Жилкомплексы «Донстроя» удобряют кровью
Пока девелопер занимает первые строчки в рейтингах, рабочие на его площадках гибнут почти каждый месяц.
ЖК «Остров», возводимый «Донстроем» в Мневнической пойме на западе Москвы, продолжает обрастать печальной славой еще до завершения постройки. В конце апреля там погиб рабочий, сорвавшись с большой высоты, в марте там же случилась массовая драка рабочих-мигрантов. Но, похоже, руководство компании подобные «мелочи» просто не волнуют. Корреспондент «Версии» побывал на месте происшествия и попытался оценить условия, в которых работают люди.
По итогам I квартала 2023 года «Донстрой» стал лидером по продажам жилья в бизнес-классе в Москве. Согласно подсчетам компании «Метриум», его выручка (поступление на счета эскроу) составила 12,9 млрд рублей. По состоянию на 1 мая девелопер возводит пять жилых комплексов общей площадью более 1 млн кв. м. Со сроками сдачи тоже всё отлично, говорят риелторы. Вот только рабочие на площадках «Донстроя» гибнут с пугающей регулярностью.
29 апреля, на строящемся объекте в Проектируемом проезде 1074 (именно по этому адресу возводятся высотные дома ЖК «Остров-5», где цены на 29-метровую студию начинаются от 18,3 млн рублей) произошло падение 20-летнего рабочего с высоты. Он скончался на месте, сообщила Хорошевская межрайонная прокуратура, по факту происшествия начата проверка
«Прокуратура контролирует установление всех обстоятельств и причин произошедшего, в том числе лиц, ответственных за охрану труда и технику безопасности, а также обеспечивает законность принятия следственным органом соответствующих процессуальных решений по результатам производимой процессуальной проверки», – добавили в ведомстве.
Работы на строительной площадке продолжаются полным ходом как будто ничего не случилось.
На месте происшествия
Наш корреспондент побывал в Проектируемом проезде 1074. На саму стройку журналиста не пустили – не положено, «посторонним вход воспрещен». Но кое-что рассмотреть и разузнать все же удалось.
Стройка действительно грандиозная: выходишь из метро «Терехово» – и вот она, перед тобой и вокруг тебя. Проектируемый проезд 1074 и соседние застраиваемые проезды упираются в улицу Нижние Мневники, за которой стройка продолжается. Скоро здесь вырастет новый элитный жилой район с видами на лес и реку. Сколько еще рабочих заплатят своими жизнями за его появление?
Строители работают в оранжевых жилетках и касках. Рабочие-наружники, кроме того, одеты в страховочные пояса. Хотя это вполне может быть попыткой «сделать хорошую мину при плохой игре. Как они работают без прокурорского внимания? Кто знает, тот, скорей всего, не расскажет.
А кроме станции метро, стройки и лесопарка, здесь пока что больше ничего и нет. Впрочем, удалось обнаружить небольшой ларек с нехитрой снедью для рабочих. Сюда они время от времени приходят перекусить, практически все лица – ярко выраженной среднеазиатской внешности. Общаются неохотно, на вопросы отвечают односложно. А многие из тех, с кем журналист пытался побеседовать, и двух слов на русском языке толком связать не могут, даже если и хотели бы поговорить. Таких хоть в разведку отправляй – не выдадут секретов.
Нашлось несколько человек более общительных, русскоговорящих. Рассказали, что, дескать, платят за работу на элитной стройке мало, а на вопрос о бытовых условиях ответили, что в бытовку пустить не могут, поскольку они располагаются на самой территории стройки, но «понятно, что не курорт», и показали биотуалет, сильно напомнивший заведение «сортир типа мэ и жо» своей загаженностью. Надо полагать, что среднеазиатские «ценные специалисты строительной отрасли» – люди неприхотливые, но чтобы настолько… При этом, как только речь заходила о трагическим инциденте, рабочие моментально будто воды в рот набирали – «не были, не видели, не знаем и вообще мы не с этой стройки». Такое впечатление, что руководство компании строго-настрого запретило обсуждать эту тему.
Исходя из увиденного и услышанного, напрашиваются следующие выводы. Застройщик, вполне вероятно, экономит на всем, на чем только можно (а судя по смертям рабочих – и на чем нельзя тоже), при этом заоблачная стоимость квадратного метра жилья никак не отражается на зарплате строителей. Для примера: зарплата монтажника, работающего полный день вахтовым методом, начинается с 65 тыс. рублей в месяц – для Москвы сумма более, чем скромная, но вахтовики из регионов и ближнего зарубежья явно рады и этому. И руководство «Донстроя» (или, по крайней мере, руководитель объекта) действительно мог запретить сотрудникам обсуждать трагическую гибель их товарища. Интересно, какие выводы сделает прокурорская проверка.
Пугающая регулярность
Только за март «Донстрой» трижды становился скандальным героем наших публикаций. Так, 4 марта на стройке многофункционального ЖК бизнес-класса «Событие-4» произошло обрушение строительных лесов на площади 300 кв.м. Один человек погиб, двое были госпитализированы.
Читайте ещё:В Улан-Удэ школьница скончалась после курения вейпа
Затем 13 марта на перегоне между станциями БКЛ «Мичуринский проспект» и «Аминьевская» произошел выброс глины и песка на пути движения поездов. Оказалось, что на этом участке (а в этом месте строятся сразу три ЖК – «Огни», «Событие», «Река») «Донстрой» проводил бурильные работы, не согласованные с Московским метрополитеном. В результате – повреждение метротоннеля, двухчасовая остановка движения по внутренней стороне БКЛ и лишняя головная боль для властей мегаполиса, которым пришлось оперативно решать возникшую по вине застройщика проблему.
Следующий инцидент случился уже 18 марта: на стройке ЖК «Остров» подрались около 50 рабочих из Таджикистана и Узбекистана, не поделив между собой время посещения столовой. В итоге некоторые участники массовой драки оказались в больнице, а другие – в полиции
И похоже, что руководство компании не делает никаких выводов из происходящих одно за другим ЧП. Если, конечно, не считать видимые попытки замолчать проблемы или списать их на подрядчиков, и дежурно отчитаться, что «все идет по плану».
За ширмой люкса
Компания «Донстрой» известна в России еще с 1990-х. Ее основали Дмитрий Зеленов и Максим Блажко в 1994 году с прицелом как раз на элитные сегменты недвижимости. В портфолио девелопера такие проекты, как «Алые паруса», «Дом на Мосфильмовской», «Триумф-Палас», ТРК «Щука», БЦ NordStar Tower. Однако, кажется, скандалы сопровождают деятельность компании все это время. Чего стоит одна только история с «Алыми парусами», где в шахте лифта насмерть разбилась женщина. Видимо, цена жилья и качество строительства у «Донстроя» не слишком связаны между собой.
Вопросов к руководству компании о методах работы накапливается великое множество: соотношение цены и качества возводимого жилья, обилие мигрантов на стройках и экономия ценою в жизнь рабочих, отношение к собственным клиентам – покупателям дорогих квартир и так далее. Только непонятно, кому эти вопросы задавать: конечные бенефициары предпочитают оставаться в тени. Есть предположение, что государственный банк ВТБ, кредитующий «Донстрой», им же и владеет. Но и в этом случае неясно, каков же интерес государства содержать убыточного застройщика, и долго ли продлится такое положение дел?