"Из Литвы в Крым, вопреки санкциям ЕС…"
Как европейские компании способствовали прекращению энергоблокады Крымского полуострова
После возвращения Крыма и введения экономических санкций, российское руководство поставило своей задачей электрификацию полуострова. С этой целью, в обход санкционной политики, осуществлялись поставки западного оборудования, что приводило к громким международным скандалам. Известно, например, о претензиях, предъявляемых германским концерном «Siemens» деловым партнерам из госкорпорации «Ростех» и связанных с ними судебных разбирательствах. Также для организации поставок фильтрационного оборудования для крымских ТЭС, в Литве была создана компания «RUN Engineering», учредителем которой выступало российское ООО «Воронеж-Аква», подконтрольное известному бизнесмену Андрею Котенко. Позже в число владельцев «RUN Engineering» вошли офшорные структуры, принадлежащие Марине Кармышевой - бизнес-леди, связанной с владельцем группы «Регион» Сергеем Судариковым, входящим в близкое окружение главы «Роснефти» Игоря Сечина. Параллельно в Чехии был установлен российский контроль над компанией «Lavimont Brno». Оба предприятия, в обход западных санкций, осуществляли поставки в Россию так называемого «оборудования двойного назначения», которое устанавливалось, в том числе, на заработавших в 2018-2019 гг. новых крымских электростанциях.
«Siemens», «Ростех» и электрификация Крыма
После воссоединения Крыма, власти РФ столкнулись с проблемой водоснабжения и электрификации полуострова. Тем не менее, вопрос удалось успешно решить: уже в октябре 2018 года были запущены первые блоки двух новых электростанций - «Таврической» в Симферополе и «Балаклавской» в Севастополе. Об этом событии российские СМИ писали не иначе, как об окончании энергоблокады региона.
Уже в марте 2019-го Владимир Путин лично участвовал в запуске указанных ТЭС на полную мощность, приуроченном к пятилетию вхождения Крыма в состав России. «Сегодня общий объем энергопотребления в Крыму составляет где-то 1000-1100 мегаватт. С учетом ввода новых объектов общий энергетический ресурс Крыма и Севастополя составит порядка 2070 мегаватт. Таких объемов будет достаточно не только для покрытия собственных потребностей, с учетом планов развития Крымского полуострова, но и, при необходимости, для передачи в соседние регионы страны», - констатировал глава государства.
Строительство ТЭС, осуществлявшееся Внешнеэкономическим объединением «Технопромэкспорт», подконтрольным госкорпорации «Ростех», сопровождалось громким скандалом с покупкой четырех газовых турбин у немецкого концерна «Siemens». В июле 2017 года западные СМИ сообщили об имевших место поставках оборудования в Крым в обход экономических санкций, в связи с чем, производитель заявил о введении его в заблуждение: якобы изначально газотурбинные установки закупались для одного из проектов, реализуемых на территории Краснодарского края.
Имели место даже судебные разбирательства: представители «Siemens» обратились в московский арбитраж с иском о признании недействительными договоров поставки и возвращении оборудования в связи с нарушением договорных обязательств. Российская Фемида, ожидаемо, в удовлетворении исковых требований германской стороны отказала.
Летом 2017 года немецкий концерн объявил о приостановке сотрудничества с Россией, начале расторжения лицензионных соглашений с российскими партнерами и выходе из СП со структурами «Ростеха». Но бизнес есть бизнес, и уже в следующем году «Siemens» осуществил поставку двух газовых турбин для Грозненской ТЭС. Как мы можем убедиться, когда речь идет о финансах, вопрос «чей Крым?» вполне может оказаться второстепенным.
Читайте ещё:Палата представителей США одобрила законопроект о санкциях против Международного уголовного суда
Крымские контракты «Воронеж-Аква»
Между тем, появляются публикации, из которых следует: «Siemens» оказался не единственной иностранной компанией, осуществлявшей поставки оборудования для крымских электростанций в обход санкций. В частности, на сайте антикоррупционного проекта «Scanner Project» было опубликовано расследование об в экспорте в Крым оборудования несколькими европейскими фирмами.
