Взятка обратно
Подполковник юстиции и бывший старший следователь по особо важным делам Светлана Михайлова, дважды приговоренная районным судом за взятку, снова стала участником судебного разбирательства.
Мигрантский след
Дело Светланы Михайловой, следователя по особо важным делам 3 отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД РФ по СПб и Ло так бы и осталось одним из рядовых дел по обвинению сотрудников силовых структур в коррупционном преступлении, если бы не вскрывшееся позже скандальное уголовное дело в отношении депутата МО «Колпино» Виктора Данишевского. На сегодняшний день дело по его обвинению еще не передано в суд. В конце ноября суд продлил арест экс-депутату до весны.
В деле Данишевского, как мы уже писали фигурировала некая Людмила Андреева. Она руководила фирмой бизнесмена ООО «Консалтспб» в 2018-2019 годах. В 2019 году ее изобличили ее в организации незаконной миграции полицией и привлекли к уголовной ответственности. В том году, Михайлова по информации этнического отдела угрозыска как раз возбудила уголовное дело в отношении неустановленных лиц, причастных к организации незаконной миграции. Чуть позже была создана следственная бригада, в которую вошли 15 следователей, включая и саму Михайлову. Андреева была задержана, поскольку помогала мигрантам оформлять документы. Она начала сотрудничать со следствием, и поэтому ей избрали домашний арест.
Ее уголовное дело оказалось в производстве коллеги Михайловой. Но этот факт не помешал алчной подполковнице попросить через посредника у нее крупный куш за смену меры пресечения. Кроме того, на тот момент Андреевой стало очень неудобно сидеть под домашним арестом у родственников, с которыми испортились отношения. Ловкая Михайлова согласилась за 500 тысяч рублей походатайствовать перед судом, чтобы Андреева смогла переехать отбывать домашний арест в другом месте. За остальную круглую сумму, следователь пообещала впоследствии устроить ей подписку о невыезде. Свои услуги подполковница оценила в 1 млн. 200 тысяч рублей.
Обман и карман
Михайлова согласилась, и получила несколько денежных траншей. Первая часть взятки в 600 тыс. рублейМихайловой вручили прямо в своем рабочем кабинете в здании ГСУ на Лиговском проспекте. Чтобы утолить аппетиты следователя, фигурантка была вынуждена быстро и с большим дисконтом продать свой автомобиль Mazda CX-5. Вскоре суд позволил ей сменить адрес домашнего ареста.
Весной 2020 года, мечта Андреевой наконец-то сбылась, ее выпустили на подписку о невыезде. После этого еще 400 тысяч рублей перекочевали в карман Михайловой. На сей раз, деньги передавались не внутри ГСУ, а в припаркованной рядышком машине. Михайловой бы остановится и довольствоваться теми круглыми суммами, что она получила. Но нет. Сразу после того, как взятка оказалась у нее в сумочке, подполковница потребовала еще 200 тысяч сверху. Андреева согласилась, но для виду. После чего обратилась с заявлением в УСБ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. На следующем «свидании», она была задержана с поличным сотрудниками УСБ – 120 тысяч рублейоказались мечеными и на руках у Михайловой отчетливо отпечаталась «та самая» краска.
Состоялся суд, Михайлова признала свою вину. Через несколько месяцев, уже в Куйбышевском районном суде обвинение в отношении следователя было переквалифицировано со взятки на покушение на мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). Переквалифицировали дело потому, что Михайлова деятельно раскаивалась, признавала вину, и в своих показаниях заявила подтвердила, что собственно водила подследственную за нос.
Читайте ещё:Бывшего сотрудника ФСО обвинили в многомиллионном мошенничестве
Подполковница конечно же входила в следственную группу, но дело о незаконной миграции находилось в производстве другого следователя, но решений об изменении меры пресечения принимать не могла и повлиять на ситуацию тоже. Просто ловко пользовалась, теми слухами что ходили по отделу. Так как Михайлова активно сотрудничала со следствием, то вместо реального наказания она получила, отсрочку приговора по достижению ребенка 14-летнего возраста.
Но уже в 2022 году, как мы писали, Куйбышевский суд пересмотрел уголовное дело Светланы Михайловой. Приговор не устоял в апелляционной инстанции. Санкт-Петербургский городской суд вернул дело на новое рассмотрение.
На сей раз по обвинению все-таки во взятке - ч. 6 ст. 290 УК РФ. На этот раз суд определил, что Михайлова «в силу своего должностного положения могла повлиять на решение по уголовному делу, принимаемое другим следователем этого же отдела, поскольку была включена в состав следственной группы».
Наказание было назначено сроком на 8 лет в ИК общего режима. Казалось, история на этом должна была завершится. Дело Данишевского пошло своим путем, судьба Михайловой своим. Но не тут-то было.
Отдай, миллион!
Через три года после описываемых событий, в Московский районный суд поступил иск прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов Российской Федерации к Светлане Михайловой. Суть иска - применение последствий недействительности сделки, взыскании денежных средств. Если по-простому – прокурор взыскивает деньги с экс-следователя в пользу государства.
Обосновывая свои претензии, прокурор указал, что Михайлова признана виновной вступившим в законную силу приговором Куйбышевского районного суда, по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст. 290 УК РФ. Так как Михайлова брала несколько траншей денег на сумму, которую мы описали выше, то, стало быть, она незаконно получила денежные средства, которые не являются ее законным доходом, а значит подлежат взысканию. Михайлова в суд понятное дело не пришла, хотя повестка ей посылалась.
Суду снова пришлось рассмотреть обстоятельства получения Светланой Михайловой взятки. Так, было установлено что с 30.11.2019 по 19.05.2020 Михайлова получила (лично и через посредника) от подследственной Андреевой взятку в общей сумме 1 млн. 120 тысяч рублей. То есть в крупном размере. Прокурор настаивал на том, что сделка свершалась ответчиком, с целью совершенно противоположной основам правопорядка, которые Михайлова была призвана защищать. Вместо этого, она получила преступный доход, что было установлено предыдущим приговором.
Суд подумал и решил, что прокурорские требования вполне себе законны и обоснованы, и иск следует удовлетворить. Поэтому применение последствий недействительности сделки имеют место быть, поэтому теперь Михайлова должна вернуть в доход государства 1 млн. рублей
Мораль этой истории, впрочем, базируется на последних прокурорских тенденциях – возвращаться к крупным коррупционным делам, и еще раз наказывать преступника рублем, если во время первого процесса, у него не были изъяты активы, нажитые преступным путем. Так как первые два приговора не обязывали Михайлову ничего возвращать государству, то прокуратура решила сама вернутся к этой истории. Как говорят инсайдеры, такая тенденция повсеместна, и далее будет только расти.
Наша справка: