Антимафия — мы все про вас знаем!

«Ростех» «подвели» 5G и импортозамещение?

Просмотры: 1045     Комментарии: 0
«Ростех» «подвели» 5G и импортозамещение?
«Ростех» «подвели» 5G и импортозамещение?

За что Сергей Чемезов получил первый «звоночек» от президента

Владимир Путин раскритиковал деятельность госкорпорации «Ростех», назвав результаты ее работы «скромными» во всех направлениях и подчеркнув, что это никак не связано с недостатком финансирования. Отдельно президент упомянул о фактическом провале проекта создания связи пятого поколения 5G, на реализацию которого до 2021 года «Ростеху» планируют выделить из бюджета более 21 млрд рублей из, в общей сложности, 208 миллиардов. Показательно, что на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, где глава государства высказал свою негативную оценку, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов отсутствовал, направив вместо себя своего зама Владимира Артякова. Эксперты двояко расценивают произошедшее: пока одни высказывают предположения о возможной смене руководства основных госкорпораций, вспоминая недавнюю отставку Дмитрия Рогозина, другие указывают на усиление позиций «группы Чемезова», связанное с назначением близкого ему главы Минпромторга Дениса Мантурова на пост вице-премьера. Показательно, что Мантуров отвечает за политику импортозамещения, на которую в ходе недавнего Международного молодежного юридического форума обрушился с критикой глава Следкома Александр Бастрыкин. Вот только и сам Мантуров, и его «старший товарищ» Чемезов неоднократно заявляли о «бессмысленности», «нецелесообразности» и «невозможности» полного импортозамещения. Одной из отраслей, где отечественное производство оказалось проваленным, стали цифровые технологии, на которые государство выделяет «Ростеху» миллиарды рублей. В частности, за реализацию проекта 5G отвечает подконтрольная госкорпорации компания «Спектр», получившая в январе субсидию от государства в размере 4,5 млрд рублей. Советом директоров «Спектра» руководит Василий Бровко – муж телеведущей Тины Канделаки и участник рейтинга 100 богатейших госслужащих по версии «Forbes» с состоянием 295,8 млн рублей. Тем не менее, до своего шефа Чемезова Бровко еще далеко: как известно из документов «архива Пандоры», семейству гендиректора «Ростеха» принадлежит оформленное на офшорные структуры имущество общей стоимостью 22 млрд рублей.

Президентская выволочка Чемезову и «Ростеху»

В ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Владимир Путин раскритиковал результаты работы госкорпорации «Ростех», назвав их «скромными» по всем направлениям.

«Я знаю, там сейчас коллеги будут говорить, финансирования не хватает, еще что-то. Но я просто констатирую сам факт, что происходит. В том числе по проектам создания сетей пятого поколения, развитию производства оборудования для широкого внедрения (интернет-вещания). Проект по развитию микроэлектронной отрасли пришлось полностью перезагружать в прошлом году»,– цитирует слова президента РИА «Новости».

Одновременно глава государства отметил «прогресс, достигнутый Сбербанком в области искусственного интеллекта, РЖД – по направлению квантовых коммуникаций, «Росатома» – в области композиционных материалов», что должно было больно задеть самолюбие гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова и его зама Владимира Артякова, участвовавшего в заседании. Даже замечание о невозможности признать «особенно успешной» работу в этих направлениях вкус горькой пилюли вряд ли смягчило.
Между тем, в июне прошлого года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций подписало с госкорпорацией договор о предоставлении субсидии для реализации соглашения по развитию технологий связи пятого поколения (5G). Общий объем инвестиций в проект до 2024 года оценивался в 43 млрд рублей, из них более 21,4 миллиарда представляет собой взнос из федерального бюджета. Получается, у президента возникли вопросы, связанные с расходованием денежных средств?

В итоге Владимир Путин предложил закрепить за каждым направлением из области высоких технологий куратора из числа вице-премьеров, а контроль в целом возложить на главу кабмина Михаила Мишустина. Это должно «разгрузить» первого зампреда Андрея Белоусова, в полномочия которого входит общая координация вопросов технологического развития и одновременно открыть новые перспективы перед недавно назначенным вице-премьером главой Минпромторга Денисом Мантуровым, которого неоднократно называли ставленником Чемезова. Возможно, ему теперь предстоит курировать работу «старшего товарища»?

Читайте ещё:Максим Соколов и «Ростех»: грозит ли АвтоВАЗу банкротство

Госкорпорацию ожидают проверки?