С западными поставщиками оказалась связана до сих пор малоизвестная российская компания «Воронеж-Аква», выступавшая одним из подрядчиков строительства крымских ТЭС: еще в 2016 году с ней был заключен договор на строительство вспомогательных зданий и сооружений, стоимостью более 2,5 млрд рублей. В общей же сложности «Scanner Project» оценивает объем госконтрактов компании в 5,7 миллиарда.
Через своего соучредителя ООО «Группа «Воронеж-Аква» предприятие контролирует бизнесмен Андрей Котенко, - один из создателей группы «Нитол», владевшей заводом «Усольехимпром», в 2017 году признанным банкротом. Во время работ в Крыму «Воронеж-Аква» отвечала, в том числе, за оборудование для водоподготовки, очистки сточных вод и внутренние трубопроводы.
В расследовании подчеркивается, что значительная часть оборудования, которое компания монтирует на своих объектах, проектируется и производится в Европе. В частности, производственная база компании расположена на заводе в литовском Каунасе. Поставки в Россию осуществляются двумя предприятиями - литовским «RUN Engineering» и чешским «Lavimont Brno».
«Офшорная» бизнес-леди Марина Кармышева
Компания «RUN Engineering» была официально учреждена в 2014 году сотрудницей «Воронеж-Аква» Алией Алиакбяровой, гендиректором стал гражданин Литвы Повилас Мядякша. В течение следующих нескольких лет собственники актива менялись: сначала в их число вошел кипрский офшор «RLA Aviation LTD», а в 2019 году единственным владельцем компании стала фирма «Nestan Ltd», также «прописанная» на Кипре.
Владельцем офшоров СМИ называют гражданку Кипра Марину Кармышеву, связанную с российским бизнесменом Сергеем Судариковым и принадлежащей ему группой «Регион». В частности, в 2009-2016 гг. она руководила входящей в структуру группы кипрской «Region Group». Сообщалось также, что 100% ООО «Группа «Воронеж-Аква» находятся в залоге у ГК «Регион».
Сергей Судариков, в свою очередь, считается человеком, близким к Игорю Сечину: одним из совместных проектов «Региона» и «Роснефти», в частности, стал сервис электронных платежей «Элекснет». Как писал «Коммерсант», в 2017 году в число совладельцев сервиса входил принадлежащий Кармышевой офшор «RLA Aviation LTD». Затем ее пакет перешел в собственность НПФ «Эволюция», вошедшего в структуру концерна «Россиум», совладельцем которого является Судариков.
Кармышева также являлась бенефициаром трейдера «QHG Trading», в 2017 году ставшего официальным поставщиком «Роснефти», с которым был заключен пятилетний контракт. Собственник актива сменился после того, как его предыдущий владелец бизнесмен Сергей Невский в ноябре 2020 года был арестован: ему инкриминировалась дача взяток топ-менеджеру ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Ольге Филипповой.
Читайте ещё:Кремль рассматривает объединение с Беларусью для укрепления отношений
«Forbes» включил «QHG Trading» в десятку крупнейших покупателей российской нефти по итогам 2019 года. В минувшем январе стало известно, что собственником трейдера, «RLA Aviation» и ряда других компаний стал мальтийский офшор «RLA Group».
«Я видел ее пару раз в жизни и абсолютно не знаю. Я рядовой сотрудник и не обязан знать. Я не представляю, что она за человек», - так ответил на вопрос журналистов о возможном знакомстве с загадочной Мариной Кармышевой Повилас Мядякша.
Российский контроль над «Lavimont Brno»
Итак, по информации «Scanner Project», владельцы «Воронеж-Аква» зарегистрировали в Литве, в свободной экономической зоне Каунаса, компанию «RUN Engineering», специализирующуюся на выпуске оборудования для фильтрации воды, использующегося, кроме того, в российской ядерной энергетике.
