Флот компании «Сегежа груп»: пятнадцать человек на сундук мертвеца
Хроники пикирующей «Сегежи груп» настолько негативны, что она оказывает токсичное действие на «мать» – АФК «Система», контролируемую олигархом Владимиром Евтушенковым.
В апреле аналитики объявили, что бумаги последней не являются интересными для покупок.
Напомним, никому не известная до 2021 года в Иркутской области «Сегежа груп», начинавшаяся в европейской части России, ныне входит в число крупнейших арендаторов лесов Прибайкалья. Площадь лесосеки – более семи миллионов кубометров.
В 2023-м чистый убыток «Сегежи» достиг 16 миллиардов рублей против шести миллиардов годом ранее. При этом реальность оказалась еще хуже прогнозов.
Секреты неуспеха рожденной в долг «Сегежи» уже не раз рассматривались на различных площадках. Но проблема ведь не только в том, что эта история может когда-нибудь окончательно лопнуть, оставив в воздухе горькое разочарование от несбывшихся наполеоновских планов.
Читайте ещё:На танкере «Волгонефть-239» произошла утечка мазута
Проблема еще и в том, что эта бойкая компания успела внедриться в сферы жизнедеятельности Иркутской области (как и других территорий деятельности, к слову). Но при этом совершенно не вкладывается в будущее, выжимая соки из добычи. А завтра хоть трава не расти.
Так, после приобретения ООО «Интер Форест Рус» в руках «Сегежи» оказалось ООО «Верхнеленское речное пароходство» с примерно сотней судов, в основном, грузовых.
Соответственно, кроме перевозок древесины, «Сегежа» теперь является одним из основных подрядчиков «северного завоза» в Иркутской области (по Лене). От теперь уже флота «Сегежи» зависит, завезут ли в отдаленные территории на зиму необходимые для жизни грузы. Это единственный способ доставки.
И вот подход новых хозяев к управлению флотом вызывает серьезные опасения.
Во-первых, объем ремонтов сведен к минимуму. О капитальных можно вообще не говорить. Да, суда и раньше не были балованы в этом смысле, но сейчас вопрос вообще забыт и никем не контролируется. При этом ситуация явно ведется к перитониту.
Во-вторых, и это даже худший момент, стратегия управления сведена к палочной системе и тотальной слежке. Набрана целая орда так называемых охранников с соответствующими моральными качествами, которые выполняют функции повсеместного «контроля» с очень широкими полномочиями. Конечно, в соединении с полным отсутствием хоть каких-то компетенций в речном флоте эти люди делают работу профессионалов невыносимой.
Да собственно, такой подход применен не только на низовом уровне. Так, руководитель по ремонту и обслуживанию флота (!) занимался на предыдущем этапе трудовой биографии продажей запчастей к автомобилям и не имеет даже технического образования, не говоря уж о специальном.
Да прямо скажем, с профессионалами, которые порой работают в отрасли в не первом поколении, обращаются, как с пиратами в знаменитой песне, когда при неповиновении высадили на остров без воды с бутылкой рома.
Плюс очень скромная оплата труда.
Немудрено, что в «Верхнеленском речном пароходстве» такая текучка кадров. А сезон на носу. В некоторых случаях число людей в экипажах и до половины от необходимого далеко не дотягивает. Плавсостав, мягко говоря, слабо мотивирован на работу.
Кадровое вымывание в отрасли будет иметь очень тяжкие последствия для северных территорий в целом, как экономические, так и социальные. А там и без того было не идеально. Не говоря уж о том, что все серьезнее ситуация с безопасностью перевозок.
Григорий Дудник