Антимафия — мы все про вас знаем!

К нам приехал ревизор

Просмотры: 780     Комментарии: 0
К нам приехал ревизор
К нам приехал ревизор

Почему бывший глава Ростехнадзора по Северо-Западу Григорий Слабиков вышел сухим из воды.

В Санкт-Петербурге бывший глава Ростехнадзора по Северо-Западу Григорий Слабиков, обвиняемый в составе ОПГ во взятках на пять с половиной миллиардов рублей, получил 4 года условно. Для питерских силовиков, ведших дело - шок, для юристов – прецедент, для участников строительного рынка – тема для размышлений. Ведь такая огромная коррупционная сумма, обвинительный приговор, но в итоге ничтожное наказание. Так почему так получилось в суде в этом непростом деле, где, как говорится, у следствия получился размах на рубль, а удар на копейку?

Вышли из атомщиков

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор) возникла в 2004 году (разделялась раньше на три службы).

Двадцатилетний юбилей скоро. Основная тогда функция, как и все будущие, надзорная – но по атомной энергии в первую очередь. Но дальше служба получала все больше нормативных полномочий, которые касались в том числе строительства объектов разного пользования, и должна была (и сейчас) фактически давать «добро» на сдачу объектов.

Читайте ещё:Путин назначил Марию Костюк руководить Еврейской АО

В том числе, объектов не только государственной, но и коммерческой недвижимости. Разного рода. И вот, как понимаете, у некоторых недобросовестных сотрудников ведомства, в гербе которого присутствует слово «Закон», возникали и возникают определенные соблазны.

Да и змей-искуситель в данной сфере силен. Однако преступная группа, в которую входил Григорий Слабиков, скорее, использовала его высокое положение в Ростехнадзоре как статусные «корочки».

Членские и целевые взносы

Оперативные сотрудники из экономических служб и отделов петербургских ФСБ и МВД задержали Григория Слабикова еще в 2018 году.

«Коммерсант» раскрывает схему: «В материалах уголовного дела (состоит из 189 томов, без учета 81 тома вещественных доказательств) сказано, что преступная группа была создана в 2010 году тогдашним вице-президентом Ганзакомбанка Алексеем Елисеевым и предпринимателем Алексеем Шуваловым. Фигуранты зарегистрировали в Санкт-Петербурге три СРО в сфере строительства, инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования: «Стандарт-проект», «Строительный ресурс» и «Стандарт-Изыскания».

В соответствии с законодательством, со вступивших в саморегулируемые организации компаний собирались членские и целевые взносы, а также средства для компенсационных фондов (фонд является обязательным условием членства в СРО и формируется в целях обеспечения имущественной ответственности своих участников по обязательствам, возникшим вследствие причинения ими вреда). В обвинительном заключении говорится, что с 2009 по 2017 годы эти деньги в целях сохранения и приумножения размещались на счете подконтрольного бизнесменам АО «Управляющая компания "Норд-Вест Капитал"» (в 2021 году была признана банкротом).

Так, по версии правоохранителей, именно через данную УК сформированные фондами накопления выводились на фирмы-однодневки, а впоследствии и за границу. В ходе расследования полицейские пришли к выводу, что опытный банкир Елисеев отвечал за финансовые проводки - в частности, лично курировал схему перевода средств в Испанию. В конце октября 2017 года МВД России заочно предъявило ему обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ — эту же квалификацию получили и все остальные обвиняемые) и объявило сначала в федеральный, а затем в международный розыск.

В 2018 году Елисеев был задержан Интерполом на территории Евросоюза и после выдан по запросу российской стороны. В июле минувшего года бизнесмена приговорили к шести годам колонии общего режима и штрафу в 300 тыс. рублей. Его партнер Алексей Шувалов, который фактически входил в состав советов всех трех СРО, получил в марте 2021 года условный приговор: такое мягкое наказание ему удалось обеспечить себе из-за заключенной сделки со следствием».

Выступал «генералом»

Что касается Григория Слабикова, которого Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга приговорил к четырем годам условно, что юридическая сенсация, то про его участие в схеме рассказал корреспонденту «Нашей версии» оперативник экономической полиции Петербурга: «Слабиков в этой интеллектуальной ОПГ выступал в роли «генерала», это такой устоявшийся термин в преступной среде у рейдеров и прочих мошенников. У него есть «корочки» самого главы Ростехнадзора по СЗФО, это как бы круто, а потому бизнесменам тяжело было ему отказывать. Как тут не внести платежи в СРО и фонды накопления, когда об этом «просит» такой высокий чиновник? Тем более это касалось строительства объектов на сотни миллионов каждый.