Вторым предприятием-производителем стала чешская компания «Lavimont Brno», владельцев которой до марта 2016 года являлся бизнесмен Мирослав Вимр, известный как спонсор Чешской Социал-демократической партии. В 2015 году в совет директоров «Lavimont Brno» вошли Повилас Мядякша (руководитель «RUN Engineering») и российский бизнесмен Дмитрий Котенко - брат Андрея Котенко и председатель Совета директоров «Воронеж-Аква».
В течение двух лет литовская «RUN Engineering» постепенно выкупала акции у Мирослава Вимра и в 2017-м стала 100%-м владельцем чешской компании. А в 2016-м вице-президент компании «Rusatom Overseas» Леош Томичек рассказал, что «Lavimont Brno» поставляет трубопроводы для Белорусской атомной станции, возводимой недалеко от города Островец. Напомним: генподрядчиком строительства стала российская компания «Атомстройэкспорт», входящая в структуру «Росатома». В то же время, в правительстве Литвы БелАЭС называют не иначе, как «угрозой национальной безопасности».
После установления контроля над «Lavimont Brno», предприятие возглавил гражданин Франции с чисто русскими именем и фамилией Вадим Зайцев. Как пишет «Scanner Project», официально ему принадлежит 50% акций чешского производителя.
Последний аккорд «RUN Engineering»
Что касается «RUN Engineering», то у нее все-таки начались проблемы. Летом 2018 года в центре внимания чиновников оказалась попытка вывезти из Литвы две установки для ультрафильтрации, относящиеся к так называемому «оборудованию двойного назначения». Учитывая, что товары такого рода могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях, на их экспорт требуется особая лицензия. В Литве она выдается Комиссией по вопросам выдачи лицензий на стратегические товары подведомственной Министерству экономики и инноваций.
В итоге компания лишилась экспортной лицензии по причине опасений, что установки могут быть отправлены в Крым. Несмотря на это, «RUN Engineering» продолжило поставки в Россию, причем при заполнении документов указывала, что предоставление лицензии на товары двойного назначения не является обязательным. Следствием стало задержание на таможне продукции, запрещенной к экспорту.
По информации «Scanner Project», с декабря 2018 года компания отправляла в Россию водофильтрующее и водоподготовительное оборудование в общей сложности 59 раз. Громким скандалом обернулась попытка вывезти фильтры с мембранами dizzler для установок Run Aqua-UF, производителем которых было указано германское предприятие «Inge GMBH». Ультрафильтрационное оборудование с логотипом этого производителя было установлено на крымских ТЭС, что оказалось зафиксировано в видеоролике, снятом «Воронеж-Аква».
В «RUN Engineering» отрицают факты поставки товаров двойного назначения в Россию после отзыва лицензии, а сам отзыв считают политически мотивированным. Практически одновременно, в декабре 2018 года, экспорт оборудования «Lavimont Brno» также прекратился. Произошло это вскоре после запуска первых блоков новых электростанций в Крыму.
На момент публикации расследования «Scanner Project», номера телефонов чешской компании были отключены, а по адресу регистрации она не располагалась. По словам бывшего владельца Мирослава Вимра, предприятие не работает. «Возможно, они перенесли свой бизнес в Украину, Литву или Россию. Я не знаю. Сейчас они трудоустраивают людей в других местах. Скорее всего, они просто сохранили чешский адрес. Когда они увидели, что вести бизнес в Чехии невозможно, они обанкротились или покинули чешский рынок», - прокомментировал ситуацию Вимр журналистам «Радио Свобода» (признано иностранным агентом на территории РФ).
Итак, мавр сделал свое дело. После того, как ТЭС в Крыму заработали в полную силу, дальнейшая надобность в чешском партнере отпала. Бесполезным становится и литовское подразделение российской компании «Воронеж-Аква». Каждый участник сыграл роль, отведенную ему в сложном политико-экономическом сценарии.
Игорь Бабин