Японские трубы и угольные разломы для Лимаренко
Валерий Лимаренко не смог справиться с экологическим бедствием на Сахалине, который устроили угольные компании Олега Мисевры.
Как сообщает корреспондент УтроNews, на Сахалине люди остаются без питьевой воды из-за властей, не сумевших устранить последствия обрушения угольного отвала «Солнцевского угольного разреза» в июле этого года. Несколько дней жители населенных пунктов Углегорск и Холмск мучаются без питьевой воды. Скандал на Сахалине развивается на фоне визита Президента на Дальний Восток и проведения Восточного экономического форума.
ООО «Солнцевский угольный разрез» разрабатывает участки «Южный-1» и «Южный-2» Солнцевского угольного месторождения в Углегорском районе Сахалина. С 2013 года предприятие входит в состав группы ООО «Восточная горнорудная компания», бенефициаром которой является приближенный к губернатору Валерию Лимаренко бизнесмен Олег Мисевра.
Сухой закон
Жители Углегорска остались без воды накануне 1 сентября, когда тысячи детей готовились к началу учебного года. Коммунальные службы заявляли, что воду отключат только 1 сентября, ближе к полуночи, пишут «Углегорские новости». Однако без предупреждения людей оставили без воды накануне дня знаний, создав массу проблем и спровоцировав социальную напряженность в регионе накануне масштабного межгосударственного форума на Дальнем Востоке.
По официальной версии, внеплановое отключение связано с аварией на фильтровальной станции. Однако углегорцы называют другую причину. Дело в том, что для нужд населения Углегорска и соседнего селения Ольховка воду берут из реки Углегорки, которая была загрязнена после ЧП, когда 10 июля на реке рухнули угольные отвалы «Солнцевского угольного разреза», перекрыли русло реки Жёлтой и впали в Углегорку.
На проблему обращали внимание экологи и раньше. По их мнению, все отвалы «Солнцевского угольного разреза» изначально устроены неправильно: не укреплены, со слишком узкими ступенями, внизу не было отстойников. Все это провоцировало ситуацию, когда дожди размывали вскрышу — и она попадала в реку Жёлтую, а уже оттуда — в Углегорку.
Очередной инцидент произошел в июле. Тогда же, вслед за обрушением отвала возникла угроза подтопления и местные жители обращались в СМИ с жалобами. В ответ власти заявили, что сошедшие породы нестабильны, возможно смещение. Комиссия вынесла распоряжение руководству «Солнцевского угольного разреза» ограничить доступ населения к месту схода породы в целях исключения угрозы для жизни и здоровья людей, организовать ежедневный мониторинг состояния отвала в месте обрушения и предоставить план по устранению последствий.
Однако спустя сутки – новое ЧП – сход вскрышных пород произошел в трех километрах от бывшего поселка Прудного. Уже тогда эксперты забили тревогу, пояснив, что несмотря на прокопанное для реки русло, сошедшие в долину миллионы кубометров аргиллита с началом сезона дождей начнет активно смывать в Жёлтую и попадет в Углегорку.
В конце концов людей лишили воды в ночь с 31 августа на 1 сентября, не организовав ее подвоз. Нехватку воды ощущают в эти дни и жители города Холмска с 29 августа, сообщает Sakhalin.info.
Углегорцы стоял в очереди за водой у родника
В администрации Холмска, временный перебой подачи воды был связан с проведением технических работ на насосной. Однако ситуацией уже занялась городская прокуратура.
Угрозы журналистам
Инцидент с угледобывающей компанией, нанесший вред экологии и здоровью людей, стоил губернатору Сахалинской области Валерий Лимаренко серьезного удара по репутации.
Читайте ещё:Карасёв объяснил свои слова об Алиеве «испанским контекстом»
При этом на региональных журналистов виновники инцидента устроили настоящую травлю. Под давлением руководства «Восточной горнорудной компании» (ВГК) был уволен главный редактор «Углегорских новостей», показавших видеосюжет о произошедшем. Были обесточены редакция и типография, а Зинаида Макарова — главный редактор и глава МАУ «Издательский дом» — была уволена с нарушением трудовых прав.
В ответ общественность ответила петицией, в которой требует отставки мэра Сергея Дорощука. Об этом сообщал «Регнум».
Более того, выяснилось, что в марте 2021 года на церемонии ввода в эксплуатацию очистных сооружений на «Солнцевском угольном разрезе» Лимаренко пафосно заявлял, что видит «прекрасный пример того, как можно сочетать развитие производства с бережным отношением к окружающей среде». спустя полгода на том же разрезе произошло ЧП, после которого пришлось вводить режим повышенной готовности.
Лимаренко закрывал глаза на критику в адрес компании, а люди многократной обращались к региональным властям жителей о нарушении экологии района и недоверие к местной власти.
Валерий Лимаренко
Претензии к ООО «Солнцевский угольный разрез» в разные годы были и у надзорных органов.
В 2018 году Ростехнадзор выявил на «Солнцевском угольном разрезе» нарушения «обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов». Как выяснилось, в нарушение проектных документов производилась отсыпка вскрышных пород на расстоянии 200 метров от границы внутреннего отвала «Северный», а на другом участке было «не исключено попадание неочищенных вод во внешний водоток» и так далее. В итоге юрлицо и два должностных лица были привлечены к административной ответственности, писал «Регнум».
Японский бог
В последний раз систему водоснабжения в Углегорском районе реконструировали в 1974 году, пишет Sakhalin.info.
