Предприниматели ХМАО и ЯНАО нацелились на отходы нефтяников. Ущерб природе оценивают в миллиарды
Шламы с содержанием углеводорода будут сжигать в Муравленко
Бизнесмены из Большой Тюмени массово готовятся к внедрению новых технологий по обезвреживанию и переработке нефтесодержащих отходов. Кроме того, уже в 2024 году на Ямале может заработать полигон для пиролиза и утилизации отходов III-IV классов опасности. Инициаторы проекта уверяют, что он будет полностью безопасен для жителей Муравленко, который находится в нескольких километрах от потенциальной площадки. Несмотря на активизировавшихся предпринимателей, эксперты-экологи считают, что ситуация с обезвреживанием отходов в ХМАО и ЯНАО с каждым годом только ухудшается. Сервисные компании предпочитают сливать жидкие отходы в леса и открытую тундру, а пострадавшую от действий нефтяников почву оставляют на местах, лишь прикрывая сверху чистым грунтом. Колоссальные прибыли аккумулируются на счетах подрядчиков нефтегазодобывающих компаний, не использующих на практике свои «новые разработки» по производству из отходов техногенных грунтов. Подобные примеры ежегодно фиксируют независимые экологи. Следствием такой работы в Югре становится выдавливание с рынка прежних фаворитов с ямальскими корнями, которые заходили на многомиллионные контракты «во времена Кобылкина».
Под Муравленко в скором времени может стартовать строительство полигона обезвреживания и утилизации нефтесодержащих отходов. Материалы ОВОС данного проекта для проведения общественных слушаний представило ООО «Стройсервис» (п. Ханымей Пуровского района). Площадка для возведения объекта находится в 3,5 километра к востоку от города. Расстояние от трассы Сургут – Салехард не превышает 900 метров. Ранее данная компания получила этот участок в аренду у мэрии Муравленко.
Планируется, что на данном полигоне будут заниматься обезвреживанием нефтезагрязненных грунтов, буровых шламов и металлосодержащих отходов. Еще в 2021 году Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора выдало «Стройсервису» лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию отходов III-IV классов опасности.
«Утилизация НСО основана на способе термической деструкции (при температуре до 900-1000 градусов Цельсия) углеродсодержащих компонентов сырья после предварительного смешивания исходного сырья с инертными добавками (песок) до 20%-го содержания углеводородов в материале, направляемом на утилизацию. В результате данного процесса получается продукт в виде сыпучего минерального остатка. Производительность установки по исходному сырью составляет от 2 до 6 куб. м/ч», – говорится в проектной документации. Образующийся в процессе пиролиза минеральный остаток планируется использовать как аналог песка для строительных работ или рекультивации.
Руководитель и владелец компании Олег Баран рассказал, что не все отходы будут проходить процесс термической обработки, часть пойдет под утилизацию. «У нас есть постоянные заказчики из нефтегазовой сферы ЯНАО, с которыми заключены долгосрочные контракты. Планируем работать с месторождениями вокруг Муравленко. Сразу же после проведения госэкспертизы рассчитываем приступить к строительству и уже в 2024 году запустить полигон в работу», – подчеркнул собеседник издания. При этом он не стал раскрывать планируемый объем инвестиций, уточнив, что технология сжигания отходов уже была обкатана на Суторминском месторождении.
Ситуация с обезвреживанием и утилизацией отходов нефтедобычи крайне остро стоит для сырьевых регионов, в первую очередь ХМАО и ЯНАО, где часть месторождений просто отрезана от большой земли, и должного контроля за ситуацией не ведется. «Зеленые» неоднократно выявляли свалки с нефтесодержащими отходами, которые наносят колоссальный урон окружающей среде. Порой даже если нефтегазовые гиганты подписывают контракты на утилизацию отходов, их подрядчики ограничиваются лишь номинальными работами, игнорируя техрегламенты. По факту же шламы вывозят на нелегальные свалки, как это произошло в Нижневартовске в пойме реки Вах.