А Елисеев и Шувалов уже разбирались с этими деньгами, которых набралось до пяти с половиной миллиардов: что-то вкладывалось в недвижимость в России, но, в основном, они выводились за границу, осели в оффшорах, уже недосягаемы. Условное наказание Слабикова для тех, кто оперативно и следственно вел дело данной ОПГ, плевок в лицо, «это какой-то позор», как сказал Швондер в известном фильме. Чем руководствовался суд, не понимаю. Конечно, определенные мысли на этот счет есть, но не для прессы. Обидно еще и чисто профессионально: оперативно-следственной бригадой была проделана сложная работа по выявлению преступной схемы, разных проводок, «обеления» взяток, подставных фирм, фирм-однодневок. Короче, мы в шоке. Ведь именно такие «генералы», то есть чиновники с высоким статусом, являются «пугалами» при наезде на предпринимателей».

Читайте ещё:Двух мобилизованных из Нижнего Новгорода отправили в зону боевых действий

Юрист Сергей Егоров прокомментировал приговор так: «Я не знаком полностью с материалами уголовных дел Слабикова, Шувалова и Елисеева (только он получил реальный срок), а также остальных фигурантов, но скажу о тенденциях вынесения судебных приговоров. В юридической среде, тем более среди адвокатуры, есть понимание, основанное на многолетней практике, что если суд дает условный срок – это, по сути, оправдательный приговор. Реальных оправданий в России – около 0,7% (без учета статистики по судам присяжных). Это связано с тем, что судья – весьма зависимый человек, и дело не только в «телефонном праве», это лишь политический нюанс. А вот по уголовным делам, если он выносит оправдательный приговор, то должен потом отчитаться на региональной коллегии судей, потом на общероссийской, и на нем обычно ставят крест.

Так уж повелось. А зарплата судьи и последующая пенсия более, чем солидные... Поэтому условный срок используется судьями часто – и прокуратура довольна, и защита с его клиентом удовлетворена. Этот весь мой пассаж не говорит, что Слабиков невиновен, не знаю подробностей его дела досконально. У правоохранителей шок от приговора? Но в адвокатуре, да, тоже удивление, скажем так, мы это дело обсуждаем, вдруг оно станет прецедентом. Есть мнение, что в данных уголовных делах недоработало следствие – представило мало доказательств, рассчитывая на всегдашний обвинительный уклон нашего правосудия. Замах был на рубль, а удар оказался на копейку, гора родила мышь».

Как видим, оперативники и адвокаты рассуждают об этом деле с профессиональных сторон, но это понятно, задачи-то разные. Надо сказать, что по этому делу прошли и еще несколько человек, в том числе дочь Григория Слабикова – Елена с такой же фамилией. Она и остальные помощники получили все те же четыре года условно.

СРО

Но в этой истории необходимо сказать, собственно про саморегулируемые организации – СРО, появившиеся в 2007 году, являющиеся некоммерческими. Их как раз юридически ведет... Ростехнадзор. Они, СРО, действуют в разных сферах предпринимательства.

«Вроде бы идея была правильная, - рассказывал корреспонденту «Нашей версии» бывший депутат Законодательного собрания Петербурга и глава комитета по законодательству Игорь Михайлов. – Но гладко только на бумаге оказалось. В чем благая идея? Контрольные, надзорные, ревизорские функции переложить от государства на участников конкретного бизнес-рынка, объединенных в организацию, некий консорциум. Чтобы меньше давления на предпринимателей, больше защиты для них. Но дальше, на деле, пошло все криво и косо – членские и целевые взносы в СРО стали де-факто поборами с бизнеса. А государство в лице недобросовестных «ревизоров» никуда не делось. К нам приехал ревизор - вечная русская классика. Через некоторых глав СРО коррупция на надзорном этапе с «генералом» за тем же строительством только возросла».

Да, история организации Слабикова, Шувалова и Евсеева, а также других ее соучастников, конечно, обсуждается и на строительном рынке. И много нецензурных мнений про СРО. Хотя сама идея саморегуляции по-прежнему считается здравой, но коррупционный момент затмил здравый смысл.

Справедливости ради надо сказать, что Григорий Слабиков довольно много времени как подследственный провел в СИЗО, а это совсем не сахар, так что наказание в форме лишения свободы все же понес. Другое дело, странно, когда коррупция в виде пяти с половиной миллиардов наказывается условно – в конце концов, если суд не уверен в приведенных следствием и обвинением доказательствах, то может отправить дело прокуратуре на доследование. А так получается – ни рыба, ни мясо. Или же – и нашим, и вашим.

Справка:

Григорий Слабиков начал свою чиновничью карьеру в 1992 году в Петербурге с должности специалиста правительственного комитета по управлению государственным имуществом. Затем был директором петербургского агентства Федерального управления по делам несостоятельности (банкротству), заместителем начальника Северо-Западного межрегионального территориального органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению. С 1999 года - глава Фонда имущества Ленобласти. С 2000 года — руководитель регионального отделения Российского фонда федерального имущества. С 2006 по 2009 год - начальник Невско-Ладожского бассейнового водохозяйственного управления. С 2009 по май 2018 года - глава управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Виктория Яновская

Страница для печати

Регион: Россия,

Комментарии:

comments powered by Disqus