«Минное поле» Шумского под «Ростехом»
Получит ли госкорпорация контроль над крупнейшим производителем взрывчатки?
Пост гендиректора стратегического оборонного ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» по итогам февральского конкурса сохранил действующий руководитель Юрий Шумский. Его предшественник Вадим Рыбин не только лишился занимаемой должности, но и был дисквалифицирован за невыполнение предписания Ростехнадзора о прохождении аттестации в области промышленной безопасности. При Рыбине на заводе произошло громкое ЧП: взрыв в цехе по утилизации мин и последовавший за ним пожар унесли жизни шести человек. Со сменой руководства ситуация с вопросами безопасности на предприятии практически не изменилась. За минувший год надзорные инстанции выявили более сотни нарушений, в том числе, связанных с хранением и учетом взрывчатых веществ. Следствием такой халатности стала серия взрывов, произошедшая в минувшем ноябре в заводском цехе по производству октогена. Законность нахождения Шумского на посту гендиректора оспаривал его заместитель Николай Павленко, обратившийся с заявлением в Генпрокуратуру. Но, ни грубые нарушения правил техники безопасности, ни финансовые проблемы, вплоть до угрозы банкротства, ни конфликты в руководстве не помешали выступавшим организаторами конкурса подчиненным главы Минпромторга Дениса Мантурова при выборе руководителя остановить свой выбор на Шумском. Последний должен обеспечить переход «Завода им. Свердлова» под контроль госкорпорации «Ростех», планировавшийся еще в прошлом году. Сам Шумский неоднократно заявлял о начале «переходного периода». Между тем, интерес к заводу проявляет владелец «НК Банка» Виктор Григорьев, прозванный «кошельком» Сергея Чемезова и Дениса Мантурова. Ранее банкир уже выкупил у госкорпорации холдинг «Технодинамика» и еще целый ряд предприятий оборонной отрасли, которые может консолидировать в интересах главы «Ростеха».
Юрий Шумский остался при должности
В минувшем феврале федеральный Минпромторг подвел итоги конкурса на замещение должности гендиректора расположенного в Дзержинске ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» – градообразующего военно-промышленного предприятия, специализирующегося на выпуске промышленных взрывчатых материалов. В результате свой пост сохранил действующий руководитель Юрий Шумский, возглавивший завод в мае 2020 года.
Но, как известно, одно дело – предложить, и совсем другое – реализовать на практике. С последним у гендиректора явные проблемы. В январе, то есть, незадолго до его переназначения, завод был оштрафован Волжско-Окским управлением Ростехнадзора на 750 тыс. рублей за грубые нарушения правил промышленной безопасности.
А спустя всего несколько дней после «успешного прохождения» Шумским «тестовых испытаний» стало известно, что предприятию предстоит выплатить очередной административный штраф: на этот раз в ходе проверки сотрудники трудинспекции выявили несоблюдение требований охраны труда в части учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты и оформления психиатрического освидетельствования работников.
Повторимся: «Завод им. Свердлова» производит взрывчатку, а значит, здесь «шаг влево, шаг вправо» грозят масштабными ЧП, которые на предприятии уже неоднократно имели место. В том числе, во время руководства действующего гендиректора. И кому-кому, а подчиненным главы Минпромторга Дениса Мантурова об этом хорошо известно.
Взрыв с пожаром и «череда мелких ЧП»
Напомним, что 27 ноября прошлого года на Заводе им. Свердлова, в цехе по производству октогена, произошла серия взрывов, приведшая к обрушению и пожару, площадь которого составила 900 кв метров. С травмами средней степени тяжести госпитализировали двух человек. Волжско-Окское управление Ростехнадзора требовало временного закрытия предприятия, но в тот же день работа продолжилась в обычном режиме.
Читайте ещё:Война вынудила Россию обмениваться продуктами с Пакистаном
Сообщалось о возбуждении уголовного дела по статье о нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, но имена его фигурантов так и не были названы. Со своей стороны, руководство завода заявляло, что все работы «проводились согласно технологическому регламенту», то есть, фактически исключалась возможность каких-либо нарушений. Тем не менее, в декабре, с формулировкой «за грубое нарушение своих обязанностей» был уволен заместитель гендиректора по промышленной безопасности, охране труда и спецрежиму Анатолий Сотников.
Мера эта, впрочем, оказалась запоздалой: по данным нижегородских СМИ за год Ростехнадзор выявил на заводе более 70 нарушений. Вот результаты только одной проверки, проведенной в июле 2021 года: не предоставлены сведения о принятии в эксплуатацию мест хранения взрывчатых веществ; отсутствует учет выдачи и возврата взрывчатых материалов; отсутствует организация учета взрывчатых веществ и составов на их основе, а также изделий, их содержащих, каждого наименования раздельно; не обеспечено оформление отпуска взрывчатых веществ, составов на их основе и изделий, их содержащих, с одного места хранения на другое нарядом-накладной и т.д.
Еще не менее 160 нарушений были установлены сотрудниками МЧС. Среди прочего выяснилось, что предприятие не в полном объеме оборудовано пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре. Другими словами, для ноябрьской аварии уже существовали все предпосылки.
Издание «News NN» писало о предшествующей пожару «череде мелких ЧП»:
За гибель людей ответит... «стрелочник»?
Все описанное – итоги прошлогодней работы Юрия Шумского и его команды. Показательно, что предыдущий гендиректор завода, экс-депутат нижегородского Заксобрания Вадим Рыбин, руководивший предприятием на протяжении 11 лет, ушел с занимаемой должности в мае 2020 года, а вскоре был привлечен к административной ответственности и решением суда дисквалифицирован сроком на 1 год. Как выяснилось, он не выполнил предписание Ростехнадзора о прохождении аттестации в области промышленной безопасности.
