Гамбит иркутского мэра Болотова может превратиться в цугцванг
Мы целенаправленно используем профессиональную шахматную терминологию в этой статье, так как ситуация в мэрии города Иркутска с каждым днем напоминает всё более сложную шахматную партию.
Если во времена мэра Виктора Кондрашова мэрия напоминала игру в поддавки, а во времена мэра Дмитрия Бердникова — в «Чапаева», то сейчас речь может идти только про традиционную российскую реализацию «византийской» политики, нагляднее всего реализуемую в шахматах.
Гамбит — это жертва пешки или фигуры для получения тактического преимущества в игре. А цугцванг — ситуация на поле, когда любое действие приводит к ухудшению ситуации. Именно это мы и наблюдаем.
Для непосвященных — предыстория текущей ситуации в мэрии.
Путь папиного сына
Читайте ещё:Бывшего министра Ярославской области арестовали за многомиллионную взятку
Действующий мэр Иркутска Руслан Болотов окончил военное училище, но так как именно в это время начались «лихие» 90-е, то он быстро понял, что бесплатно служить Родине — не в его стиле. Поэтому он экстренно уволился из армии, окончил «нархоз» по специальности «Экономика и управление строительством» и с головой кинулся в бизнес. При поддержке отца, крупного авторитета в строительной сфере. Аккурат в 1991 году Руслан Болотов вернулся из Монголии, где трудился во славу международной коммунистической интеграции, и сразу возглавил в Шелехове новое строительное предприятие под крышей алюминиевого завода.
О своей неудачной военной службе Руслан Болотов вспоминать не любит. И действительно, гордиться тут нечем.
При той же поддержке отца и других заинтересованных лиц Руслан Болотов на два года оказался в кресле главы Шелехова (где развалил всё то, что не развалили до него), после чего отец и всё те же заинтересованные лица пролоббировали его назначение на пост министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области. Это был декабрь 2008 года — для тех, кто в теме, весьма знаменательный месяц. 13 декабря 2008 года губернатором Иркутской области был назначен «варяг» Игорь Есиповский, и всё «тишанинское» правительство региона было экстренно заменено. Почему — вопрос для отдельной статьи. Заметим лишь, что Тишанин был родом из Челябинска, и за время его правления челябинские бизнесмены и чиновники прихватили в Иркутской области всё то, что плохо лежало. И что хорошо лежало — тоже.
Все восемь месяцев, пока Есиповский был в статусе «врио», шла его «обработка» на предмет расстановки «нужных» министров. Грех писать такое про покойного, но Есиповским манипулировали в этом смысле все, кому не лень. Не лень было никому. Самого покойного губернатора больше интересовала охота и дорогие автомобили, а регион он воспринимал без затей — как собственную кладовую.
Отметим, что управленец регионального уровня из Руслана Болотова — примерно как из зайца балерина. Подробно о качествах и компетенциях мэра мы писали в статье «Тайные струны. Психологический портрет Руслана Болотова». В приличных регионах и у вменяемых губернаторов чиновник сначала должен поработать лет пять в должности замминистра, чтобы войти в курс дела, а уже потом его кандидатура будет рассматриваться на позицию министра. Ставить министром человека, весь чиновничий опыт которого заключается в неполных двух годах управления маленьким городом — в высшей степени неразумно.
Пришедший на смену погибшему Есиповскому умный Дмитрий Мезенцев недолго терпел бесполезного министра, и вскоре Болотову показали на дверь.
Однако и тут снова случилась знаменательная дата в истории Иркутской области. В октябре 2015 года в жестокой схватке между коммунистом Сергеем Левченко, которого поддерживало мощное строительное лобби, и единороссом Сергеем Ерощенко, умудрившемся поссориться практически со всем бизнес-сообществом Иркутской области, победило бабло. Простите, оппозиция.
Посидеть на Олимпе
И первым делом Руслана Болотова назначили на должность сначала зампреда правительства Иркутской области, а потом и председателя правительства. А что такого? Ерунда, что человек ничего не смыслит в управлении регионом. Зато офицер в прошлом, хорошая биография и прекрасно выглядит. Это же главные качества для управления регионом (сарказм).
Мы не будем рассказывать все истории про то, как Болотов «рулил» правительством региона. Это достойно целого романа. Отметим лишь, что при губернаторе Левченко практически весь топ-менеджмент региона не отличался особым трудолюбием, уходя с работы вскоре после полудня, а приходя на работу вовремя, то есть к обеду. Во главе «трудоголиков» всегда стоял руководитель — Руслан Болотов, показывая им личный пример. Застать председателя правительства на рабочем месте было такой удачей, что со временем его там даже и искать перестали.
В декабре 2019 года Сергея Левченко отправили в отставку (спасибо, что не за решетку), а Руслану Болотову начали спешно искать другое теплое кресло. Приехавшего в Иркутск крайне деятельного и энергичного генерала Кобзева бездельник Болотов во главе правительства никак не устраивал.
