю Владимир Шаешников вошел в состав недавно обновленного Общественного совета при тюремном ведомстве. Также в этот совет включили Александра Ионова — автора заявлений, по которым ряд СМИ были признаны иноагентами. При этом из состава были исключены его самые активные члены, известные праозащитной деятельностью, — помощница главы московского управления ФСИН Анна Каретникова и член столичной ОНК журналистка Ева Меркачева.
Председателем Общественного совета был избран драматург, актер и театральный режиссер Евгений Гришковец. После избрания он заявил, что пытки надо искоренять, а всех, кто к ним причастен, — наказывать. А ранее он прославился своим заявлением, что Путин — единственный герой нашего времени.
Что касается самого российского президента, то он, судя по всему, проблемой истязаний заключенных не сильно озабочен. Во всяком случае в ответ на соответствующий вопрос на недавней пресс-конференции, глав государства, прежде всего, заметил, что эта проблема — не только российская, пытки случаются и в западных странах. Впрочем, Путин добавил, что в этом вопросе следует опираться на добросовестное расследование, которое необходимо довести до конца.
Григорий Дудник