В СМИ и телеграм-каналах высказываниям президента дается разная, порой диаметрально противоположная оценка. Например, в комментарии изданию «ФедералПресс» политолог Павел Салин называет критические замечания «мягкими»и объясняет их желанием Путина соблюсти аппаратно-кадровый баланс, так как повышение Мантурова серьезно усилило«элитную группу, связанную с Чемезовым». Отсутствие гендиректора «Ростеха» на заседании эксперт считает согласованным с Кремлем.

Одновременно появляются публикации, напоминающие о недавней отставке Дмитрия Рогозина с поста главы «Роскосмоса»,а также высказывающие предположения о предстоящей смене руководства и других госкорпораций. Но здесь стоит помнить, что «Роскосмос», его объекты и проекты долгое время становились предметом президентской критики, причем гораздо более жесткой. Чего стоит оценка Путиным ситуации на космодроме «Восточный»: «воруют сотнями миллионов». Сказано это было в ноябре 2019 года, а отставка Рогозина произошла только в июле 2022-го.

В этом контексте заслуживают отдельного внимания сообщения о предстоящем проведении в «Ростехе» контрольно-надзорных мероприятий Счетной палаты и Минфина на предмет целесообразности расходования бюджетных средств. Вот только планы проверки Счетная палата озвучила еще в минувшем феврале: речь идет об анализе работы госкорпорации и Минпромторга в 2013-2021 гг., связанной с развитием

«приоритетных направлений радиоэлектронной промышленности, в том числе на внедрение и коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на реализацию инновационного потенциала».

Примечательно, что инспекцию предстоит провести и в ведомстве Мантурова, который, напомним, отвечает за политику импортозамещения. О том, каких результатов добился в этом направлении новоиспеченный вице-премьер, не называя фамилии, рассказывал на недавнем Международном молодежном юридическом форуме глава Следственного комитета Александр Бастрыкин:

«Как у нас всегда: нефть дешевеет, бензин дорожает. Что выясняется? Самолетов нет, Роскосмос получает из США составляющие наших космических кораблей, медицина японская и так далее, значит, машины… Вот я езжу на русском автомобиле. Грозят нас пересадить на Лады и Москвичи. А почему свое-то не создали?», – вопрошал Бастрыкин.

Эти вопросы, конечно же, следовало адресовать не участникам Форума, а тем, в чьей компетенции дать на них ответы. И в первую очередь – вице-премьеру Мантурову и главе «Ростеха» Сергею Чемезову, ответственным как раз за автомобили, самолеты и даже, отчасти, за медицину (структуры госкорпорации выпускали аппараты ИВЛ «Авента», получившие печальную известность после ряда возгораний в больницах Москвы и Санкт-Петербурга). Вот только обратят ли внимание в Следкоме на эффективность расходования бюджетных средств, потраченных в рамках импортозамещения, или все ограничится очередными громкими фразами?

«Тотальное импортозамещение» – «неразумно» и «бессмысленно»?

С тем, что импортозамещение в России, мягко говоря, буксует, Денис Мантуров категорически не согласен. Более того, у него есть собственная оценка происходящих процессов:

Читайте ещё:Александр Кахидзе уклоняется от вопросов о сроках строительства сухого порта

«У нас никогда не было планов заместить импорт на 100% – я считаю, это просто неразумно и на сегодняшний день. Даже в сложившейся ситуации, когда западные страны отказываются поставлять свои агрегаты, комплектующие, материалы и сырье. Есть вторая половина мира, которая готова это делать. Импортозаместить все в одночасье – это, во-первых, достаточно дорого, а, во-вторых, такой подход не даст положительного экономического эффекта», – рассуждал Мантуров месяц назад в интервью «Коммерсанту».

Сергей Чемезов в этом вопросе практически солидарен со своим протеже. В статье собственного авторства, размещенной в июне на портале РБК, он утверждает, что беспрецедентные экономические ограничения и потеря доступа к отдельным товарам, технологиям и комплектующим, ни в коем случае не являются сигналом для «тотального импортозамещения».

«Замещать все бессмысленно, экономически нецелесообразно и попросту невозможно... Изоляция, в том числе технологическая, и попытка делать все своими силами – путь в никуда. Россия должна оставаться частью глобального мира, где развитие невозможно без международных партнерств. Предательство Запада не повод закрывать окна и двери. Нам не по пути с проводниками санкций, но у нас есть партнеры в других регионах мира, которые сегодня ведут себя последовательно и принципиально»,– пишет Чемезов.

Показательно, что обе публикации вышли практически одновременно, а высказанные в них идеи звучат прямо-таки в унисон! Вот только в каких именно областях импортозамещение видится Мантурову и Чемезову «неразумным», «нецелесообразным», наконец, «попросту невозможным»?

