Дочка «Газпрома» скатывается в ликвидацию
«Газпром центрремонт» хочет уйти от многомиллиардной субсидиарки.
Ранее крупный холдинг в системе «Газпрома», создававшийся для улучшения качества ремонтных работ и получивший масштабные стройки госкорпорации, – «Газпром центрремонт» – скатывается в ликвидацию. Примечательно, что процесс идет на фоне требований привлечь «дочку» «Газпрома» к субсидиарной ответственности по миллиардным долгам «Энергогаза», выступавшего субгенподрядчиком проекта расширения «Пунгинского ПХГ» в ХМАО. Операции, связанные с этим обанкротившимся активом, уже стали основой для предъявления «Газпром центрремонт» «противоправных целей» и причиной вероятных существенных финансовых потерь.
Теперь наблюдатели ждут решения суда по претензиям и говорят о «наследии экс-главы актива Дмитрия Доева». Отраслевики указывают и на продолжающееся обсуждение версии преднамеренного банкротства, и на конфликты с ФНС, и на уголовный шлейф, а также вспоминают про интересы Ротенбергов и топ-менеджмента самого «Газпрома». При этом «Газпром центрремонт» встраивается в череду активов с колоссальными убытками, лидерами в которой становятся получивший крупные возможности «Газстройпром» и «Газпром Новоуренгойский газохимический комплекс».
В ООО «Газпром центрремонт» запущен процесс ликвидации. Соответствующая информация указана в выписке из ЕГРЮЛ. Ликвидатором назначена Улямаева Наталия Александровна – ранее генеральный директор «дочки» «Газпрома», и как полагают участники рынка, «подручная Дмитрия Доева» – бывшего главы «Газпром центрремонт».
Отметим, процесс стартовал на фоне продолжающихся разбирательств, в рамках которых «Газпром центрремонт» требуют привлечь к субсидиарной ответственности по долгам обанкротившегося ООО «Энергогаз».
Кроме того, расплаты требуют от того же Дмитрия Доева, на текущий момент занимающего пост генерального директора АО «Группа «ВИС», Александра Карабанова (директор еще одного актива, связанного с «Газпромом», – АО «Электрогаз»), Александра Псатия (экс-директор ООО «Научный-6») и АО «Центрэнергогаз» (сейчас подконтрольно АО «Газстройпром»).
Как сообщалось, размер кредиторской задолженности «Энергогаза», включенной в состав третьей очереди реестра, без учета неустоек ранее составил 2,66 млрд рублей, при этом 1,2 млрд приходилось на аффилированный «Газпром Центрремонт».
«Правда УрФО» подробно разбирала банкротный процесс «Энергогаза», выступавшего субгенподрядчиком проекта расширения «Пунгинского ПХГ» в ХМАО, указывая, в частности, на суждения участников рынка о преднамеренном банкротстве. Так, компания «Мегабилд», которая и инициировала банкротные разбирательства в отношении «Энергогаза», как оказалась, ранее была связана с Константином Бейритом. Последний является членом совета директоров ПАО «Селигдар» и «Русские Фонды». Впоследствии вскрылись и связи Дмитрия Доева с «Селигдар» и «Русскими Фондами», о чем также было уведомлено МВД.
Информировала «Правда УрФО» и о крупном налоговом скандале, развернувшемся в активе «Газпрома», и об уголовном деле, возбуждавшемся на Александра Карабанова. Последнего, к слову, участники рынка называют фигурой, «близкой к семье Доева», указывая на переход к нему активов от Анны Беркович – супруги бывшего главы «Газпром центрремонт». Также издание рассказывало о вероятном бизнесе родственников Доева в недружественном РФ Лондоне.
Эпизод с субсидиаркой по «Энергогазу» был связан с сомнительными сделками с недвижимостью, по итогам которых «Газпром центрремонт» предъявили «противоправную цель». В итоге, как передавало издание, недвижимость перешла за счет получения 100-процентной доли в капитале ООО «Научный-6» Бокше Андрею Андреевичу, которого федеральные медиа называют партнером совладельца Capital Group Павла Те и гендиректора «Россетей» Андрея Рюмина.
Связаны с «Газпром центрремонт» и персоной Дмитрия Доева и другие крупные конфликты внутри «Газпрома». Так, отраслевики называют частью «наследия менеджера» многомиллиардные суды, проигранные ООО «Газпром Новоуренгойский газохимический комплекс» («Газпром НГХК», Новый Уренгой) «ПФ «ВИС» (конечный бенефициар – Игорь Снегуров).
Напомним, согласно биографии, Доев еще в начале 2000-х возглавлял производственную фирму «ВИС». Далее управленец попадает в «Газпром», и как рассказывали медиа, параллельно с этим идет резкий рост выручки «ВИС». В 2009 году «ПФ «ВИС» заключает с «Газпром НГХК» договор генерального подряда, а на реализацию проекта идут сотни миллиардов. В 2017 стороны разрывают отношения, далее «Газпром НГХК» проигрывает ПФ «ВИС» суды на миллиарды рублей, а в 2021 Доев становится гендиректором группы «ВИС».
Примечательно, что перечисляемые активы, связанные с «Газпромом», при этом демонстрируют колоссальные убытки. Так, «Газпром центрремонт», по данным системы «Контур.Фокус», на конец 2022 показал чистый убыток в 1,1 млрд. АО «Центрэнергогаз» за тот же период – убыток в 1 млрд, ООО «Энергогаз» – отрицательный финансовый результат в 112,6 млн. «Газстройпром», под который ушли многие активы «Газпром центрремонт», и вовсе зафиксировал убыток в 77,6 млрд. Лидером с убытком в 185,8 млрд стал «Газпром НГХК», управляющий одиозным долгостроем в ЯНАО.
«Создание холдинга «Газпром центрремонт» чудесным образом совпало с продажей ОАО «Газпром» <…> контрольных пакетов акций пяти подрядных организаций: «Ленгазспецстрой», «Краснодаргазстрой», «Спецгазремстрой», «Волгограднефтемаш» и «Волгогаз».
Данные «непрофильные активы» были куплены Аркадием Ротенбергом и преобразованы в «СТРОЙГАЗМОНТАЖ», которое более десяти лет являлось основным подрядчиком ПАО «Газпром» и победителем конкурсов, организуемых ООО «Газпром центрремонт», включая тендер <…> по объекту «Расширение Пунгинского ПХГ».
«Дата увольнения Дмитрия Доева из ООО «Газпром центрремонт» чудесным образом совпадает с датой продажи «Стройгазмонтаж» Аркадием Ротенбергом», – обрисовывают свое видение ретроспективы авторы telegram-канала «Банкротство ООО «Югорскремстройгаз», отмечая, что ликвидация связана, судя по всему, с выходом на авансцену «Газстройпрома».
Добавим, участники рынка говорят не только о выгоде Ротенбергов от ситуации, которая годами складывалась в «Газпром центрремонт», но и рассуждают об отсутствии последствий для Доева, несмотря на многочисленные конфликты, и о крупных интересантах внутри самой корпорации».