Читайте ещё:Ливанский депутат проголосовал за американского сенатора Берни Сандерса на выборах президента
К счастью, как раз в этот момент мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, у которого удачно закончились полномочия, пригласили в правительство Якутии. И Руслана Болотова со скрипом и путем сложнейших кулуарных договоренностей буквально пропихнули в кресло мэра. Задачу ему поставили только одну: не мешать людям делать свои дела.
Удар по самолюбию бывшего офицера был, конечно, жестоким. Свалиться с регионального Олимпа в кресло пусть и столичного, но всего лишь мэра — это убийственная для чиновника потеря в статусе и репутации. Но делать было нечего, не дворником же идти работать.
Как Руслан Болотов управляет городом — видно невооруженным глазом. Гололед, пробки, коммунальные аварии, затопленные и обледенелые улицы, абсолютная вольница строительных кланов, которые вертят мэром как им хочется — это только верхушка айсберга. Сам Болотов на работе тоже не «горит», уделяя работе лишь несколько часов в день. Застать мэра на рабочем месте — это огромное везение. Даже на коммунальные аварии городского масштаба он приезжает, когда выспится — и когда всё уже ликвидируют.
К счастью, у мэра не хватает, как говорится, тямы, чтобы воровать — и на том спасибо. Но результат «управления» даёт себя знать — из мэрии дружно бегут более-менее адекватные специалисты.
Но бегут не все. Тут небольшое отступление — про еще недавнего простого журналиста, а ныне вице-мэра Иркутска Андрея Южакова.
Тень серого кардинала
Андрей Южаков был невидимой тенью Руслана Болотова во время его путешествий по иркутскому «большому серому дому», официально курируя пресс-службу, а неофициально занимаясь пиаром и политтехнологиями. Вместе с Болотовым он переехал и в мэрию Иркутска, хотя специалист такого уровня мог бы занять одну из ключевых позиций и в региональном правительстве, а то и выше.
В мэрии Иркутска Андрей Южаков достаточно быстро освоился и включил «алгоритм кукушонка». Используя полное отсутствие интереса своего шефа к работе, он замкнул на себя значительную часть тех решений, которые не требуют особой ответственности, но имеют серьезные последствия, в том числе кадровые. Результатом этого алгоритма стал доставшийся ему пост первого вице-мэра. Эту должность Южаков занял сразу после сентябрьских выборов 2023 года, вытолкнув из гнезда всех тех, кто ему мешал.
Однако и до этого назначения Андрей Южаков стал своего рода «серым кардиналом» в администрации Иркутска — человеком, который влияет на все политические процессы. Это наш герой делать умеет, и умеет хорошо, без тени иронии. Снимаем шляпу перед профессионалом.
Одновременно с этим пост начальника управления по информационной политике (то есть главного по пиару) покинула опытнейшая Марина Синчурина, пытавшаяся играть в свои игры и сохранять паритеты. Вместо нее была поставлена Валерия Деева — верная и послушная исполнительница воли Южакова.
Во время пребывания в стенах правительства Иркутской области Андрей Владимирович порядком вырос в профессиональном плане, обзавелся хорошими (или не совсем хорошими) связями, а также сформировал пул «своих» СМИ и телеграм-каналов. Причем как дружественных, так и личных.
В частности, как сообщают источники Бабра, Южаков на свои средства приобрел несколько телеграм-каналов, в том числе скандальный «Иркутский буревестник», которым до этого владела небезызвестная Светлана Замарацкая. Сейчас «Буревестник» активно используется для сведения счетов с противниками Южакова и для «вбросов» компромата. Как говорят, для работы в канале Южаков не стесняется привлекать штатных сотрудников пресс-службы администрации, что является, мягко говоря, нарушением закона или как минимум этики.
Однако достоверным является тот факт, что одним из авторов канала, получающим зарплату от Южакова, является его бывший подчиненный по правительству Иркутской области Павел Добродеев - настоящий мастер «черного пиара».
Что любопытно — в канале размещаются явно заказные и оплаченные посты. Это означает, что муниципальный чиновник может получать доход, что называется, «мимо кассы» и без уплаты налогов. Есть о чем подумать налоговой инспекции вместе с прокуратурой...
Впрочем, господин Южаков на законы смотрит, как и полагается хорошему коррупционеру, свысока, то есть по принципу «не пойман — не вор». К примеру, он продолжает оставаться совладельцем коммерческой компании «Ирксиб» (ОГРН 1113850016830), владеющей одноименным изданием.
Между тем Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» прямо запрещает муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом. Кстати, доходы ООО «Ирксиб» превышают три миллиона рублей в год, и не исключено, что вице-мэр Иркутска получает, помимо чиновничьей зарплаты, еще и коммерческие доходы. А это дополнительное грубое нарушение законодательства.
Что примечательно, второй учредитель ООО «Ирксиб», Николай Антипин — матёрый лесопромышленник и по совместительству большой друг Руслана Болотова.
