Пришло время действовать без Усса
Александр Викторович Усс, став сенатором, очевидно приобрел немного свободного времени и занялся публицистикой.
Недавно он написал статью в журнал «Эксперт» о будущем Сибири: «Сибирь: российский старт в будущее».
Статью я прочитал и должен сказать, что мой старый оппонент не подвел. Статья получилась одновременно изумительной и удручающей.
Начал он с того, что в свете современной обстановки опора на Сибирь приобретает особое значение и под углом безопасности, да и возможности Сибири очевидны. И вот в начале, буквально в третьем абзаце он делает высказывание истинно феноменальное: «Все эти очевидные возможности, к сожалению, до сих пор не повлекли за собой адекватной управленческой реакции».
Это заявление настолько сногсшибательное, что побудило меня заняться занимательной арифметикой. Припомнив, что Усс стал править Красноярским краем еще в те времена, когда я в школе учился, я решил подсчитать, сколько у него было времени на адекватную управленческую реакцию. Итак, Усс стал заместителем губернатора Красноярского края 30 августа 1995 года. До 8 сентября 2023 года прошло 28 лет и 9 дней или 7299 рабочих дней. Усс был председателем Законодательного собрания Красноярского края с 9 января 1998 года по 29 сентября 2017 года — 19 лет, 8 месяцев и 20 дней или 5145 рабочих дней. Губернатором Красноярского края Усс был с 29 сентября 2017 года по 20 апреля 2023 года — 5 лет, 6 месяцев и 22 дня или 1370 рабочих дней. Всего у руля региона он был 27 лет 6 месяцев и 21 день или 7109 рабочих дней.
Да нечто ему не хватило 7109 рабочих дней для адекватной управленческой реакции?!
По справедливости и честности Усс должен был начать с себя и сказать, что управлял он краем почти три десятка лет — большой срок — но в реализации очевидных возможностей Сибири в целом и Красноярского края в частности мало что сделал. «Однако используемый при этом подходи итоговые предложения пока не внушают особого оптимизма», - заключил Усс. Только эти слова в полной мере относятся к его собственной бурной, но малорезультативной деятельности.
Усс писал о том, что нужен вдохновляющий, но реалистичный образ сибирского будущего и решительные, по-настоящему революционные управленческие шаги. Только за 7109 рабочих дней можно было выработать этот самый образ сибирского будущего и необходимые управленческие шаги во всех деталях. Ему подчинялись сотни сотрудников, он мог пригласить кого угодно за баснословные гонорары. Но ничего этого сделано не было и теперь Усс это признает печатно и публично. Да уж, удручающее положение!
В своей статье Усс предлагает в качестве средства развития Сибири «...решающий вклад сырьевых компаний в диверсификацию экономики в стратегически важных сегментах...». Идея не новая, об этом говорилось и двадцать лет назад. Только вот в этой идее выразилось полное непонимание ее адептов основ развития крупной экономики. Во-первых, если, к примеру, я понимаю, как делать бизнес на нефти, газе, угле или цветных металлах, то я не стану вкладывать большие средства в отрасли, мне совершенно незнакомые, вроде машиностроения или электроники. У сырьевых отраслей есть, конечно, своя обширная периферия, вроде нефтегазового машиностроения для добычи нефти и газа. Но этими отраслями занимаются люди, понимающие в вопросе, и инвестиции в эти смежные отрасли нацелены на укрепление профильного бизнеса. С этой точки зрения, ожидать, что сырьевики будут тратить средства на развитие всего подряд, не относящегося к их профилю — это большая наивность.
Во-вторых, в советской экономике развитием народного хозяйства профильные министерства, такие как Министерство нефтедобывающей промышленности или Министерство угольной промышленности, не занимались. У них были свои задачи. Развитием экономики в целом занимался Госплан СССР, который определял цели, вырабатывал планы, ставил задачи, проектировал выделение средств на капитальные вложения. Директивы Госплану давал Центральный комитет КПСС, исходя из своей политики. К тому же, в советской системе всю прибыль госпредприятия сдавали в госбюджет, и государство распоряжалось всем, что промышленность заработала. В капиталистической экономике — только налоги, дивиденды, ну еще компании могут вложить во что-то такое, в чем они понимают как сделать прибыль. Усс может сколько угодно ругать либеральную экономику, однако это реальность наших дней, а призвать вернуться к советскому плановому хозяйству, думаю, он не решится.
Так что призывы Усса озадачить развитием Сибири сырьевые компании оказываются, в сущности, беспредметными. Он почти три десятка лет этим занимался и результат, по его же словам «не внушает особого оптимизма». Почти тридцать лет его правления — это, на мой взгляд, потерянное для Красноярского края и Сибири время.
В своей статье Усс предлагает создать корпорацию развития Сибири. Это и понятно. Видимо, он намеревается ее возглавить, чтобы и тут порулить. Только вот назначить его руководителем этой структуры явно будет большой ошибкой, поскольку опыт его руководства Красноярским краем наглядно показывает, что его способности к организации экономического развития Сибири определенно недостаточны, если не сказать круче. Надо поискать другого организатора и другие, намного более продуктивные умы, способные выработать план развития Сибири.
В сущности, Усс своей статьей разоблачил сам себя как негодного управленца. Он этого не понимает. Если бы понимал, то признал бы, что не справился, и заявил бы, что отходит в сторону. «Пришло время действовать!» - призывает Усс. Ну да, пришло. Только без Усса. Ему следует отправиться на пенсию.
Михаил Романовский