Водопроводные трубы на Сахалине не менялись со времен японского присутствия на острове. Деревянные трубы водоснабжения, уложенные в землю еще японской администрацией Тойохары, откопали строители в Южно-Сахалинске. В Южно-Сахалинске, большая часть водопровода – деревянная, построенная японцами в период оккупации. Якобы при отступлении в 1945 году японцы забрали с собой всю документацию и якобы заменить деревянный водопровод невозможно, сообщал «Регнум».
Система водоснабжения Сахалина трещит по швам. Потери воды составляют, по данным регионального министерства ЖКХ, до 50%. Водопроводные сети на Сахалине изношены, только по официальным данным, на 40%. В год власти успевают заменить от 1% до 1,5%.
В Южно-Сахалинске, только по официальным данным, насчитывается около 700 километров сетей водоснабжения и водоотведени, пишет Sakhalin.info.
Спаянные одной цепью
Между тем губернатор области Валерий Лимаренко явно благоволит «Восточной горнорудной компании», за которой стоит Олег Мисевра.
Напомним, что компания была создана в ноябре 2011 года решением учредителей — компании KLOMATINO INVESTMENTS LTD и ООО «Управляющая компания «Сахалинуголь». Основной владелец актива с долей 99% — кипрская фирма «Алтрасо венчурз ЛТД», к бенефициарам которой мы ещё вернёмся. Также 0,55% напрямую принадлежит бизнесмену Олегу Мисевре, и 0,45% — кипрской фирме «Ист холдинг ЛТД». Мисевра и кипрская компания в ЕГРЮЛ указаны владельцами с июля 2020 года.
Олег Мисевра
Как сообщает «Регнум», ВГК управляет и владеет 12 активами на Сахалине, в Магаданской области и в Москве. Среди компаний — московская «Технология финансов», магаданская «Северо-Восточная угольная компания», сахалинские ООО «Солнцевский угольный разрез», «Угольный морской порт Шахтерск», «ВГК Перевозчик», «ВГК АЗС» и другие активы.
Бенефициарными владельцами компании через цепочку владения «Алтрасо венчурз ЛТД» и «Лаццио коммерс Инк» являются Олег Мисевра и также кипрская фирма «ИСТ Холдинг Лтд». Партнеру Мисевры Александру Несису принадлежит 50% акций компании Investment Construction Technology (ICT) Group Ltd, а та в свою очередь владеет 100% акций компании «ИСТ Холдинг Лтд» (ICT Holding Ltd).
Выходит, что теневые владельцы «Восточной Горнорудной Компании» через кипрские «прослойки» — это Олег Мисевра и Александр Несис.
Губернатор провинции
Между тем, губернатора Валерия Лимаренко в регионе нельзя назвать стабильными. Его негласно считают человеком Сергея Кириенко и ставленником «Росатома», в котором Лимаркнео ранее работал руководителем АО «Инжиниринговая компания АСЭ». На островах проекты «Росатома» действительно стали активно продвигаться. Однако успехи Лимаренко в социально-экономической сфере пока слабые. Учитывая, что регион не обеспечен не только экологически чистой питьевой водой, у людей нет, элементарно, газового отопления.
По официальным данным, на 1 января 2020 года Дальний Восток газифицирован всего на 12 %. В ходе недавнего визита в регион главы кабмина Михаила Мишустина Лимаренко пообещал к 2025 «на 100% обеспечить газом регион», цитирует слова губернатора сайт Правительства России.
Однако вероятен риск того, что Лимаренко не удастся сдержать слово, поскольку перед «Газпромом» до 2026 года стоит задача газифицировать 84 % населения Сахалинской области, но разработка Южно-Киринского месторождения на шельфе острова Сахалин откладывается, что выбивает из колеи проект магистрального газопровода (МГП) «Сила Сибири-3».
Наследство Кожемяко
Провалы работы региональной власти в сфере ЖКХ очевидны, и достались Лимаренко еще от предыдущего губернатора Олега Кожемяко, ныне главы Приморского края. Внутриполитические конфликты и коррупционные скандалы в правительстве края, а также колоссальные прибыли семьи губернатора подтачивают под Олега Кожемяко кресло. Семейство прирастает капиталам, пока жители региона вынуждены пить воду с привкусом технологий эпохи Карафуто.
В 2018 году сын губернатора Никита Кожемяко стал владельцем рыбодобывающей компании ООО «Залив» после того, как была выделена из ПАО «Преображенская база тралового флота». До 2017 года предприятие находилось под контролем Олега Кожемяко и его семьи.
Год спустя ОАО «ПБТФ» продали рыболовецкому холдингу «Гидрострой». ПАО «ПБТФ» сменило собственника в июле 2018 года. ЗАО «Остров Сахалин» (входит в ГК «Гидрострой») из Южно-Сахалинска, приобрело 96,38% акционерного капитала компании. По данным «ПримаМедиа», среди продавцов акций значился и сын губернатора Приморья Никита Кожемяко, раньше являвшийся заместителем гендиректора «ПБТФ». Структура «ПБТФ» изменилась при смене собственников: из нее выделили ООО «Залив», стопроцентным владельцем которой и стал Кожемяко-младший.
Это не единственный пример непотизма Кожемяко.
В ходе очередного Восточного экономического форума в Приморье, Кожемяко-младший подписал соглашение с администрацией края о строительстве тепличного комплекса стоимостью 3 млрд рублей. Впрочем, дела Никиты Кожемяко действительно процветают.
Интересно, какие личные преференции намерены реализовать Лимаренко и Кожемяко в ходе нынешнего Восточного экономического форума и знает ли руководство страны о том бедствии в котором оказываются жители Дальнего Востока по вине региональных властей?
А пока Лимаренко решил развить туризм и зазывает россиян посещать Сахалин и Курилы, полпред Президента в ЮФО Юрий Трутнев предлагает создать на Курильских островах «офшорную зону».
Григорий Дудник