К тому же «Ирксиб» — это средство массовой информации. Оно заключало госконтракты с Заксобранием Иркутской области, аппаратом губернатора Иркутской области и МУП «Иркутскавтодор». Причем как во время пребывания Южакова на должности в правительстве региона, так и во время его работы в администрации города Иркутска. Налицо махровая коррупция, незаконный лоббизм и конфликт интересов.
Про Андрея Южакова, однако, мы расскажем подробнее в следующих статьях, а пока вернемся к нашей основной теме.
Трамплин Болотова
Именно в середине сентября 2023 года, по всей видимости, было принято решение, для изложения которого и пишется эта статья. Дело в том, что Руслану Болотову крайне неуютно в кресле мэра. Ответственность большая, работать приходится много, зарплата маленькая, а воровать, как мы уже писали, мэр попросту не умеет. Болотову хочется наоборот — чтобы статус был высоким, работы мало, а зарплата большая.
Такое бывает только в федеральном центре. И все почти четыре года своего пребывания в мэрах Болотов занимался только тем, что формировал себе федеральный трамплин.
И сформировал.
По данным источника Бабра в ближайшем окружении иркутского мэра, сразу после президентских выборов Руслана Болотова ждет теплое и уютное место в федеральном Минстрое. Иркутск он бросит легко и без сожалений. На произвол судьбы.
Это и есть жертва пешки, о которой мы говорили в начале. Место мэра в полном соответствии с Уставом города займет первый вице-мэр, то есть Андрей Южаков.
Хозяйственник из журналиста и пиарщика Южакова — никакой. Он это и сам прекрасно понимает. Южаков — мастер хитрых интриг, черного пиара, компромата и политических игр. Это практически несовместимо с должностью мэра. Однако он очень хочет попасть на эту должность, и после известных кулуарных договоренностей ему никто не сможет в этом помешать.
Сейчас господин Южаков активно готовит себе платформу для будущей работы. Ищет союзников в «Единой России» и правительстве региона. Скупает телеграм-каналы и прикармливает ключевых журналистов из городского бюджета.
Андрей Южаков не скрывает, что вопрос хозяйственной деятельности он будет решать через профессиональных заместителей. Вот только большой вопрос, где их взять. Откровенно неадекватный стиль управления дуэта Болотов-Южаков уже привел к массовому бегству всех работоспособных кадров из стен мэрии. Однако мечтать никому не возбраняется — следует лишь помнить, что всю ответственность все равно несет лично мэр. Вплоть до тюрьмы и сумы.
Но есть, как говорится, нюанс.
Президентские выборы: до и после
Дело в фразе «после президентских выборов». Болотов является секретарем местного отделения «Единой России» в городе Иркутске. Именно на нем лежит вся ответственность за успех или провал выборов в городе.
И вот тут мы подходим к теме, на которую не просто не любят, но боятся говорить в окружении Руслана Болотова. Дело в том, что сами-то президентские выборы будут, безусловно, честными — это категорически требует и Администрация президента, и лично Владимир Владимирович. В победе которого никто и не сомневается.
А вот явку в городе Иркутске обязаны обеспечить в количестве триста тысяч человек. Повторим: триста тысяч человек на избирательных участках. Численность всего населения Иркутска, если кто забыл, 611 тысяч человек, включая младенцев, стариков, понаехавших, гастарбайтеров, студентов, бомжей и прочих малосознательных граждан.
Из этого числа количество зарегистрированных избирателей в Иркутске — 452 тысячи человек (по состоянию на 1 января 2024 года). То есть Руслану Болотову нужно обеспечить более 66% явки.
Для какого-нибудь села Еланцы или Баяндая такая явка — нормальное явление. Но не для политически расслабленного города Иркутска. В котором каждый второй избиратель убежден, что и без него выберут кого надо. Если не каждый первый.
Возможно, если бы речь шла о прямых выборах, например, мэра на протесте, как это было в 2010 году, то на избирательные участки пришли бы и все 400 тысяч человек. Но на президентских выборах все и без того в курсе, кто победит. И для того, чтобы избиратель все-таки пошел на участки, нужно очень активно работать. И не просто очень, а очень-очень-очень.
Кто-нибудь видит работу мэра в этом направлении за три недели до выборов? Думаем, никто. Для понимания, явка на выборы в Заксобрание Иркутской области в 2023 году была менее 25%. Основной процент неявки дал именно Иркутск. И вся вина на этом лежит на всё том же секретаре отделения «Единой России» Руслане Болотове.
И это — потенциальный провал. Если в Иркутске не будет триста тысяч человек на выборах, Руслану Болотову не видать федерального назначения, как своих давно утерянных погон.
Ну а Андрею Южакову не видать заветного кресла мэра.
Однако. В сентябре 2024 года, независимо от результатов президентских выборов, пройдут выборы в Думу Иркутска. Мэр Иркутска избирается на конкурсной основе решением депутатов числом в две трети от числа народных избранников. Попасть в кандидаты и потом убедить две трети Думы в своей исключительности — это будет отдельный квест, о котором мы расскажем в следующих статьях.
Виктория Яновская