Читайте ещё:Богатейшего депутата думы ХМАО Сердюка уличили в привлечении нелегальных мигрантов на стройки
«Правда УрФО» подробно рассказывала о проблемах с рекультивацией территории, пострадавшей от действий сервисников. За счет снижения стоимости работ подряд от администрации города получил «Эконадзор» Евгения Слюсаря [1]. Подрядчик не стал проводить обязательные работы по извлечению и утилизации опасного грунта [2]. Шламы никто не вывозил, а под присыпанной песком поверхностью находились перемешанные с грунтом отходы в виде «пропитанной парафинами массы с характерным запахом». Контракт в итоге разорвали, и подписали договор с новым подрядчиком. Причем работы планируется провести лишь на маленькой части пострадавшей территории.
«Ситуация с нефтесодержащими отходами не улучшается. Правило здравого смысла: «вкладывайте деньги – не будет штрафов» – не работает. Проверки коммерческих компаний по-прежнему запрещены, должного контроля нет, как следствие, недропользователи игнорируют законодательство. Если их не проверяют, они пользуются шансом экономить деньги, не работать по техрегламентам. В первую очередь экономят на безопасности. Если проверить невозможно, экология страдает. Почему в этих регионах по сей день есть нелегальный рынок по приемке нефтешламов? Потому что компаниям выгоднее заплатить меньше, экономя и на большом транспортном плече, которое придется проделать до лицензированных полигонов. И нелегалы дают документы, что все законно, а что дальше они делают с отходами, никого уже не интересует. А их просто закапывают в земли. Цифры ущерба природе дикие, речь идет о миллиардах рублей», – считает руководитель общественной организации «Зеленый фронт» Сергей Виноградов.
Стоит отметить, в последнее время появляется все больше желающих зайти на рынок услуг по обезвреживанию буровых и нефтяных шламов. Так, в настоящее время депутат областной думы ХМАО-Югры Михаил Сердюк и принадлежащее ему предприятие ООО «Биошлам» готовятся запустить в работу технологию «Обезвреживание и утилизация буровых отходов с получением смеси грунто-шламовой». Примечательно, что у компании нет лицензий, необходимых для работы с отходами III-IV классов опасности. А основной сферой интересов депутата-бизнесмена до последнего времени являлось строительство [3]. Эксперты общественной организации «Экологическая безопасность Югры» в настоящее время делают анализ технологии, предложенной Сердюком. В скором времени экологи обнародуют замечания, которые у них возникли к данной разработке.
«Работа с отходами нефтяников – это очень прибыльная ниша, которая полностью сегодня не занята. Соответственно, претенденты начали придумывать новые технологии, пытаться получить лицензию. Сердюк, когда технологию сделает и лицензию возьмет, сможет при желании, по сути, ничего не делая, получать деньги. Таких примеров не мало. Еще когда Кобылкин (экс-губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. – Прим. ред.) был главой Минприроды РФ, в Югру завели несколько ямальских компаний, в том числе «Газхолодмаш», который имел и лицензию, и технологию, хотя к этой технологии есть резонные вопросы. Мы обследовали территорию, брали пробы. На их площадках по факту ничего не перерабатывали, загрязнения как были, так и оставались после их работы», – обрисовал ситуацию глава «Экобезопасности Югры» Анатолий Криста.
Компания «Газхолодмаш» занималась рекультивацией шламовых амбаров «РН-Юганскнефтегаз», а также отвечала за утилизацию отходов бурения компании. После обращений общественников специалисты Росприроднадзора зафиксировали многочисленные факты нарушений, причем к ответственности привлекали не только подрядчика, но и заказчика работ.
«Уже есть решения судов, по которым доказан ущерб в районе 100 млн рублей. «Юганскнефтегазу» это, естественно, не понравилось. От услуг подрядчика отказались. Теперь вот новые претенденты появляются. А если в целом говорить об ущербе окружающей среде, который ежегодно наносят буровыми и нефтесодержащими отходами, речь идет не об одном десятке миллиардов», – подчеркнул Анатолий Криста.
Стоит отметить, некоторые нефтегазовые компании начали самостоятельно заниматься разработкой и утверждением технологий обращения с нефтесодержащими отходами. ООО «Дарвин-Сервис» представило проект оценки воздействия на окружающую среду «Регламента по изготовлению грунта техногенного на основе отходов нефтедобывающей отрасли производства». Обсуждение новой технологии будет проводиться в Мегионе, но какая именно компания будет ее использовать для работы, оперативно уточнить не удалось. Известно лишь, что недропользователь планирует применять ее для природовосстановительных работ на территории нефтегазовых месторождений в Нижневартовском, Сургутском и Нефтеюганском районах ХМАО-Югры.