«Тинькофф» жмется к Росбанку
Владимир Потанин намерен объединить два актива.
«Тинькофф» нацелился на присоединение Росбанка, основной владелец обоих банков Владимир Потанин считает идею перспективной, хотя два года назад говорил, что не видит синергии у этих банков. В результате интеграции может получиться игрок с активами порядка 4-4,5 трлн рублей.
Что предложил «Тинькофф»
Банковские активы владельца «Интерроса» Владимира Потанина могут объединиться в единую структуру. Совет директоров материнской компании «Тинькофф» — «ТКС Холдинг» (ранее TCS Group) — планирует предложить акционерам рассмотреть интеграцию Росбанка в «ТКС Холдинг». После объединения Росбанка и «Тинькофф» банковская группа войдет в топ-5 участников рынка «по балансу средств населения» и капиталу, и в четверку крупнейших игроков по размеру кредитного портфеля, отмечается в релизе. Это позволит бизнесу группы расти опережающими темпами, сохранить высокую доходность на капитал, акционерная стоимость «Тинькофф» выйдет на максимум, объясняет компания причины сделки.
Вопрос будет вынесен на голосование на внеочередном заседании совета директоров. «ТКС Холдинг» планирует профинансировать сделку путем допэмиссии своих акций. Оценка Росбанка будет проведена исходя из принятых рыночных мультиприкаторов для финансового сектора и независимой оценки, говорится в сообщении. Объем планируемой допэмиссии будет включать количество акций, необходимых для приобретения Росбанка, а также резерв для осуществления преимущественного права выкупа существующими акционерами.
Потанин назвал предложение по «интеграции» «Тинькофф» и Росбанка перспективным — этот шаг, по его словам, может обеспечить клиентам банков «доступ к уникальному набору финансовых услуг». По словам бизнесмена, решение по интеграции может быть принято в ближайшее время.
Пресс-служба «Тинькофф» от комментариев отказалась. К моменту публикации Росбанк на запрос не ответил. Источник близкий к одному из упомянутых банков рассказал Forbes, что речь в данном случае идет именно о создании банковской группы на основе «ТКС Холдинга», в которой оба банка сохранят свою лицензию и название.
Акции Росбанка взлетели на 22% на новостях о возможном поглощении до 129,4 рубля, затем по бумагам был объявлен дискретный аукцион. Торги акциями «ТКС Холдинг» (новое холдинговое юрлицо «Тинькофф» после переезда в российскую юрисдикцию) на Мосбирже начнутся 18 марта. «Инвесторы в Росбанк надеются, что интеграция с «Тинькофф» сделает его более динамичным, цифровым, агрессивным. Этим объясняется взлет котировок», — считает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
Два года спустя
«Интеррос» Потанина был активен на банковском рынке в 2022 году. Тогда компания приобрела 35% акций TCS Group — головной компании группы «Тинькофф», которая была зарегистрированна на Кипре (сейчас компания перерегистрировалась в российскую юрисдикцию, «ТКС Холдинг» была создана как головная компания при смене юрисдикции. — Forbes), у семейного траста банкира Олега Тинькова (признан иноагентом). Сделка происходила на фоне критики Тиньковым действий российских войск на Украине. Сумма сделки не разглашалась, но впоследствии Тиньков признавал, что продал долю в банке «за копейки» и под давлением. «Назвать сотни миллионов долларов копейками у меня язык не поворачивается. Для меня это большие деньги», — ответил на это Владимир Потанин.
Второй банковский актив — Росбанк — «Интеррос» приобрел у французской Societe Generale, которая вскоре после начала «спецоперации»* в 2022 году заявила об уходе с российского рынка. Сумма сделки составила в 0,2-0,3 капитала банка (40-60 млрд рублей), писал «Коммерсантъ». Оба банка попали под блокирующие санкции США — Росбанк в декабре 2022-го, «Тинькофф» — в июле 2023-го.
При этом тогда Потанин отмечал, что не планирует объединять Росбанк и «Тинькофф». «Мы не видим никакой синергии у этих банков и относимся к ним абсолютно по-разному. Для нас «Тинькофф» — это высокотехнологичная финтеховская компания, а Росбанк — это классический, разумно консервативный банк», — говорил миллиардер.
И «Тинькофф», и Росбанк входят в число системно значимых банков России. По данным «Банки.ру», на февраль 2024 года Росбанк занимает 11 место по размеру активов (2,139 трлн рублей), «Тинькофф» — 12-е (2,128 трлн). Объединенная банковская группа может потеснить, например, Совкомбанк (3,17 трлн рублей, 8 место). «Есть цели роста по клиентской базе и прибыли при высокой доходности. Чем больше капитал банков, тем больше денег они могут заработать. У Росбанка доходность на капитал ниже — ее можно сделать выше», — объясняет логику интеграции источник, знакомый с планами банков. По итогам 2023 года чистая прибыль Росбанка составила 28,8 млрд рублей, чистая прибыль группы «Тинькофф» — 80,9 млрд.
В результате сделки пакет «Интерроса» в «ТКС Холдинге» увеличится — вероятно, он полностью выкупит допэмиссию, говорит управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов. «С учетом того, что Росбанк в свое время был выкуплен с большим дисконтом относительно капитала, скорее всего, и в целях новой сделки у конечных бенефициаров нет резона оценивать его существенно дороже», — отмечает он. Если бы Росбанк выкупался ближе к капиталу (на 1 февраля составляет 233,9 млрд рублей), то в результате необходимой для этого допэмиссии доля «Интерроса» в ТКС могла сильно превысить 50%, рассуждает Беликов. Рыночная капитализация Росбанка на вечер 14 марта превышала 200 млрд рублей.
Зачем интеграция
Впервые в истории банковского сектора России может произойти слиянием двух системно значимых системных кредитных организаций с диаметрально разными моделями, отмечает независимый финансовый эксперт Андрей Бархота. «В Росбанке опора на физическую сеть, у «Тинькофф» — цифровые продажи и дистанционное обслуживание. У Росбанка классическая банковская модель, где представлены все продукты и сегменты, включая корпоративно-инвестиционный блок, факторинг и страхование, «Тинькофф» больше сосредоточен на розничном бизнесе», — перечисляет он различия бизнес-моделей банков. У банков разный потенциал: «Тинькофф» традиционно растет быстрее Росбанка, и рентабельность капитала у него примерно в два раза больше, чем у Росбанка — порядка 35-40% против 20%, обращает внимание Бархота. В результате интеграции банков может получиться игрок с активами порядка 4-4,5 трлн рублей, допускает эксперт.
Банковский холдинг с «Интерросом» как главной холдинговой организацией уже де-факто существует, а когда «ТКС Холдинг» будет собственником обоих банков, они станут группой, отмечает управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов. «По большому счету предполагаемая интеграция — это структурирование владения и управления активами. Эта история лежит скорее в юридической плоскости, что не отменяет синергетический эффект для обоих банков в части интеграции IT-инфраструктуры», — говорит он. В долгосрочной перспективе нельзя исключать и объединение банков под единым брендом, однако пока такой сценарий видится неопределенным, добавляет Беликов.
Еще одной причиной для объединения может быть оптимизация расходов на банковский бизнес в рамках холдинга «Интеррос», предполагает Бархота. Кроме того, эксперт отмечает, что темпы роста корпоративного кредитования могут в 2024 году быть выше, чем в рознице, поэтому объединение может поддержать модель бизнеса «Тинькофф», который традиционно больше ориентирован на розницу.