Сергей Питиков бомбит Украину ради шведского домика дочери
Российские производители ракет не попали под санкции и до сих пор получают оборудование и компоненты из Европы. Дочь главы АО «НПК «КБМ» Сергея Питикова приобрела дом в Швеции за полмиллиона долларов.
После начала полномасштабного вторжения большинство российских оборонных производств попало под западные санкции, но подрядчики предприятий, выпускающих «Кинжал» — самую опасную из управляемых российских ракет, применяемых в войне с Украиной, — до сих пор избегают европейских санкций, что позволяет им как ни в чем не бывало импортировать необходимые для работы товары напрямую из разных стран ЕС. При этом семья директора «Конструкторского бюро машиностроения», производящего «Кинжалы», обосновалась в Европе.
Во время войны «Ростех» нарастил производство «Кинжалов». Это сверхзвуковая ракета, созданная на основе «Искандера», сбить ее сложнее, чем другие управляемые ракеты (так, во всяком случае, заявляют производители). Один «Кинжал» обходится российскому бюджету в $10 млн (примерно 50 тысяч средних российских пенсий).
И «Искандеры», и «Кинжалы» производит корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (АО «НПК «КБМ») из Коломны. Она входит в холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех». Возглавляет КБМ Сергей Питиков. Ему 64 года, почти всю жизнь он работал на бюро, еще с советских времен.
После того как продукция, разработанная его бюро, стала убивать тысячи мирных жителей Украины, Питиков не уволился. Вероятно, смириться с этими событиями ему помогла неплохая зарплата — более 30 млн рублей в год. (У обычных сотрудников предприятия зарплаты в десятки раз меньше: так, монтажнику предлагают от 50 тысяч в месяц до вычета налогов, слесарю-сборщику — от 60 тысяч, а оператору станков — от 70 тысяч.)
Как выяснил The Insider, дочь и внуки главного российского производителя ракет живут в Швеции, сейчас вступающей в НАТО. В 2021 году Майя Питикова даже купила дом в маленьком городке Рюдсгорд недалеко от Мальмё за примерно полмиллиона евро. Согласно шведским реестрам (в Швеции доходы всех жителей публичны) суммарный годовой доход ее и ее партнера относительно скромен - около 80 тысяч евро в год. Без помощи родных, кредита или накоплений за предыдущие годы, позволить себе такую недвижимость вряд ли можно. К тому же в прошлом году Майя приобрела еще и автомобиль Tesla Model 3 Standard Range Plus стоимостью, сопоставимой с ее годовым доходом.
В разговоре с The Insider Майя Питикова заявила, что «путинский режим ведет преступную, кровавую, бессмысленную войну», но от дальнейших комментариев отказалась: «Я не готова участвовать в разговоре, который изначально направлен против моего отца».
На Западе у Сергея Питикова не только семья, но и поставщики: из-за границы подрядчики производителя «Кинжалов» получают необходимые для производства компоненты. The Insider уже писал про американские микросхемы от Texas Instruments, Analog Devices и Altera, которые используются в «Кинжалах». Теперь выяснилось, что московское ООО «ЕТС Электроникс», созданное в 2021 году, ввозит микросхемы этих производителей через китайскую компанию ETC Electronics Limited.
Формальный учредитель «ЕТС Электроникс» — 38-летняя Екатерина Кулаковская. Как установил The Insider, это сотрудница подразделения «Микрона», принадлежащего «Ростеху». Фирма «ЕТС Электроникс» во время войны участвовала в форуме «Армия-2022», получив диплом от министра обороны Сергея Шойгу. Но под санкции Евросоюза пока не попала.
Завозят нужные для производства «Кинжалов» товары и из Европы. Так, согласно сайту госзакупок, камеры тепла и холода производства «Espec» НПК «КБМ» получает от московского ООО «Остек-Тест». Эта фирма даже во время войны, как показывают данные ImportGenius, продолжила импортировать оборудование Espec из Польши. Отправителем выступала компания Intertrans Sp. z o.o. из города Седльце (польские власти уже обратили на нее внимание).
Особенно много поставок идет из Германии. Так, токарные станки НПК «КБМ» поставляло ООО «KEB-Рус». Это партнер немецкой компании KEB, авторизованный поставщик компонентов и разработчик систем управления для технологических процессов и оборудования на их основе. Во время войны «KEB-Рус» импортирует, к примеру, кабели из Германии.
Поставщик НПК «КБМ» ружейных сверл и других инструментов производителя Sandvik — ООО «Мир станочника». А получает продукцию Sandvik этот российский оборонный подрядчик от IR-Logistik GMBH из Берлина. К примеру, в январе этого года была осуществлена поставка сменных рабочих инструментов.
Разработчиком «мозгов» для «Кинжалов» называют также входящий в «Ростех» НИИЭП (Научно-исследовательский институт электронных приборов). Его подрядчик — АО «Радиант-ЭК», которое поставляло интегральные микросхемы и напрямую НПК «КБМ». «Радиант-ЭК» продолжает импорт во время войны: импортирует из Германии катушки и ленты для защитной упаковки электронных компонентов (отправитель — Advantek Gmbh).
Засветились в поставках и другие страны Европы. Так, например, еще одна российская фирма, которая отметилась на госконтрактах и у НИИЭП, и у НПК «КБМ», — ООО «Сонатек». Она предлагает «современное измерительное и металлообрабатывающее оборудование от ведущих мировых производителей». Европейские торговые контрагенты «Сонатека» — UAB Breitto (Литва), Baltic Shipping Agency LTD Sp. z o.o. (Польша), UAB „CUST LT“ (Литва), Hermis Ekspo SIA (Латвия), Groupe D’Investissement Financier SA (Бельгия), Aberlink Ltd (Великобритания) и др.