С именем Рыбина связано другое, еще более масштабное ЧП, произошедшее на заводе в августе 2018 года. Тогда в результате взрыва в цехе по утилизации мин и последующего пожара погибли шесть человек; материальный ущерб, причиненный предприятию, оценивался в 48 млн рублей. Фигурантом уголовного дела о нарушении правил промбезопасности стала начальник участка цеха Людмила Кобзева, вот только с вынесением ей приговора вышла загвоздка: суд дважды возвращал дело в прокуратуру для устранения законодательных нарушений.
Общественность и СМИ высказывали мнение: женщина оказалась банальной «стрелочницей», а на скамье подсудимых должны находиться, в том числе, представители руководящего звена предприятия. В частности, говорилось о том, что за вопросы безопасности при Рыбине отвечал никто иной, как его первый зам Шумский. Сегодня он, в отличие от своего дисквалифицированного предшественника, чувствует себя вполне уверенно.
Без некоторых проблем, правда, не обошлось. В ноябре прошлого года заместитель гендиректора завода Николай Павленко инициировал проверку Генпрокуратуры, в ходе которой назначение Шумского на руководящую должность в мае 2020 года было признано незаконным, так как прошло без проведения соответствующего конкурса. В итоге Минпромторгу не оставалось ничего другого, как утвердить график проведения конкурсных процедур на двенадцати подведомственных стратегических предприятиях.
Вместо работы – «женская чепуха»
Итоги февральского конкурса известны. Что касается конфликта между Шумским и Павленко, то по информации «Коммерсанта», должность последнего дважды пытались сократить, однако заместитель успешно оспорил приказы начальника в судебных инстанция, создав прецедент в трудовых спорах. По словам Павленко, причиной противостояния стала «женская чепуха»: якобы еще в 2019 году, замещая отсутствующего Рыбина и с его ведома, он скорректировал обязанности «знакомой господина Шумского», занимавшей должность заместителя по экономике и финансам. «Знакомая» нажаловалась, вследствие чего «был раздут некрасивый скандал на весь Минпромторг».
Имя «женской чепухи», ставшей причиной конфликта топ-менеджеров, в публикации не называлось. На сайте завода заместителем гендиректора по экономике и финансам указана Любовь Волкова, а вот фамилия Павленко в списке руководства больше не фигурирует
Если бы с такой же последовательностью Шумский заботился обо всех своих подчиненных! Но нет. Примером халатного отношения могут служить результаты многочисленных проверок, о которых шла речь выше. Более того, в беседе с журналистами издания «News NN», работники предприятия утверждали, что руководитель банально банкротит завод, «закрывая производства, которые приносили огромную прибыль».
Проверить, насколько изменились финансовые показатели предприятия невозможно – в открытых источниках они просто-напросто отсутствуют. Тем не менее, в СМИ можно найти информацию о том, что по итогам 2020 года убытки завода превысили 35 млн рублей. Наличие финансовых проблем подтверждается также следующим обстоятельством: в мае прошлого года в Арбитражный суд Нижегородской области поступило заявление зарегистрированного в Татарстане ООО «Тепловозремсервис» о несостоятельности «Завода имени Я.М. Свердлова». Причиной стало наличие мизерной задолженности в размере 1 млн рублей.
Читайте ещё:Западные разведки заподозрили Россию в подготовке поджогов на рейсах в США и Канаду
Чемезов и Григорьев вступают в игру?
Складывается впечатление, что перед Шумским поставлена четкая задача: обеспечить переход «Завода имени Я.М. Свердлова» под контроль «Ростеха». Еще в феврале прошлого года он ссылался на президентский указ о передаче всех казенных предприятий из оперативного управления Минпромторга в ведение госкорпорации и заявлял:
В качестве примера конструктивного сотрудничества гендиректор приводит контракт с АО «НПО «Базальт» стоимостью 1,6 млрд рублей, полученный благодаря «Ростеху» и холдингу «Технодинамика». Последний контролируется Виктором Григорьевым – владельцем и председателем совета директоров «НК Банка», поддерживающим тесные контакты с Сергеем Чемезовым. Ранее холдинг также входил в структуру «Ростеха», но в декабре 2018 года по итогам закрытого аукциона банкир стал владельцем 75% (минус одна акция) «Термодинамики». Стоимость сделки совпала с начальной ценой и составила 13,8 млрд рублей.
С тех пор предприятия госкорпорации одно за другим переходят под контроль банкира. Примерами могут служить «Уральский завод гражданской авиации» («УЗГА»), «Саратовский электроприборостроительный завод (СЭЗ) им.
Орджоникидзе» и др. Показательно, что в прессе Григорьева называют не иначе, как «кошельком» Чемезова и Мантурова. Более того, озвучивается мнение, согласно которому он может консолидировать активы оборонной отрасли в интересах главы «Ростеха».
Пожалуй, это объясняет не только «суету» Шумского, ссылающегося на президентский указ, но также заинтересованность в нем главы Минпромторга. Вот только «Ростех» может стать всего лишь «промежуточным звеном», а конечным выгодоприобретателем окажется владелец «Термодинамики». И большой вопрос: нужен ли будет Виктору Григорьеву управленец с такими сомнительными качествами, какие присущи гендиректору «Завода имени Я.М. Свердлова»?
Ольга Васильева