В недавнем выступлении перед депутатами Госдумы Мантуров рассказал об успехах в производстве отечественных комплектующих для сельскохозяйственной техники, инвестициях в станкостроение, необходимости замены иностранного оборудования в топливно-энергетическом комплексе, даже о рынке строительства жилой недвижимости, который «вытаскивает» производство стройматериалов. Более того, он пообещал, что к концу 2023 года получит сертификат пассажирский самолет Ил-114-300 с отечественным двигателем ТВ7-117. Нас же в контексте вице-премьерских обещаний, а также недавней критики президента, интересует: а как, собственно, обстоят дела с цифровыми технологиями, в создании которых непосредственно задействованы получающие миллиардное финансирование госкорпорации?

Василий Бровко и убыточный вендор «Спектр»

В первую очередь, речь идет, конечно же, об интернет-связи пятого поколения – 5G. Той самой, на развитие которой государство планирует выделить «Ростеху» до 2024 года более 21,4 млрд рублей. При этом из «дорожной карты», разработанной госкорпорацией совместно с «Ростелекомом» следует: для развертывания 5G в России до конца 2024 г. необходимо в общей сложности 208 миллиардов. Сумма колоссальная. Вот только эксперты неоднократно высказывали сомнения в реализации проекта, ссылаясь на отсутствие необходимых наработок и компонентной базы.

«Очень велика вероятность того, что к 2024 году выпуск базовых станций пятого поколения и другого оборудования просто не начнется. Для создания качественной конкурентоспособной техники в этом сегменте требуются десятки лет разработок и производства... Даже получая внушительные субсидии, «Ростех» вряд ли полноценно справится с задачей импортозамещения в столь сжатый срок», – так оценивает ситуацию в комментарии «Ведомостям» гендиректор «Telecom Daily» Денис Кусков.

Недавние слова президента подтвердили негативные прогнозы. Вот только в минувшем январе «Российская газета» сообщала, что «Ростех» перечислил полученные в виде правительственной субсидии 4,5 млрд рублей компании «Спектр» – своей «дочерней» структуре, непосредственно задействованной в реализации проекта 5G. Спрашивается, что же за бездонная «бочка», с подачи Чемезова, поглощает бюджетные миллиарды?

Оказывается, ООО «Спектр», которое гордо именуется «национальным вендором телекоммуникационных решений для 4G, 5G и следующих поколений связи», было зарегистрировано в мае 2020 года на базе подконтрольного «Ростеху» Калужского электромеханического завода. В 2021 году при отсутствии выручки убытки «национального вендора» составили 80,8 млн рублей. Главе Следкома Бастрыкину следовало бы обратить внимание на провальную деятельность предприятия при его многомиллиардном финансировании.

Председателем совета директоров «Спектра» является Василий Бровко – директор по особым поручениям «Ростеха», инициатор проекта по развитию технологий 5G и его куратор по линии госкорпорации, известный также как муж телеведущей Тины Канделаки. В прошлом году Бровко занял 43 строчку рейтинга «Forbes» «100 госслужащих с самыми высокими доходами»: его состояние издание оценивает в 295,8 млн рублей. Кажется, теперь становится ясно, чье семейство использует проект 5G в качестве источника собственных доходов?

Впрочем, руководству убыточного вендора есть с кого брать пример. Напомним, что из документов получившего широкую известность «архива Пандоры», стало известно о наличии у семейства Сергея Чемезова офшорного имущества общей стоимостью 22 млрд рублей. Среди прочего, речь идет о 85-метровой яхте «Valerie» стоимостью 140 млн долларов (оформлена на британский офшор «Delima Services Limited»принадлежащий падчерице госчиновника Анастасии Игнатовой; яхта арестована по решению испанских властей), а также вилле на испанском курорте Марбелье, стоимость которой оценивается в 4,7 млн евро(зарегистрирована на компанию «Holytown Limited», владельцами которой являются Анастасия Игнатова и теща Чемезова Людмила Рукавишникова).

Как мы можем убедиться, сомнения Чемезова в целесообразности полного импортозамещения могут быть связаны не только с желанием видеть Россию «частью глобального мира». Ведь ему самому и его топ-менеджерам нужно заботиться о личном благосостоянии. Что же касается президентского недовольства, то того же Рогозина в Кремле критиковали на протяжении многих лет. А Чемезов все же фигура более влиятельная, чем незадачливый экс-глава «Роскосмоса».

Виктория Яновская

Страница для печати


Комментарии:

comments powered by Disqus